Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2021
Николай НОСОВ  29 марта 2021

Рынок облаков: взрывной рост на фоне кризиса

Пандемия сломала психологические барьеры и подстегнула прогресс облачного рынка, который на фоне стагнации ИТ-рынка увеличился за год на 19,5%.

Рост российского рынка IaaS-сервисов составил 26%, а ЦОДов, оказывающих услуги IaaS, – 37%. Выручка облачных провайдеров увеличилась за прошедший год на 16,3 млрд рублей, объем рынка достиг 99,7 млрд. «В период пандемии сильнее поднялся только рынок медицинских масок и санитайзеров», – отметил директор по развитию iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко на организованном «ИКС-Медиа» форуме Cloud & Digital Transformation 2021. На конференции, прошедшей в уже ставшим привычном онлайн-формате, удаленно присутствовали более 800 человек.
В 2020 году российский ИТ-рынок прошел этапы отрицания, гнева, торга, депрессии и принятия. Осознав, что COVID-19 – это надолго, компании начали приспосабливаться к новым условиям. 93% опрошенных iKS-Consulting в конце 2020 года компаний создали удаленное рабочее пространство – рабочие места сотрудников для совместной деятельности. 14% компаний в поисках новых ресурсов обратились к гибридным и публичным облакам.

Использование облачных сервисов стало нормой ведения бизнеса. Каждая третья (32,5%) крупная компания в России арендует инфраструктуру облачных провайдеров. При этом наша страна не только потребляет облачные услуги, но и поставляет их на экспорт. Доля зарубежных клиентов в выручке IaaS-провайдеров увеличилась и составила 8,1%, что превышает долю российских федеральных округов.

ИТ-ландшафт новой реальности
Круглый стол «ИТ-ландшафт новой реальности»

Пандемия и карантинные меры привели в минувшем году к взрывному росту спроса на облачные услуги. В мире в целом даже наблюдалась нехватка ресурсов облачных поставщиков. «Страх потери бизнеса оказался сильнее страха перехода в облака», – прокомментировал директор по ИТ компании 3data Валентин Соколов. Психологический барьер был сломан, облака пришли к заказчикам на постоянной основе.

«Надо учитывать полученный опыт и понимать, что пандемия не разовая ситуация, она может повториться и завтра, и в следующем году. Если вы изначально к этому готовы, уже используете облачные технологии и режимы удаленной работы, то переход будет достаточно простым», – подчеркнул главный инженер Citrix Сергей Халяпин.
Выступает Сергей Халяпин

«Во многих исследованиях отмечается, что эффективность сотрудников в удаленном режиме повысилась. Не надо тратить время на дорогу, можно провести больше встреч по видеосвязи. С другой стороны, бесконечные видеоконференции у сидящих дома людей вызывают выгорание. Они перестают чувствовать реальность происходящего», – посетовал директор по развитию бизнеса Mail.ru для бизнеса Алексей Печенин. Другой минус удаленной работы – отсутствие пространства для формирования идей, что особенно сильно сказывается на подразделениях, которые занимаются методологической и организационной работой. Будущее – за гибридным режимом со свободным графиком посещения офиса и за софтверными решениями, повышающими функциональность и эффективность такой работы.

Выступает Алексей Печенин

Структура потребления и дальше будет меняться в пользу облачных сервисов. Из-за особенностей российского законодательства заказчики в первую очередь рассматривают локальных поставщиков. Важный плюс локальных облачных сервисов – меньшее время отклика. Отрасль смогла «переварить» запрос на организацию рабочих мест с помощью облака, но региональные компании столкнулись с проблемами. «Работать из Новосибирска в московском дата-центре неудобно из-за задержек. Мы увидели спрос регионального потребителя, которому нужны дата-центры неподалеку от себя. Причем довольствоваться малым он не будет, речь идет о строительстве полноценных ЦОДов по всей России. Строительство ЦОДов в регионах – это тренд», – заявил руководитель направления облачных продуктов «Мегафона» Алексей Извеков.

