Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2005
Тамара Александровна МОИСЕЕВА  01 июля 2005

Фиксированная связь начинает жить по новым правилам

При разработке Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи учитывалась семилетняя практика применения действовавших до 1 июля 2005 г. Правил оказания услуг телефонной связи, и многое из «старых» Правил перешло в новые. При этом в Правилах появились новые положения в развитие ФЗ «О связи» и ряда постановлений Правительства РФ, а также учтены положения принятых нормативных правовых актов. В целом новые Правила разработаны в соответствии с ФЗ «О связи», Законом РФ «О защите прав потребителей» и нормами Гражданского кодекса РФ.

Правила регулируют отношения между абонентами (пользователями) и операторами связи при оказании услуг фиксированной телефонной связи. Причем в качестве абонента (пользователя), в отличие от прежних Правил, выступают как физические лица, так и юридические.

Изменилась и сама структура документа. Он построен в соответствии с положениями пункта 2 ст. 44 ФЗ «О связи», в которой установлен перечень вопросов, регламентируемых правилами оказания услуг связи. Правила насчитывают 148 статей, структурированных по шести разделам: Общие положения; Порядок и условия заключения договора; Порядок и условия исполнения договора; Порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора; Порядок рассмотрения претензий; Ответственность сторон.

В новых Правилах существенно расширена статья, в которой устанавливаются термины и определения, используемые в данном документе. В основном это сделано на основе практики применения действующих нормативных правовых актов по вопросам оказания услуг связи, а также с целью описания новых понятий, на которых строится большинство норм данных Правил: «код выбора сети телефонной связи», «дополнительный абонентский номер», «предоставление доступа к сети местной телефонной связи», «предоставление возможности доступа к услугам телефонной связи», «тарифный план».

Правила вобрали в себя многое из нормативных правовых актов, принятых в развитие ФЗ «О связи». Так, вместо общепринятого понятия «дополнительные услуги телефонной связи» в Правила введена норма из Постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» (№87 от 18.02.05) о возможности предоставления оператором связи, наряду с услугами телефонной связи, иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение потребительской ценности.

В Правилах приводится перечень экстренных оперативных служб, доступ к которым осуществляется посредством набора единого номера (номеров): служба пожарной охраны, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, служба милиции, служба скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети, служба «Антитеррор». Как видим, к четырем традиционным экстренным службам добавлены «Антитеррор» и «чрезвычайные ситуации». На оператора также налагается обязанность создавать систему информационно-справочного обслуживания для предоставления абоненту (пользователю) информации об услугах телефонной связи и их оказании. При этом, согласно Правилам, такая система должна состоять из информационно-справочных служб и информационно-справочных печатных изданий, включая телефонные справочники. Кроме того, бесплатные информационно-справочные услуги разделены по видам оказываемых услуг телефонной связи (местной, внутризоновой, междугородной и международной). Учитывая развитие рынка услуг связи, а также появление нескольких операторов связи, оказывающих услуги фиксированной телефонной связи на территории одного и того же муниципального образования, субъекта федерации и пр., Правилами предоставляется возможность создания несколькими операторами единой системы информационно-справочного обслуживания.

Новый документ, в отличие от предыдущих Правил, не предусматривает использование типового заявления о заключении договора оказания услуг телефонной связи и формы типового договора о предоставлении услуг телефонной связи. Вместо этого новыми Правилами устанавливается перечень условий, в том числе существенных, которые должны в обязательном порядке присутствовать в договоре оказания услуг телефонной связи, заключаемом в письменном виде.

Впервые в договорную практику при оказании услуг связи введено понятие договора, заключение которого осуществляется путем совершения конклюдентных действий*. Такой договор имеет срочный характер и заключается при оказании разовых услуг телефонной связи с использованием таксофонов или средств коллективного доступа (договор считается заключенным с момента осуществления абонентом или пользователем вызова).

Правила также регулируют отношения операторов, предоставляющих различные услуги путем использования одной и той же абонентской линии (например, при использовании абонентом ADSL-соединения).

Некоторые нормы данного документа, как и нормы Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденных Постановлением Правительства РФ №161 от 28.03.05, направлены на либерализацию рынка дальней связи. Так, оператор связи, получивший лицензию на деятельность по оказанию услуг внутризоновой или междугородной и международной телефонной связи, обязан в срок, не превышающий 1 месяц с момента получения им кода выбора сети, опубликовать об этом информацию в СМИ. При этом оператор, оказывающий услуги междугородной и международной телефонной связи, обязан разместить эту информацию в СМИ всех субъектов Российской Федерации.

Новые Правила устанавливают механизм реализации нормы ФЗ «О связи» в части выбора абонентом-гражданином системы оплаты услуг местной телефонной связи.

При оплате услуг местной (при повременном учете), внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи соединение продолжительностью менее 6 секунд не оплачивается. Если же продолжительность телефонного соединения составляет более 6 с, то в общий объем продолжительности телефонного соединения для целей оплаты учет продолжительности соединения берется с 1-й секунды.

На основании многочисленных обращений пользователей услуг связи в новых Правилах появилась норма, которая регламентирует размер оплаты услуг связи в том случае, когда абонент-гражданин вступает во владение жилым помещением, где ранее был установлен телефон. В этом случае стоимость доступа к местной телефонной сети равна размеру месячной абонентской платы.

Впервые в отрасли введено понятие «карта оплаты услуг телефонной связи» и определено, какая информация должна быть на ней размещена. При этом установлена норма, согласно которой абонент, в случае авансового платежа, имеет право обратиться к оператору за возвратом денежных средств за неиспользованные услуги связи, а оператор обязан эти средства вернуть.

Правилами регламентируется процедура выставления абоненту счета за предоставление услуг связи. Также в договоре абонент должен определиться с формой и местом доставки счета.

Регламентируется процедура рассмотрения претензий: в соответствии с законом «О связи» претензии рассматриваются в 60-дневный срок.

От «ИКС». Вместе с Правилами оказания услуг фиксированной связи в действие вступают Правила оказания услуг подвижной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.05) – 28-й по счету утвержденный документ из перечня нормативноправовых документов к закону «О связи». На очереди – аналогичные документы для телематических услуг и передачи данных, затем – для телерадиовещания. Разумеется, жизнеспособность новых правил должна быть проверена временем. Тем не менее, на наш взгляд, комментарии компетентного специалиста будут интересны читателям журнала. Следите за будущими номерами.

Заместитель министра информационных технологий и связи РФ Б. Д. Антонюк: «Наверное, основное достоинство новых Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи в том, что права потребителя защищены в них гораздо лучше, чем в предыдущем документе».

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!