Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7-8 2008
28 июля 2008

Эволюция бизнеса: от непрофильного к профессиональному

Бизнес коммерческих ЦОДов в России делается все более профессиональным. О его эволюционном пути и проблемах рассказывает Сергей ЗАЙЦЕВ, заместитель коммерческого директора, Stack Group.

С. ЗайцевКоммерческие дата-центры в России начали строить в начале 2000 г. Причем занимались этим в основном телекоммуникационные провайдеры, заинтересованные в развитии пакета услуг, предлагаемых клиентам, и, как следствие, в увеличении объема генерируемого ими трафика. Но, обращаясь к услугам такого дата-центра, клиент попадал в зависимость от одного оператора, который болезненно воспринимал желание клиента получить резервные каналы связи у других операторов. Все это до недавнего времени налагало серьезные ограничения на работу клиентов.

 

Следующей вехой можно считать 2006 г., когда по времени совпали три процесса. Во-первых, бизнес клиентов дата-центров телекомоператоров заметно вырос и потребовал наращивания компьютерных мощностей; во-вторых, ценовые войны, которые вели между собой интернет-провайдеры, привели к сильному снижению цен на трафик (по крайней мере в Москве); в-третьих, началось бурное развитие крупных интернет-проектов, требующих больших ресурсов и «толстых» каналов связи. Вот тут и выяснилось, что площадок для размещения этих ресурсов катастрофически не хватает.

 

Общую картину усугубило то, что одновременно пошел в рост корпоративный сектор. Компании, имевшие собственные небольшие серверные в офисах, столкнулись с необходимостью их модернизации. Но новое оборудование, которому нужны более мощные системы электропитания и охлаждения, далеко не всегда могло быть размещено в старых стенах. К тому же не у всех компаний есть возможность, ресурсы и желание заниматься созданием и обслуживанием такого инженерно сложного объекта, как ЦОД. Отсюда – очередь желающих разместить свое оборудование в коммерческих дата-центрах. И это несмотря на активное развитие сети дата-центров SDN, ввод в эксплуатацию московского дата-центра ISG, реализацию «Синтеррой» инициативы «40 х 40».

 

Причин тому три. Во-первых, строительство дата-центров – это большие инвестиции в инженерные системы, в компьютерное, телекоммуникационное, сетевое и прочее оборудование. Вовторых, в Москве острый дефицит электрических мощностей, а для серьезного дата-центра нужно как минимум 5 МВт. Втретьих, большой заинтересованности в подобных инвестициях трудно ожидать от операторов связи, которые пока составляют большинство владельцев ЦОДов – для них услуги ЦОДов бизнес отнюдь не основной.

 

Неудивительно, что появление «неоператорских» дата-центров было с энтузиазмом воспринято корпоративными заказчиками, которые не могут или не хотят работать только с одним оператором и уделяют большое внимание обеспечению непрерывности сервисов дата-центра, влияющих на успешность их бизнеса. Они внимательно следят за анонсами проектов строительства дата-центров в Подмосковье (Дубна, Пущино), регионах («40 х 40», Санкт-Петербург). Но насколько их ожидания будут оправданны, пока неясно, поскольку, вопервых, требования корпоративных заказчиков и владельцев интернетпроектов к ЦОДам сильно различаются, а вовторых, в России до сих пор нет ни одного системного интегратора и ни одной строительной компании с опытом проектирования и строительства больших и «правильных» дата-центров. Экскурсии на западные ЦОДы, безусловно, полезны, но просто увидеть, как выглядит дата-центр снаружи и даже изнутри, недостаточно, а о тонкостях мало кто рассказывает. Поэтому чем длиннее эволюционный путь компании на рынке услуг дата-центров в России, тем ниже вероятность грубых ошибок (проектных, юридических, эксплуатационных) и, соответственно, выше уровень лояльности к ней клиентов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!