Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2008
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  16 октября 2008

Регионы – драйвер телекома

Причины и следствия смещения бизнес-активности в сторону регионов анализирует ведущий консультант агентства «iKS-Консалтинг»

Российский телеком-рынок, и региональный как важная его составляющая, еще молод – ему всего 20 лет. Конъюнктура на нем пока благоприятная, чему, в частности, способствует проникновение в регионы розничных сетей, а розница – двигатель телекома, поскольку торговые сети без связи, ИКТ-инфраструктуры, ERP-систем, логистики существовать не могут. Лицом к регионам поворачиваются банки: им нужны транспортные магистрали, VPN, информационные системы, средства защиты… Но в первую очередь сдвиг телеком-активности в сторону от Москвы обусловлен тем, что столичный рынок близок к насыщению, доходность бизнеса и ARPU там падают.

Вторая волна

– распространение массового широкополосного доступа в Интернет – накрыла сегодня регионы. (Первая была в 1997–1998 гг., когда туда сместился пик развития сотовой связи.) Показательна в этом плане динамика роста абонентской базы региональных компаний, в первую очередь МРК: с 360 тыс. в конце 2006 г. до 815 тыс. на 01.07.2008.

Если раньше все упиралось в дороговизну ШПД, это было предложение не для массового потребителя, а для высокодоходных слоев населения, то в последние два года на магистральный рынок пришли новые игроки, под давлением конкуренции снижается стоимость оптового интернет-трафика, провайдеры получают возможность предлагать абонентам более дешевые тарифы и безлимитный доступ, а безлимитка – это драйвер интернет-доступа.

В крупных городах уровень проникновения услуги ШПД сопоставим с московским – 30–40%. На территории всего субъекта Федерации эта цифра, конечно, размывается. Но уже сейчас ясно, что домашний Интернет станет такой же распространенной услугой, как сегодня сотовая связь. Массовый интернет-доступ должен стать точкой роста ШПД, потому что корпоративный рынок, важный, несомненно, для любой крупной компании, претендующей на национальный масштаб, развивается не так быстро.

За счет регионов в последние годы растет рынок платного телевидения, которое в столичных городах не выдерживает конкуренции с хорошо развитым эфирным ТВ. В регионах же уровень индустрии развлечений ниже, там платное ТВ стало даже безальтернативным вариантом, особенно после прихода туда крупных стратегических инвесторов, которые начали модернизировать сети.

В поход на регионы

двинулись все крупные московские операторы: «Корбина», АКАДО, исторически сидевшие в Москве, «Комстар»... Естественно, конкуренция усиливается, небольшие региональные компании, столкнувшиеся с недостатком финансирования, скупаются. При этом действует многоуровневая структура продаж: мелкий бизнес аккумулируется инвестором среднего масштаба в какой-то пул активов, потом переупаковывается более крупным инвестором, который вводит стандарты управления, модернизирует сети, тиражирует успешный опыт, после чего предлагается за большие деньги другому покупателю. Так создавались NetByNet, «Мультирегион»… Типичный пример – НКС. Актив начинался на уровне нескольких миллионов, с покупки «Санкт-Петербургских кабельных сетей», а был продан за $2 млрд.

Много вопросов вызывает модель объединения регионального бизнеса вокруг «Стрим-ТВ», когда АФК «Система» нахватала массу активов, вложила $1,5 млрд в НТК. Когда и за счет чего это окупится? Что делать с разнородными сетями объединенного холдинга? Можно ли сводить их под общим брендом? Единый бренд – это функциональные преимущества, но какая может быть функциональность, если в одном регионе анонсируются интерактивные сервисы, а в других таких услуг нет?!

Более продуманный подход к покупке компаний продемонстрировали «Голден Телеком», НКС, «Мультирегион» – у них активы относительно дешевые.

Стратегия региональной экспансии требует взвешенного подхода, менеджменту нужно просчитывать ситуацию на два-три шага вперед.

За счет регионов растет и уровень капитализации. Та же НТК оценивается на уровне полутора миллиардов, а уровень капитализации за счет объединения регионов выше.

Укрупнение компаний – позитивный процесс для регионов. Как в свое время экспансия сотовиков в регионы, так сегодня объединение «Голден Телекома» с «ВымпелКомом» благоприятно влияют на региональный бизнес.

Есть бизнес-оазисы и есть экономически непривлекательные районы – крупные компании пока обходят их стороной. Село тоже интересует игроков рынка в последнюю очередь: там инвестиции окупятся не скоро. Цифровое неравенство сохраняется, поэтому значительной остается роль государства. И что бы ни говорили о нацпроекте «Образование», он в определенной степени способствовал распространению ШПД в России, хотя за ним, первым в области ИКТ, тянется шлейф негатива.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: