Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2005
В.А. КОВАЛЕВ  01 сентября 2005

«Эквант»: проблема выбора – самая трудная

– Владимир Анатольевич, почему все-таки компания изначально рассчитывала на собственные силы при разработке информационных систем, а не закупала уже готовые?

– Таков был рынок: российских систем, которые удовлетворяли бы нашим требованиям, не существовало, а решения западных производителей не были представлены на отечественном рынке.

В середине 90-х в каждом подразделении компании были свои разработчики, которые специализировались на определенных направлениях ПО.

Затем был сформирован IT-отдел, и все задачи по разработке информационных систем были направлены в централизованное русло. Это удобно: разработчик, который знает бизнес-процессы компании, способен быстро реализовать требуемые решения. В дирекцию ИС вошли два отдела – отдел IT и отдел расчетов (биллинг), которые работают в тесной взаимосвязи.

Сначала все ИС были реализованы средствами Clipper, а в конце 90-х ИС перевели на Oracle, и вся дальнейшая разработка ведется уже на этой платформе.

– Какие именно системы разрабатываются?

– «Сердце» оператора – биллинг. Он требует постоянного совершенствования (в 2002 г. сертифицирована вторая версия – АСР Equant Billing System v.2). Компания стремится реализовать самые современные услуги, поэтому биллинг у нас «живой», постоянно развивается: из года в год для АСР разрабатывается и внедряется 3–5 новых модулей. Собственными силами полностью автоматизирован основной бизнес-процесс – sales to cash. ИС этого процесса обеспечивают внедрение новых услуг; прием, обработку и исполнение заказов, сбор и обработку статистики работы клиентов, формирование и выставление счетов, отчетов, загрузку данных в финансовую систему. Что касается финансовой системы, в 2000 г. мы внедрили пакет Oracle Financials (насколько мне известно, именно «Глобал Один» принадлежит первое полное успешное внедрение в России Oracle Financials 11-го релиза). На основе этого пакета опять же собственными силами внедрена система Oracle Purchasing для учета заказов на закупку. В части trouble ticketing (problem handling) внедрена и эксплуатируется система Trouble Reporting System компании Remedy (два года назад перешли на версию 5.1). Кроме того, в 2003 г. внедрена система QualiView компании ECtel, которая позволяет анализировать трафик на каналах голосовой сети.

В последние годы активно развиваются системы SLA & QoS, а также Customer Selfcare. В данном направлении мы работаем более трех лет, и за это время было внедрено несколько систем, позволяющих контролировать параметры качества, которые мы гарантируем нашим клиентам.

С началом действия системы Equant Customer Portal наши клиенты получили доступ к просмотру счетов, статистических данных, SLA- и QoS-отчетов, информации о сетевой конфигурации, а также возможность задать вопросы компании, подать заявки о проблемах.

В общем, мы считаем, что многого достигли на пути разработки ИС, но останавливаться на достигнутом не намерены: в компании разработана стратегия развития ИС до 2006 г., где определены приоритеты внедрения OSS-решений.

– Каковы же эти приоритеты?

– Стержнем OSS-решений является система инвентаризации сетевых ресурсов (Network Resource Inventory, NRI), так как данные о ресурсах сети необходимы для функционирования большинства систем OSS/BSS, в том числе и биллинга. Это первое направление. Второе – создание эффективного инструмента проактивного развития сети, который обеспечивает простые и безопасные процедуры технического обеспечения услуг, эффективное планирование, настройку и активацию новых ресурсов и услуг (OSS Provisioning). И третье – Fault Management (управление неисправностями).

– Как должно сказаться внедрение Inventory на деятельности компании, в чем эффективность этой системы?

– Для NRI общие показатели эффективности таковы: снижение затрат на сеть, сокращение времени подготовки предложений по капитальным затратам, времени предоставления услуг и времени восстановления сервиса. Существует ряд технологических показателей эффективности, характеризующихся уменьшением времени получения необходимой информации (при решении проблем, maintenance window и т.д.).

– Как не ошибиться в выборе?

– Как раз выбор решения, удовлетворяющего нас как по функциональным и качественным показателям, так и по стоимости, и есть основная проблема. На рынке представлено несколько интересных решений, которые удовлетворяют нашим функциональным требованиям. Это системы зарубежных производителей. Мы рассмотрели несколько систем Inventory и от российских производителей, но они нас не устроили в части функционального набора. Сейчас мы внимательно изучаем все варианты – как с помощью системных интеграторов, так и самостоятельно. Решение вендора должно полностью удовлетворять нашим требованиям.

