Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2008
16 сентября 2008

Статистика в поиске общих знаменателей

Публикуя цифры по тому или иному сегменту рынка, мы часто оговариваемся: «по разным данным», «по разным оценкам». СМИ тиражируют результаты исследований аналитиков, которые оперируют статистическими данными работающих на рынке компаний, а те в свою очередь собирают и предоставляют эти данные по утвержденным Росстатом формам федерального государственного статистического наблюдения. Но рассчитан ли фундамент этого «дома», построенного Росстатом, на «высотку» конвергентного рынка?..

Госсистема сбора и предоставления статистических данных в последние два года переживает серьезные реформы: в 2007 г. приняты закон «Об официальном статистическом учете и системе госстатистики в РФ» и соответствующая ФЦП, в этом году введен новый классификатор продукции по видам экономической деятельности… Но, похоже, для отрасли связи это все полумеры, поскольку сама отрасль объединяет массу новых услуг, возникших в результате конвергенции трех миров – телефонного, компьютерного и медийного.

Татьяна ТолмачеваЧтобы оценить перспективные потребности отрасли в системе сбора статистики, Некоммерческое партнерство «Центр исследования проблем развития телекоммуникаций» (НП ЦИПРТ) и журнал «ИКС» собрали за круглым столом «Статистическое наблюдение за отраслью связи и вызовы времени» авторитетный консилиум аналитиков крупнейших операторов связи и аналитических агентств.

Круглый стол провела Татьяна ТОЛМАЧЕВА, ведущий консультант агентства «iKS-Консалтинг».

Участники круглого стола:

Алексей АВЕРКОВ, инвестиционный холдинг «ФИНАМ»

Вадим ВАНЬКОВ, «АКАДО Телеком» (ОАО «Комкор»), директор по стратегическому маркетингу

Борис ГУЛИДОВ, IDC, ведущий аналитик

Наталья ЕРМОЛАЕВА, «Связьинвест», зам. начальника отдела координации взаимодействия с регулирующими и надзорными органами в области связи

Михаил ОРЕХОВ, МТТ, начальник отдела маркетингового планирования

Алексей ТРУЖЕНИКОВ, «Ростелеком», менеджер по стратегическому маркетингу

Алексей ТУРУНОВ, СММ, директор департамента стратегии

Андрей ЧАЗОВ, «Эр-Телеком», руководитель информационно-аналитической службы

Николай ЧУРАЕВ, «Скай Линк», директор по маркетингу

Сергей ШАВКУНОВ, «ТрансТелеКом», начальник отдела мониторинга

Где кроются разночтения?

 Федеральная служба государственной статистики (Росстат) постановлением от 14.12.07 № 101 утвердила для операторов связи следующие формы федерального государственного статистического наблюдения:

*годовые с отчета за 2007 г. – № 18-связь «Сведения об организациях связи», № 41-связь «Сведения о технических средствах междугородной, внутризоновой и международной телефонной связи», № 44-связь «Сведения о технических средствах сетей местной телефонной связи», № 51-связь «Сведения о технических средствах сетей кабельного и эфирного вещания, радиосвязи»;

* квартальные с отчета за I квартал 2008 г. – № 3-связь «Сведения о технических средствах для оказания услуг в сети передачи данных и телематических услуг связи», № 4-связь «Сведения об обмене (трафике) на сетях электросвязи», № 5-связь «Сведения об обмене на сетях почтовой связи», № 13-связь «Сведения о качестве услуг электросвязи», № 14-связь «Сведения о средствах электросвязи», № 54-связь «Сведения о сетях подвижной связи», № 65-связь (услуги) «Сведения о доходах от услуг связи».

* ранее утвержденные формы – № 21-связь, № 40-связь, № 61-связь, № 31-связь, № 15-связь, №12-связь (срочная), № 57-связь – сохранены без изменений.
«ИКС»: Ежеквартально, ежегодно операторы заполняют с десяток форм статотчетности. Казалось бы, все должно быть посчитано и просчитано до мелочей, открыто и прозрачно. Однако в оценках рынка сплошь и рядом встречаются погрешности, и порой весьма существенные (скажем, оценки объема рынка МГ/МН-связи разнятся на 30%). Хотелось бы услышать в первую очередь мнение самих операторов связи, как они ведут свою статистику формы и почему возникают такие разночтения.

Михаил ОреховМ. Орехов: Главные проблемы статистики в отрасли – это смешение и двойной счет. Например, «ростелекомовская» статистика в принципе достаточно точная, потому что люди там работают серьезные, они всегда сделают как надо. А если посмотреть, скажем, статистику «Голден Телекома», то уже по цифрам видно: там явная смесь данных по разным услугам, и выделить из нее МГ/МН-связь невозможно. Чем это вызвано, понятно: каждая публичная компания заинтересована в представлении хороших экономических показателей. Поэтому часто бывает так: компания выходит на новый сегмент рынка, где намерена заняться демпингом, и ради получения хороших показателей часть расходов по этому сегменту она вполне может выносить в статьи расходов по другим, высокодоходным, сегментам.

Отследить это никак невозможно. Несколько лет назад министерство рассылало операторам требования по ведению раздельного учета. Что из этого получилось? Поскольку единой методологии ведения раздельного учета нет, каждая компания выбирает выгодную ей методику. Формально нарушений нет, но данные по-прежнему «переползают» из одной статьи в другую, и в результате нельзя даже сравнить итоги деятельности разных операторов по публикуемым статистическим показателям.

Я не знаю, что с этим двойным счетом делать. Самое простое и правильное для оценки объема рынка – считать, сколько конечный потребитель платит за услуги связи (я говорю про МГ/МН-связь, которая мне ближе). Но не будем забывать, что в статистике операторов отражаются также и доходы от услуг, предоставляемых на рынке межоператорского транзита, в том числе операторам сотовой связи. Есть некие методики оценки как транзитного рынка, так и рынка конечных пользователей. Но четкой методологии нет, а из публикуемой сегодня операторами «суммарной» статистики оценку объема указанных сегментов рынка вытащить нельзя. Вот в чем, на наш взгляд, сейчас самая большая проблема использования статистических данных для оценки объема различных сегментов рынка.

Алексей ТружениковА. Тружеников: Если в основу всех расчетов закладывать именно потребление услуг конечными потребителями, то двойной учет, скорее всего, можно будет исключить. Потому что в любом случае все эти операторские перепродажи, пропуски трафика и т.д. замыкаются на конечного потребителя. Если же будет учитываться именно человек, потребляющий услугу, тогда, наверное, можно будет приблизиться к более или менее объективной оценке объемов и рынков. А дальше уже смотреть, какие есть ступени передачи, какие стадии пропуска этого трафика, какие стадии перепродажи, и соответственно их оценивать. Но в любом случае отталкиваться нужно от конечного потребителя.

Мы, собственно, вот так, своими силами, и строим модели расчетов рынка и по сегментам, и по регионам. Взяв за основу результаты исследований, опросов или какие-то экспертные оценки, выстраиваем матрицу, в том числе путем наложения операторского рынка на рынок конечных пользователей. У «Ростелекома» достаточно большая выручка от межоператорских услуг, и понять, сколько денег можно заработать на этом рынке, мы пытаемся, исходя из оценок объема потребления в том или ином регионе. Затем необходимо оценить потребности операторов, которые с такими абонентами работают, и просчитать потребности «Ростелекома» и возможность его участия в этих процессах.

Сергей ШавкуновС. Шавкунов: Задачи статистики и определения рынков разные. Статистика является некой базой для расчета этого рынка. Как мы в «ТрансТелеКоме» оцениваем свой рынок? Есть такая модель как бы со стороны рынка – up-and-down. Сначала вы смотрите сверху на рынок (скажем, берете статистику), а потом берете какой-нибудь отчет конкретного сегмента и проверяете: совпадает или нет? Как бы начинаете снизу. И вот путем нескольких итераций (учета межоператорского рынка, например) вы составляете четкую структуру рынка. И дальше уже с ней оперируете.

Повторю: статистика должна предоставлять базовые данные. Вряд ли она нам даст понятие о рынке в целом, полностью ответит на все наши вопросы. То есть работу аналитиков она не заменит. И поэтому, соответственно, какие-то модели рынка на основе данных статистики так или иначе придется разрабатывать.

Н. Ермолаева: Как холдинг мы занимаемся промежуточным сбором статистики между компаниями группы «Связьинвест» и непосредственно министерством. В целом заполнение форм – это достаточно отлаженный процесс, так как наши компании достаточно крупные, давно работают на рынке и, соответственно, занимаются статистикой уже долгое время. Однако операторы считают, что в связи с изменяющейся нормативной базой, развитием новых услуг в существующие формы отчетности необходимо вносить изменения. Предложения об изменении форм и инструкций, которые поступают от компаний и профильных департаментов, направляются в Минкомсвязи России. Но предложений за последние годы было принято немного. Министерство можно понять: на рынке работают тысячи предприятий и любые изменения в существующих формах повлекут за собой дополнительную путаницу. Одновременно Росстат налагает свои ограничения, считая, что для государственного федерального наблюдения такой широкий перечень показателей не нужен.