Выступает Алексей Извеков

Облачный провайдер как интегратор

За время пандемии изменился профиль клиента. Если раньше основными потребителями облаков были достаточно «продвинутые» в ИТ компании, желающие оптимизировать расходы и повысить мобильность сотрудников, то теперь – не имеющие нужных компетенций организации, вынужденно переходящие в облака из-за карантина. Сервис-провайдер превратился из архитектора для обладающих экспертизой крупных компаний в инструктора для новичков, не готовых к цифровой трансформации, но стремящихся пережить кризис. К функциям расчета сметы и подбора архитектуры добавилось консультирование бизнеса, причем не только по вопросам предоставления удаленного доступа, но и по оптимизации ИТ-ландшафта.

Функции ИТ-интегратора, по мнению Валентина Соколова, могут брать на себя дата-центры, предлагая сервисы и компетенции в «одном окне». Владение своей инфраструктурой позволяет ЦОДу гарантировать клиентам качественный сервис и надежность базовых услуг. И на этой основе они могут строить гибридные архитектуры клиентов, включающие решения on-premise и интегрированные кастомизированные облачные сервисы.
Выступает Валентин Соколов

Платформенные облачные сервисы (PaaS) помогают клиентам создавать решения, которые дают конкурентные преимущества на рынке. Задача облачного провайдера – предоставить как можно более обширный инструментарий для создания таких решений, напомнил управляющий директор SberCloud Михаил Лобоцкий. Например, компания SberCloud запустила более полусотни IaaS/PaaS-сервисов.

Облака и государство

По мере ослабления карантина потребность в использовании облачных технологий снизится. Но сохранится изменившееся отношение к облакам, причем не только у руководителей компаний SMB, но и в окологосударственных структурах.

В экономике РФ доля государства превышает половину, поэтому неудивительно, что государственные проекты цифровизации и развития облачных технологий приковывают внимание игроков рынка. Вызывают интерес вопросы о том, кто сможет получить контракты на разработку платформ и облачных сервисов, какие требования предъявит государство к желающим принять участие в конкурсе, как будет реализовано «Гособлако» – экосистема предоставления государственным структурам услуг хранения, обработки и передачи данных по сервисной модели с применением облачных технологий.

Концепция создания Государственной единой облачной платформы (ГЕОП) была утверждена полтора года назад Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р. Тогда же начался эксперимент по переводу информационных систем федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и государственных внебюджетных фондов в ГЕОП, продленный на 2021–2022 годы.

Выступает Константин Гурзов

В «Гособлаке» реализованы катастрофоустойчивая инфраструктура и отказоустойчивая работа предоставляемых ресурсов. В ГЕОП мигрировали 50 информационных систем, в том числе фельдъегерской службы (25 ИС), Ростехнадзора (11 ИС), Росархива (3 ИС). Перенесено более 1,3 Пбайт данных, к государственному облаку подключены более 10 тыс. сотрудников. «Критических инцидентов зарегистрировано не было, простоя информационных систем не зафиксировано», – подвел краткие итоги года эксперимента директор Департамента проектов по информатизации Минцифры России Константин Гурзов. 

Дальнейшее развитие «Гособлака» – масштабирование и подключение к ГЕОП новых ФОИВ и внебюджетных фондов. В 2020 году еще 10 ведомств захотели участвовать в эксперименте. Будут вестись работы по созданию системы мониторинга и управления, расширению перечня платформенных сервисов и сервисов информационной безопасности и созданию стендов для тестирования технических решений. Планируется внесение изменений в нормативные правовые акты для формализации подходов к построению «Гособлака» и подготовки к выходу из эксперимента. Будут разработаны единые стандарты и требования к провайдерам в части надежности и безопасности, в том числе технической инфраструктуры.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!