Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 6 2005
А. В. КУДИН  Е. Н. ПЕТРОВА  Сергей МЕЛЬНИК  01 июня 2005

Чего не хватает операторам для поддержки современной деловой среды



Какие требования предъявляет к оператору деловая среда

Термин «современная деловая среда» (Modern Business Environment) появился несколько лет назад при описании модели взаимодействия телекоммуникационных компаний в условиях информационного общества. Такое взаимодействие подразумевает использование ИКТ при общении сотрудников внутри компании и компаний между собой. Причем если прежде такие контакты обеспечивались довольно узким набором средств – телефоном, факсом, электронной почтой и локальными сетями, то сегодня используются глобальные сети с общими ресурсами баз данных, возможностью передачи видеоизображения в реальном времени из любой заданной точки, высоким уровнем информационной безопасности и другими важными характеристиками.

В условиях современной деловой среды операторы нуждаются в механизмах, позволяющих постоянно анализировать рост рынка, проводить операционный контроль, обеспечивать стратегическое планирование и следить за минимизацией затрат. Снизить себестоимость услуг при одновременном обеспечении требуемого качества позволяют новые технологии на основе коммутации пакетов. Без специализированных автоматизированных систем решить эту задачу невозможно.

Обеспечить высокое качество услуг можно либо за счет избыточности ресурсов сети (что влечет за собой увеличение себестоимости), либо за счет гибкого управления трафиком в реальном времени. Автоматическое управление трафиком требует дополнительных затрат на внедрение соответствующих систем, что повышает себестоимость услуг. Но со временем, когда системы себя окупают, услуги дешевеют (в отличие от варианта, когда только привлекаются избыточные ресурсы). Поэтому обычно на начальном этапе внедрения новых технологий операторы экономят на избыточных ресурсах, что немедленно отражается на качестве услуг. Повышение качества услуг должно быть экономически обоснованно. Например, если компания выходит на рынок услуг, все ниши которого уже заняты, ей необходимо привлечь абонентов, предоставив условия, более выгодные, чем у других компаний. В этом случае качество услуг часто становится решающим фактором для корпоративных клиентов, которые приносят оператору наибольшую прибыль.

Основные особенности современной деловой среды (рис. 1) – большое количество компаний, принимающих участие в предоставлении услуги потребителю, и необходимость проявлять при этом максимальную гибкость.

Использование программно-аппаратных комплексов позволяет операторам не только получать нужную информацию от разнотипных устройств сети, но и выделять повторяющиеся сегменты данных, подтверждать их получение, преобразовывать в нужный формат, накладывать фильтры, дублировать системные сообщения, сообщения об ошибках и производить проверку состояния устройств.

Наиболее распространенные форматы принимаемых данных в телекоммуникационных системах – XML, AMA, CSV, CIBER и TAP. У разных служб IP-сетей разные требования к системе сопряжения. Устройств достаточно много, и каждое генерирует служебные сообщения в своем формате. Чтобы они были совместимы, требуется специальная расшифровка, которая усложняется большими объемами повторяющихся данных (IP-сеть не ориентирована на соединение, поэтому маршрутные сообщения от одной датаграммы приходят одновременно с разных устройств). Системные сообщения о прохождении пакетов по разным маршрутам вызывают трудности при стыковке сообщений физического и логических уровней.



Между тем, операторской компании необходимо вести учет всех сообщений для сбора статистической информации и в конечном счете для эффективной работы автоматизированной системы расчетов. Поэтому для организации новых услуг на сетях с коммутацией пакетов необходимо внедрять программно-аппаратные комплексы, способные поддерживать особенности работы служб IP-сетей в реальном времени. Это касается как сотовых операторов, так и операторов фиксированной связи.



Современная сеть не зря называется инфокоммуникационной. В оказании услуг связи участвуют самые разнообразные компании (рис. 2). Наряду с компанией-оператором, у которой остаются функции предоставления ресурсов для передачи пакетного трафика сервисов, есть провайдеры услуг и провайдеры контента, агрегаторы контента и хостинг-провайдеры, провайдеры подключения и посреднические компании. Можно с уверенностью сказать, что взаимодействие всех компаний-участниц между собой будет эффективным только при наличии четко разграниченных сфер деятельности и надежного механизма взаиморасчетов, по возможности – в реальном времени.

Проводные сети продолжают динамично развиваться. Несмотря на то что наблюдается всеобщая тенденция уменьшения доходов от голосовых услуг, прибыль компаний увеличивается за счет внедрения новых сервисов на базе технологий корпоративных сетей IP VPN, а также IP-телефонии (VoIP) и широкополосных приложений, таких как видео по запросу и сетевые игры.

Современные бизнес-модели предполагают наличие широкополосного доступа в сеть (рис. 3). К классу услуг широкополосного доступа относятся и связанные с электронной коммерцией, и телебанкинг, и удаленное кредитование, и бонусные операции для постоянных клиентов. При всем многообразии форм смысл у всех моделей услуг один – привлечь как можно больше потенциальных клиентов, заинтересовать их воспользоваться услугами повторно. Соответственно, услуги должны стать более доступными, а их качество – удовлетворять требованиям потребителя.