А. АверковА. Аверков: Самая большая проблема при учете – несопоставимость показателей за аналогичные периоды разных лет. Операторский рынок, в частности МГ/МН, в формах стат-отчетности представлен слабо. В 2006 г. операторский рынок был, это называлось «сдача в аренду средств международной и междугородной связи». А в 2007 г. эта строка почему-то таинственным образом исчезла. В результате данные невозможно сопоставить.

Николай ЧураевН. Чураев: Что касается сотовой связи, то адекватной оценки объемов ее трафика лично мне найти не удалось. И я считаю, что основных проблем две. Во-первых, отсутствие классификатора. Во-вторых, некорректные сведения, предоставляемые игроками рынка. Поэтому необходимо как минимум ужесточать требования по предоставлению статистической отчетности. Я бы даже сказал: нужно начать с каких-то карательных мер.

В. Ваньков: Если, например, говорить про услуги доступа в Интернет, то в официальной статистике заложен тройной, четверной, пятерной и т.д. счет: цепочка предоставления услуги может быть очень длинной, когда между первичным оператором и конечным потребителем существует еще несколько операторов. При этом каждый из таких операторов отчитывается по объему переданного трафика и полученному доходу. А если эти операторы объединились и, соответственно, в цепочке их стало не шесть, а три – у нас что, объемы рынка сократились? Отсюда возникают неадекватные оценки, которые в дальнейшем используются при расчете темпов роста рынка и т.п.

Борис ГулидовБ. Гулидов: Что касается телекома, то мы действительно видим, насколько неэффективным получается анализ статистической информации. На основании данных Росстата практически невозможно оценить, как формируется рынок, каков его потенциал. Дело доходит порой до курьезов. Причем это характерно даже не столько для телекома, сколько вообще для статистики. Так, например, по данным Росстата, в России 53 млн домохозяйств, а по данным других источников – 73 млн.

ИКТ в зеркале статистики

«ИКС»: Изменение роли ИКТ в экономике должно быть отражено в статистике. Надо признать, что отраслевая статистика сегодня не отражает новые экономические и технологические процессы и услуги, которые уже достаточно громко заявили о себе в отрасли и которые нужно учитывать хотя бы потому, что операторы зарабатывают на них деньги (электронная коммерция, цифровое ТВ, цифровая дистрибуция контента).

С. Шавкунов: Если мы хотим преобразовать наше общество и понимать цель этих преобразований, мы должны учесть те новые явления, которые происходят в нашей отрасли. В частности, рас-пространение Интернета. На мой взгляд, говоря, как заполняются строки, мы очень легко можем потерять основную идею: для чего всё это делается? какова цель общества в целом? Важно понять общее видение рынка. Сегодня мы имеем такой, «технологический», взгляд на развитие общества. В принципе это вполне объяснимо: отрасль инновационная, отрасль высокотехнологичная и, соот-ветственно, все услуги, о которых мы говорим, как правило, привязываются к технологии. И это в общем-то правильно. А вот наша задача, наверное, помочь нашему регулятору и статистическим органам выработать более правильные классификаторы. И начать нужно с четкой классификации того, что мы измеряем.

Т. Толмачева: Сейчас отраслевой классификатор объединяет у нас транспорт и связь, совершенно в другой статье отражаются информационные технологии и где-то в других группах экономической деятельности отражается медийное направление. Кроме того, часть экономических явлений не находит отражения в существующей системе статистического наблюдения. С другой стороны, для операторов в системе статистического наблюдения существует очень много показателей, причем не все из них определяют развитие рынка и дают возможность его проанализировать.

Что же происходит на международном рынке? С 2000 г. достаточно активно проходит реформирование систем статистического наблюдения во многих странах – в Японии, Великобритании, Австралии, Гонконге. Основные направления – объединение телевещания, связи, информационных технологий и медиа в единое ведомство; принятие новых отраслевых классификаторов, в которых объединяются и связь, и информационные технологии, и медиа; внедрение новых показателей, характеризующих эффективность отрасли и уровень развития информационных технологий в государстве. Пересмотрена роль информационных технологий вообще в экономике, и, соответственно, внедряются показатели, которые могут оценивать роль ИКТ для развития экономики.

Наталья ЕрмолаеваНаверное, логично объединять по примеру международных рынков те ведомства, которые отвечают за связь, за информационные технологии. У нас же регулятор вроде как объединен, а система статистического наблюдения заточена только под связь. По информационным технологиям собирается минимальное количество показателей.

Понятно, что нужно внедрять новые показатели, пересматривать классификатор с учетом услуг, появившихся позднее. И пересматривать, соответственно, методы сбора данных, чтобы снизить нагрузку на объекты статистического наблюдения и при этом облегчить предоставление информации. Например, в той же Японии очень активно используют электронные методы сбора данных. Сейчас, я думаю, это можно делать и у нас.