– Каким?

– Требования к вендору таковы: это должна быть компания, которая давно и успешно работает на рынке OSS/BSS-решений, имеет достаточное количество успешных внедрений как в мире, так и в России. К сожалению, в российских телекоммуникационных компаниях нет полностью завершенных проектов в этой области. Внедрения идут (если не ошибаюсь, в трех российских компаниях), но о полностью завершенных проектах я еще не слышал. Второй ключевой фактор – наличие в России представительства компании и технической поддержки. Немаловажное условие – наличие демоцентра OSS/BSS-решений. Как вы понимаете, презентации и различные описания систем – это хорошо, но они все-таки не дают полного представления о функциональности систем. Демоцентр OSS/BSS-решений эту проблему, естественно, устраняет, поскольку у потенциальных покупателей появляется хорошая возможность вплотную ознакомиться и поработать с системами. Если не ошибаюсь, в России такой демоцентр есть только у компании NetCracker. Нам как покупателю этого, конечно, мало для полноценного выбора решения. Да, есть демоверсии, которые системные интеграторы и вендоры демонстрируют, приехав к нам в офис на час-другой. Но почему бы не установить такую демоверсию хотя бы на нашем локальном компьютере и не дать заинтересованным службам поработать с ней?..

– Хочется надеяться, что этот вопрос учтут читатели нашего журнала – системные интеграторы и вендоры. Тем более что они с оптимизмом смотрят на перспективы развития российского рынка OSS/BSS…

– Действительно, рынок сейчас активно развивается. Глядя на других операторов, можно понять: этот рынок оживился в последние три года. Сегодня российские операторы находятся на начальной стадии внедрения комплексных решений, но они уже твердо осознали необходимость внедрения OSS – и спрос на эти решения постоянно растет. Другое дело, что высокая стоимость большинства из них является сдерживающим фактором развития рынка.

«МТУ-Интел» уважает отечественных разработчиков

– Единым решением для OSS в рамках холдинга является FORIS OSS от STROM telecom. При этом FORIS OSS разрабатывается на 80% в России (российские решения дешевле, а качество не хуже). Сейчас проект по внедрению FORIS OSS в «МТУ-Интел» находится в стадии приемки в опытную эксплуатацию.

На сети компании действует АСР «Расчет-М», разработанная «МТУ-Информ» и дорабатываемая нашими собственными разработчиками. В качестве Mediation используется решение собственной разработки, в качестве Order Management System – арендованная у МГТС система, в качестве BSS-решения – ERP «Галактика». Основные проблемы при реализации решений OSS/BSS связаны с интеграцией внутренних систем между собой и интеграцией с системами операторов-партнеров (МГТС, СММ, МТС). Поэтому главные требования, которые предъявляет наша компания к поставщикам решений OSS/BSS, – современность платформы и соответствие рекомендациям eTOM. Критерии оценки эффективности внедрения решений OSS/BSS – возможность разработки новых услуг, уменьшение TCO.

И. ФАБРИЧНИКОВ, ЗАО «МТУ-Интел»

«ВымпелКом» отдает предпочтение готовым решениям лучших в мире поставщиков

При выборе и закупке систем OSS/BSS ОАО «ВымпелКом» отдает предпочтение готовым решениям, обычно best-of-breed поставщиков, и интеграции их в IT-инфраструктуру компании. При этом формулируются требования: к решению – продукт для оператора Tier-1 с соответствующими показателями масштабируемости, надежности, гибкости, открытости, поддержки стандартов IT и телекома; к компаниям – опыт крупных внедрений, референсы, финансовая стабильность, проактивность, профессионализм в прикладной области и в области управления проектами. В качестве исключений возможны собственная разработка или заказ на разработку уникальных систем (компонент BSS).

В настоящее время на сети «ВымпелКома» в большинстве регионов работают ACP Amdocs Ensemble для postpaid-абонентов и Comverse PPS для prepaid-абонентов. В приобретенных компаниях также используются решения Bercut IN@Voice, Flagship CCBS. Кроме АСР, решений OSS и BSS в нашей сети очень много (CRM – Amdocs Clarify, ERP – Oracle Finance, Intecconnect – Intec, Mediation – EBD4Tel и др.).

По мнению наших специалистов, иностранные поставщики на данный момент выигрывают у отечественных за счет опыта внедрения в компаниях Tier-1, более эффективного управления проектами внедрения, персоналом, процессом разработки и более профессионального участия в конкурсах (тендерах).

Ю. ОСТРОУХОВА, ОАО «ВымпелКом»

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!