Что поможет снизить себестоимость услуг связи

Как всегда, наиболее простые и очевидные цели требуют сложной схемы их достижения. Чтобы удовлетворять требованиям современной деловой среды, поставщики услуг связи должны внедрять автоматизированные системы для отслеживания особенностей новых служб цифровых сетей (сервисов) в совокупности с постоянным анализом меняющихся требований потребителя.

Специалисты Института сотовой связи сталкивались с подобными программно-аппаратными комплексами при проведении сертификационных испытаний. Наиболее функциональной из них, с нашей точки зрения, является решение Inter-mediatE от компании INTEC. Это не означает, что сегодня нет других систем с близкими параметрами. Мы использовали в статье данное решение лишь для иллюстрации возможностей стыковки различных компаний на телекоммуникационном рынке, поскольку для проведения испытаний в рамках обязательной сертификации наш институт вот уже несколько лет сотрудничает с компанией INTEC и имеет опыт по тестированию систем InterConnecT и IntermediatE.

Принципы построения систем класса Inter-mediatE:

Гибкость – обеспечение поддержки новых операционных моделей, направленных на увеличение доли рынка благодаря комплексному предоставлению услуг с учетом требований потребителя.

Контроль – снижение затрат за счет использования универсальной системы, работающей с любыми услугами, продуктами, потребителями и методами оплаты, в том числе указываемыми пользователями.

Учет будущих потребностей – адаптация систем к условиям изменения деятельности компании, объемов предоставляемых услуг и изменяющихся требований потребителей.

Финансовые гарантии – контроль за каждой отдельной операцией, от подключения до выставления счета за оказанные услуги.

Таким образом, системы должны модернизироваться с учетом появления новых операционных моделей с целью завоевания большего сегмента рынка услуг.

В работе системы необходимо обеспечить контроль за состоянием всех счетов в реальном времени. Это касается как расчетов с абонентами, так и взаиморасчетов компаний. С увеличением количества компаний, участвующих в оказании услуги, задача усложняется.

Многообразие компаний-участниц означает большие возможности выбора для потенциального потребителя. Поэтому для того чтобы удержать клиентов, компания должна постоянно следить за потребностями клиента и оценивать целесообразность их удовлетворения.

Наконец, четкая работа со счетами гарантирует возмещение стоимости оказанных услуг.

Как оптимизировать бизнес - процессы компании

Во всем мире для сотовых операторов возможности конкуренции в существующих сетях 2G, ориентированных на передачу речи, практически исчерпаны. В России, в силу ее географических особенностей, конкуренция пока существует, но уже очевидно, что возможности такой борьбы очень ограничены. Практически единственным механизмом, который не выгоден ни одному из конкурентов, становится снижение тарифов.

Таким образом, основы будущего соперничества компаний и повышения доходов лежат в плоскости предоставления услуг 2, 5G и 3G. Среди них можно выделить передачу сообщений мультимедиа, широкополосное радиовещание, push-to-talk, а также всевозможные приложения, связанные с реализацией мобильного офиса. В этом случае оператору придется одновременно обрабатывать учетные записи сетей 2, 5G и 3G, основу которых составляют поля протокола IP базовой сети и элементов GGSN, SGSN, PDSN, MMS-С; записи приложений для различных видов контента; записи, связанные с необходимостью поддержки имеющихся голосовых услуг.

Для одновременной обработки всех записей компании опять-таки потребуется автоматизированная система. Более 50 крупных сотовых операторов во всем мире используют систему класса Inter-mediatE. На ее примере покажем методику решения задач, возникающих в новых условиях работы телекоммуникаций.

Системы класса Inter-mediatE позволяют вести учет и анализировать все записи, связанные с технологической реализацией услуг.

Возможности системы Inter-mediatE:

Концентрация информации по функциональным особенностям различного оборудования на сети оператора позволяет снизить себестоимость технической эксплуатации.

Единая система поддержки всех технологий и служб цифровой сети помогает оптимизировать бизнес-процессы компании.

Построение системы управления процессами без дополнительного оборудования и ПО других производителей повышает адаптируемость сети к новым требованиям рынка и новым технологиям.

