Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
19 декабря 2008

Год универсалов, период конкуренции, время абонентовСм.также "ИКС" №12'2008

По мнению аналитиков рынка, уходящий год отмечен усилением консолидации крупных телекоммуникационных активов, выходом операторов на смежные рынки. И хотя говорить о полноценной конвергенции услуг еще рано, конкуренция явно работает на абонента.

  Стремление к универсализации – основной тренд операторского рынка. Ваши комментарии его явных и неявных проявлений в 2008 г.  

Г. СменцаревГ. Сменцарев: Тенденция к универсализации, или пакетированию услуг – вполне естественный процесс на телекоммуникационном рынке, выгодный как операторам, так и потребителям услуг связи. Операторы получают возможность за счет предоставления пакетов услуг расширить доходную базу и повысить лояльность абонентов, а пользователи телекоммуникационных услуг, со своей стороны, получают возможность потреблять все интересующие их услуги от одного оператора, обеспечивая себе одну точку контакта с поставщиком услуг связи.

Основные проявления данной тенденции:

  • выход ряда операторов на рынок услуг международной и междугородной телефонной связи (в дополнение к «Ростелекому», ТТК, «Голден Телекому», МТТ – это «Эквант», «Арктел», «Синтерра», «Комстар-ОТС»);
  • выход кабельных операторов на рынок услуг телефонной связи («АКАДО»);
  • выход телефонных операторов на рынок предоставления телевизионных услуг (с использованием технологии ADSL);
  • объединение операторов, предоставляющих различные услуги связи, в рамках единой компании (приобретение «ВымпелКомом» оператора «Голден Телеком», изучение целесообразности аналогичных действий руководством АФК «Система» в отношении МТС и «Комстара-ОТС», прерванное финансовым кризисом.

Н. КоротковаН. Короткова: Консолидация крупных телекоммуникационных активов должна была привести к появлению конвергентых предложений, и действительно мы видим это в значительной степени в сегменте корпоративных пользователей. Однако операторы не предлагают на сегодня конвергенцию на платформенном уровне. Пока речь по-прежнему идет лишь о паллиативных версиях конвергенции в виде различных сервисов (переадресация, единый номер). Я думаю, что на сегодня полноценная конвергенция может осуществиться только крупным оператором, имеющим и фиксированные, и мобильные активы, и только в альянсе и при активном содействии вендора оборудования.


Сегодня информационные технологии стали одним из основных условий успешного развития бизнеса, но успех приложений и оборудования как никогда зависит не от функциональности как таковой, а от возможности интеграции этого функционала в бизнес-проессы предприятия. В связи с этим новые дополнительные услуги, пока недостаточно востребованные предприятиями, можно было бы стимулировать посредством включения их в пакетные преложения. В целом я разочарована отсутствием пакетных предложений в сегменте малого и среднего бизнеса. На Западе это широко распространенная практика, однако у нас она пока не прижилась. Это может быть связано с тем, что малый бизнес в России развит слабее и в меньшей степени охвачен инфотелекоммуникационными технологиями, чем на Западе. Однако, ввиду насыщения рынков крупных корпоративных заказчиков и стабилизации телекоммуникацонных расходово в сегменте крупных предприятий, операторам стоит обратить особое внимание именно на малые предприятия как перспективный ресурс для развития бизнеса.


В сегменте частных пользователей, к моему большому разочарованию, пакетные предложения также отсутствуют, хотя по-прежнему Triple Play и Double Play являются «горячими» темами. Единственным позитивным сдвигом в этом направлении является предложение МГТС, объединяющее фиксированную связь и Интернет-доступ, и подобные инициативы традиционных операторов на региональных рынках. Между тем, учитывая возрастающее проникновение Интернет доступа, имеются все возможности для продвижения пакетных тарифных планов, которые обещают быть очень популярными. Согласно исследованиям, проведенным в
2008 г., до 50% Интернет-пользователей готовы подключиться к пакетным предложениям от текущих провайдеров, а значительная часть готова даже сменить провайдера ради пакетного предложения.


