Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
Виталий СЛИЗЕНЬ  01 августа 2005

Регулирование: технологически нейтральное, но контент-ориентированное

Директор Департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи РФ В.А. СЛИЗЕНЬ:

– Тема triple play укладывается без зазоров в общую логику изменений в системе регулирования отрасли, которые проводит Мининформсвязи России и которые отражены в целом ряде нормативных актов, вышедших в последнее время или планируемых к принятию.

Сегодня в структуре потребления 3–7% доходов семьи отводится на услуги связи, но мы вплотную приблизились к той естественной границе, за которой рост потребления услуг связи с точки зрения валовой выручки операторов становится невозможен: среднестатистическая семья не может себе позволить звонить так много и так дорого. Вместе с тем мы предвидим выход инфокоммуникаций на смежные рынки (например, дистанционного образования и телемедицины) – это те сегменты потребления, где среднестатистический потребитель оставляет до 20% своего дохода. И целью изменения отраслевого регулирования мы считаем поворот в сторону контент-ориентированных сетей и приложений. Что конкретно сделано в этом направлении и будет сделано в ближайшее время? Сразу отмечу: с точки зрения министерства регулирование является технологически нейтральным. Мы не отдаем приоритета той или иной конкретной технологии широкополосного доступа. Тем не менее, в силу того что эти технологии различны сами по себе, различны и решения, стимулирующие их развитие. Так, для надтональных систем , известных как семейство xDSL , в России до последнего времени не существовало нормативных правовых актов, позволяющих реализовывать известные в мире режимы доступа.

Новые Правила оказания услуг телефонной связи содержат норму, в соответствии с которой оператор обязан (в случае обращения абонента, подключенного к его сети по медной паре) предоставить возможность установки на этой медной паре оборудования надтонального уплотнения (хDSL-оборудование) другого оператора, обеспечив совместное использование этой абонентской линии как в собственных интересах, так и в интересах пришедшего к этому же абоненту другого поставщика услуг. Это важный шаг, и мы считаем, что принятое решение положит конец многочисленным спорам и судебным искам между традиционными и альтернативными операторами.

В то же время мы столкнулись с проблемой реализации второго режима доступа, когда собственник инфраструктуры обязан предоставить другому оператору связи медную пару без оборудования – только как среду доступа, как «последнюю милю» до абонента. В рамках действующего законодательства этот режим на сегодняшний день нереализуем, так как связан с необходимостью изменения имущественных отношений, которые не подпадают под действие ФЗ «О связи». Тем не менее мы намерены в рамках готовящегося к выходу закона «О конкуренции» обеспечить принятие норм, позволяющих реализовать и это решение, что в перспективе полутора-двух лет позволит привести российскую законодательную базу в части доступа в соответствие с европейской.

В области систем кабельного ТВ у нас образовался больший правовой вакуум, чем с первым типом технологий. Мы не хотели бы «изобретать велосипед» и считаем, что мощнейшим импульсом для развития контент-ориентированных приложений будет принятие на законодательном уровне норм, требующих безусловной реализации так называемого условного доступа на системах КТВ. Полагаем, что до конца этого года соответствующий акт Правительства РФ будет принят. Таким образом, откроется очередная ниша как для операторов связи, так и для поставщиков оборудования. Сегодня российский рынок КТВ самый насыщенный – состоит из более чем 7 тыс. операторов. Однако по объему услуг он не представляет серьезной силы. Мы считаем, что оформление этого рынка в законодательные рамки будет стимулировать рост объема услуг КТВ.

И третье направление технологий – беспроводные системы, использующие радиоспектр. Здесь больше вопросов, чем ответов. В России идет дискуссия о целесообразности и сроках внедрения систем 3-го поколения. Чем дольше споры, тем ближе мы подходим к промышленной реализации WiMAX (и получаем дополнительный аргумент в пользу того, что следует еще раз хорошенько все обдумать). Для нас остается не до конца понятным вопрос: WiMAX – это дополнительное конкурентное преимущество сетей подвижной радиотелефонной связи или стимул для развития фиксированных сетей? В зависимости от ответа, которого пока нет, решения на уровне регулирования могут быть различными. Хотелось бы надеяться, что до конца года в стране будет запущен ряд опытных зон WiMAX и результаты их работы помогут министерству определиться со схемой регулирования.

Еще раз подчеркну, что, с точки зрения Мининформсвязи, регулирование должно оставаться технологически нейтральным; наша задача – стимулировать развитие контенториентированных сервисов и выход отрасли на смежные рынки в структуре потребления среднестатистического гражданина. Безусловно, в этом отношении широкополосный доступ имеет очень большие перспективы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!