Таким образом, система позволяет оптимизировать техническую эксплуатацию сети по трем основным направлениям:

Предупреждение снижения доходности. Согласно статистике аналитической компании Ernst & Young, потери прибыли сервис-провайдеров из-за недостаточно точного и оперативного учета передаваемых данных составляют 3 – 8%. Точный учет циркулирующего между компаниями трафика – основная цель внедрения системы класса Inter-mediatE. Например, компания CANTV*благодаря такой системе сократила потери при обработке записей в CDR до значения менее 0, 1%, а кроме того, получила следующие дополнительные возможности:
  • перемаршрутизацию трафика в случае регистрации определенных событий;
  • встроенный механизм подтверждения доставки данных без потерь на всех стадиях;
  • наблюдение потоков данных «из конца в конец» и ведение статистики;
  • повышение эффективности методов восстановления информации при наличии ошибок передачи;
  • многократную обработку данных с учетом статистики системы наблюдения;
  • верификацию статистических данных;
  • локализацию и извлечение любых данных на всех стадиях процесса обработки.
Ускоренный запуск новых услуг в коммерческую эксплуатацию. Аналитические исследования показывают, что компания, которой удается первой захватить рынок новых услуг определенного вида, получает в среднем около 65% всей прибыли от продажи этих услуг за все время их оказания. Компания, которая приходит на рынок второй, забирает 15 – 25% доходов, и 10 – 20% распределяются между теми, кто присоединяется позднее. Учитывая такую пропорцию, скорость внедрения новых технологий и услуг в коммерческую эксплуатацию становится главным определяющим фактором доходности.

Системы класса Inter-mediatE предназначены для поддержки большого количества услуг на основе различных технологий. В условиях снижения прибыли от традиционных услуг операторам для повышения доходности бизнеса приходится внедрять новые сервисы, большинство из которых базируется не на какой-либо одной технологии, а на взаимодействии служб нескольких сетей. Например, совокупность служб сетей по технологиям VoIP поверх хDSL или поверх Wi-Fi (WiMAX). Такие непростые технологические решения требуют адекватных средств сопряжения и учета трафика.

Наглядность графического интерфейса способствует более эффективному управлению техническим процессом организации услуг. Системы класса Inter-mediatE упрощают и облегчают разработку решений, основанных на нескольких взаимодействующих технологиях, благодаря раздельному управлению и наблюдению за стыками, начиная с этапа внедрения и далее на всех стадиях эксплуатации услуги. Встроенная функция ускоренной разработки приложений (Rapid Development Environment) со стандартными шаблонами сокращает срок внедрения новых приложений.

Совместимый Java-интерфейс позволяет ускорить подключение новых сетевых элементов к системе; поддерживать новые форматы передаваемых данных; быстрее инициализировать новые каналы от сети к абоненту и оптимизировать бизнес-процессы оказания услуг.

В совокупности перечисленные функции фактически устанавливают новые стандарты, сокращающие время разработки, планирования и внедрения новых услуг на сетях связи. Достаточно сказать, что система уже успешно используется. В мае 2004 г. систему Inter-mediatE внедрили две крупнейшие компании – ITXC Corp., один из лидеров мирового рынка предоставления услуг IP, и Teleglobe, оператор услуг международной связи. Позже их примеру последовали China Telecom, PLDT, Telkom South Africa, Telecom Colombia, Telenor, Telia, VSNL, Intelig, Vietel и Data Access.

Учет ожидаемых требований потребителей. В условиях острой борьбы за клиента компаниям очень важно постоянно отслеживать меняющиеся требования потребителей. Для этого разрабатываются специальные механизмы системы менеджмента качества. Но для того чтобы они работали динамично, требуются конкретные автоматизированные системы. Применение систем класса Inter-mediatE гарантирует 100% -ную точность счетов пользователей, что является ключевым элементом для достижения взаимопонимания с клиентами. Такие инструменты системы, как логическое испытательное окружение для бизнеса (Business Logic Test Environment), позволяют устранять ошибки на этапе конфигурирования услуги, что помогает оператору уменьшить ее себестоимость путем устранения лишних обращений в службы работы с абонентами и технической поддержки.

Испытания подтвердили способность IntermediatE обрабатывать в течение 10 час. 12, 8 млрд событий. На сегодняшний день этого достаточно, чтобы обеспечить работу российской операторской компании любого масштаба. Для большинства из них требуется менее 50 млн сетевых событий в день.

***


Представленное решение можно рассматривать как один из способов адаптации существующих в России сетей связи к требованиям современной деловой среды. Проблема недостаточного количества в стране контент-провайдеров, слабого распространения современных телекоммуникационных сервисов во всем их многообразии в большой степени связана с отсутствием механизмов взаимодействия компаний и систем для его обеспечения.

Контент-провайдер может находиться и в Европе, и в Америке, и в Австралии. Важно не только довести до потребителя контент, но и корректно рассчитать стоимость услуги с учетом важности этого параметра для всех заинтересованных сторон.

Получается замкнутый круг: строить широкополосные сети без достаточного наполнения и, соответственно, клиентской базы невыгодно, а создавать контент нужно под конкретный спрос. Можно смело утверждать, что для новых сетей связи очень важно наличие автоматизированных комплексов, которые помогали бы оценивать ресурсы, необходимые для удовлетворения ожидаемых требований потребителя, оценивать себестоимость новых услуг и обеспечивать взаимодействие всех компаний, участвующих в оказании услуги.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!