В. ДемчишинВ. Демчишин: В условиях финансового кризиса стремление операторов к универсализации будет усиливаться, поскольку позволит уменьшить капитальные и операционные расходы и, как следствие, эффективность бизнеса в целом, а также капитализацию объединенных активов.


С технологической точки зрения,
  у  таких операторов появляется возможность реализовать современные решения на основе платформы IMS и обеспечить доступ пользователей к интересующему контенту независимо от среды доступа. Однако здесь пока существует проблемы субъективного характера: недоверие пользователя (особенно корпоративного) к использованию решений "из одного окна" (технологические риски) и боязнь полной зависимости от одного оператора (финансовые риски). Эти проблемы универсальным операторам придется решать.


*появление интереса крупных операторов к практическому внедрению конвергентных решений на базе платформы IMS (например, объявленный "Комстар-ОТС" в октябре
2008 г. проект перевода значительной части сети МГТС на решение IMS).


О. ВласоваО. Власова: Несмотря на то, что мы считали оказание услуг только мобильной связи эффективнее, чем оказание конвергентных услуг, "ВымпелКом" первым из компаний «большой тройки» объединил мобильный и фиксированный бизнес. С другой стороны, в России сегмент фиксированной связи "Вымпелкома", вероятно, будет развиваться быстрее сегмента сотовой связи, благодаря быстрому развитию широкополосного доступа в Интернет. В частности, согласно нашим прогнозам, выручка "Вымпелкома" от услуг фиксированной связи в 2009-2011 гг. вырастет на 69% до 3,3 млрд долл., а ее доля в совокупной выручке оператора в
2011 г. достигнет 19%. В среднесрочной перспективе эффект синергии будет заметен в основном в части затрат: по оценкам, экономия затрат "Вымпелкома" в ближайшие три года достигнет 400 млн долл., что соответствует прогнозу синергии от объединения, озвученному самой компанией (440 млн. долл.). С точки зрения выручки, мы пока не видим тех конвергентных услуг фиксированной и мобильной связи, которые были бы способны стимулировать рост выручки в ближайшее время. Возможно, поддержку доходной части бюджета "Вымпелкома" окажут услуги B2B, запускаемые совместно с "Голден Телекомом".


В целом, стремление к универсализации является неизбежным и оправданным шагом телекоммуникационных компаний. Основной вопрос, возникающий в этой связи, - это экономическая целесообразность сделок по покупке конвергентных бизнесом в сопоставлении с потенциальным эффектом синергии. Так, и покупка "Голден Телекома", и сделка по покупке "СТРИМ-ТВ" компанией "Комстар-ОТС" вызывают опасения с точки зрения цены.


А. БогатовА. Богатов: Я полагаю, что речь идет не столько об универсализации, сколько об экономической концентрации на рынке в целом. При этом универсальность воспринимается менеджментом как источник синергетического эффекта, что мне представляется весьма спорным. Например, я сомневаюсь в том, что приобретение "Вымпелкомом" "Голден Телекома" может преследовать иные цели, нежели экономическую концентрацию, причем говорить о «синергии сервисов» не приходится – да ее и не происходит на практике.


С другой стороны, универсализация происходит и в технической сфере (наиболее яркий пример – NGN). Использование нейтральных технологических решений просто обрекает оператора на универсальность. И это, с моей точки зрения, очень хорошо как для абонента, так и для самого оператора.

 



  Какие тренды рынка телекома работали в 2008 г. на интересы абонентов, а какие против них?

Н. Короткова: Думаю, что на абонента работает активный рост рынка платного ТВ – появляется разнообразный контент. На абонента будут работать и пакетные предложения, так как ему будет удобнее и дешевле приобретать услуги телефонии, Интернет доступа и ТВ от одного оператора, а на сегодня именно удобство и стоимость являются основными факторами выбора услуг.


С большим сожалением я узнала о решении "Голден Телеком" приостановить развитие сети Golden WiFi. Несмотря на все ограничения данной технологии по сравнению с FTTB и другими технологиями проводного доступа, я считала, что этот проект имеет определенную ценность для домашних пользователей.