При этом не стоит забывать, что успех реформирования системы наблюдения зависит от целого ряда условий. Одно из них – осознание значимости наблюдения на государственном уровне и полная государственная поддержка. Необходимо, чтобы статистическое ведомство более оперативно реагировало на изменение потребностей в информации. Сейчас наше общество, экономика развиваются очень быстро, и понятно, что скорость реагирования на эти изменения необычайно важна и для экономики.

М. Орехов: Думаю, с этим креном в область коммуникаций все еще больше запутается. Связь сейчас остается локомотивом отрасли в целом. Но если посмотреть показатели по компьютеризации, то со временем, боюсь, там опять все это завяжется так, что концов не найдешь.

Н. Ермолаева: Сейчас технологии идут настолько впереди тех же форм, что в принципе, пока описывается новая услуга, появляется уже другая – и поспеть за этим процессом статистике невозможно.

Алексей ТуруновКонвергенция ИКТ и медиа

«ИКС»: Законодательство меняется, правила меняются, а формы статотчетности остаются прежними. Если и корректируются, то не отражают существующее состояние дел. Что же следует менять и надо ли менять вообще?

А. Турунов: Мне кажется, наша основная задача здесь – прийти к общему знаменателю и понять, что и как мы определяем. Возвращаясь к нашей «кухне», попытаемся сформулировать, наверное, главный вопрос: ЧТО есть абонент платного телевидения. Потому что зачастую абонента кабельного телевидения и спутникового телевидения не всегда можно отнести к абонентам платного ТВ. Определив эти, по сути, базовые вещи, дальше уже можно будет отталкиваться и переходить на более глубокие ступени анализа.

Андрей Чазов
А. Чазов: «Эр-Телеком» намерен выйти с инициативой и привести рынок платного телевидения к неким единым стандартам. Потребность есть в одинаковом понимании, что такое абонент, что такое услуга. Возможно, следует организовать агентство, которое бы сначала четко определило все понятия, а потом собирало статистику.

В. Ваньков: Я, честно говоря, не верю, что удастся создать какие-то универсальные формы. Мало того, если мы будем каждый месяц менять методологию, то никогда в жизни никто в ней не разберется и как сравнивать эти данные с предыдущим периодом? Даже если мы все здесь соберем пожелания по изменению форм, я не уверен, что мы решим задачу для каждого персонально. Тут, мне кажется, универсального решения не существует вообще.

Вадим ВаньковМнение регулятора

Объединим усилия?


По предложению редакции в качестве заочного участника дискуссии свою точку зрения на проблемы статистического учета в отрасли изложила заместитель директора департамента госполитики в области связи Минкомсвязи Т.А. МОИСЕЕВА.

И государство, и компании – потребители статистической информации. Но – разной. Если государство 
на основании статистики формирует предложения, требования и прогнозы по развитию сети, то компаниям нужна другая статистика – позволяющая оценить рынок с точки зрения аналитики и маркетинга. Им надо решать, куда двигаться, какие сегменты рынка занимать. В этом отношении, например, форма № 65-связь «Сведения о доходах от услуг связи» ничего им не дает. Но эта форма важна регулятору для формирования тарифов на присоединение, на пропуск трафика, когда вопрос стоит об установлении тарифов на регулируемые конечные услуги.Тамара Моисеева


С точки зрения департамента, который занимается вопросами регулирования и подготовкой нормативно-правовых актов в области связи, сегодня самая большая проблема в 
статистической системе отрасли – устаревший формат статистических данных и форм, в которые они облекаются. Появилось много новых технологий и новых направлений в отрасли; соответственно, и оценки должны быть другими. Но подход должен быть комплексным, не следует отказываться от всего и сразу. Скажем, сейчас начали активно считать количество телефонов на домохозяйство. Понятие «домохозяйство» в нашем законодательстве как норма не определено – и на одном этом мы получаем существенные статистические разночтения в отношении одной сути. Между тем для определения уровня проникновения услуг в международной практике существует устоявшийся термин – количество телефонов/компьютеров на 100 жителей, и здесь не надо изобретать ничего нового.

Статистика – специальная отрасль, влияющая на подготовку прогнозов, без которых ни одно государство не может развиваться. А для отдельно взятого предприятия статистика – его лицо. Обе стороны видят необходимость перемен. На мой взгляд, следует создать рабочую группу из представителей бизнеса и регулятора, чтобы изучить опыт сбора статистических данных о работе компаний в Евросоюзе, сопоставить его с потребностями российского рынка и изложить свои рекомендации.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!