О. Власова: Основным трендом телекоммуникационного рынка последних лет стало снижение ARPU практически по всем видам услуг. В
2008 г. наблюдается некоторая стабилизация ARPU мобильной связи в рублевом выражении в России, в то же время ARPU услуг ШПД, особенно в регионах, снизился почти на треть. В дальнейшем снижение стоимости услуг широкополосного доступа в Интернет в регионах будет идти более медленными темпами, приближаясь к уровню ARPU Московского региона.


Несомненно, социальную направленность носит и отказ ряда МРК от повышения тарифов на местную связь весной
2008 г.


Интересам абонентов отвечает и государственная программа развития универсальной услуги связи, работы по которой проводятся всеми МРК «Связьинвеста», а также программы «Интернет в школы» и интернетизация медицинских учреждений.


В целом, отрасль дружественна и чувствительна к потребностям клиентов. Из основных «упущений» 2008 года можно отметить сложности с запуском 3G в Москве из-за отсутствия необходимых частот. Косвенно нагрузку на конечных пользователей накладывает и неэффективная тарификация услуг зоновой связи.


А. Богатов: В пользу абонентов безусловно работает усиление конкуренции на рынке услуг связи. Речь идет не только о снижении тарифов, ресурс которого уже в значительной степени выработан, но и конкуренции в области качества и содержания услуг связи, ресурс которого куда более значителен, если вообще ограничен.


Против интересов абонента, на мой взгляд, работает все более агрессивная рекламная политика (оборотная сторона усиления конкуренции). Операторы все чаще пользуются невежеством абонента – с одной стороны, это довольно эффективный метод, с другой стороны, ненужная услуга так и останется ненужной вне зависимости от степени промытости мозга потребителя потоком рекламного сознания.


Т. МеньковаТ. Менькова: На абонентов работал рост конкуренции, в частности,
  увеличение количества игроков на рынке дальней связи, широкополосного доступа. Вложения в магистральные сети создали дополнительные условия для развития интернета в регионах. В целом, можно говорить о том, что государство, которое сдерживало увеличение тарифов на местную связь, также в какой-то мере действовало в интересах абонентов.


Против абонентов работало недостаточно быстрое внедрение режима hot choice со стороны МРК. Конечно, это можно объяснить нехваткой ресурсов для модернизации АТС, но нельзя исключать, что речь идет о целенаправленной игре в пользу родственного «Ростелекома».

 



   Вы – абонент. Какими новыми коммуникационными услугами/сервисами Вы начали пользоваться в 2008 году?

 

Г. Сменцарев: В 2008 г. в дополнение к имевшемуся широкополосному доступу в Интернет от ЗАО «АКАДО Столица» я стал подписчиком на услуги расширенного пакета телевизионных программ от этой же компании, и очень доволен появившимися новыми возможностями. Помимо богатого набора специализированных телевизионных программ, включая наиболее интересующие меня познавательные и образовательные телеканалы National Geographic, Animal Planets, Discovery, Viasat и др., я получил высокое качество изображения, а также услуги телегида и поддержки списка любимых каналов.


Н. Короткова: К сожалению, я являюсь консервативным и непродвинутым абонентом и с огромным трудом пользуюсь даже самыми базовыми услугами.


О. Власова: В
2008 г. я начала активно пользоваться мобильным Интернетом, в т.ч. в качестве заменителя ADSL технологии. Кроме того, я пользуюсь услугами связи 3G в регионах, где построены соответствующие сети, а также за рубежом.


А. Богатов: Я весьма консервативный абонент. Никакими новыми услугами в 2008 году не пользовался.


Н. ДмитрикН. Дмитрик (Park media Conculting): Переехал - и на новом месте впервые попробовал доступ в Интернет по технологии ADSL. Качество удручает, но для дома практически в центре Москвы это оказалось единственной возможностью подключить проводной Интернет.

                                                                  








 
Подготовила Лилия Павлова
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!