Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  04 марта 2009

Системная интеграция под прицелом (статья)

Системная интеграция – бизнес на доверии. Начинаем серию публикаций, которая поможет читателю разобраться в хитросплетениях этой тонкой материи и решить для себя и своего бизнеса: интеграция – услуга первой необходимости или чемодан без ручки? В роли эксперта – Сергей ЗАХАРЦЕВ, начальник управления Коммерческого банка «Платина».

Договоримся о терминах


Сергей ЗАХАРЦЕВ, начальник управления Коммерческого банка «Платина»Говоря о системной интеграции, следует отметить, что словосочетание «системная интеграция» некорректное, поскольку детализирует одну из характеристик базового понятия «интеграция». Соответственно, такой подход допускает и иные, аналогичные, характеристики. Например: «бессистемная интеграция», «бесцельная интеграция», «бессмысленная интеграция» – это может иметь место на практике, но терминологической ценности не представляет. Подобное рассуждение применимо и к словосочетанию «системный интегратор».


Применительно к сфере информационных технологий (ИТ) имеет смысл говорить об интеграции систем, а еще точнее об интеграции информационных подсистем, поскольку результатом интеграции является система более высокого порядка, чем интегрируемые системы. Соответственно, последние имеет смысл называть подсистемами.


Цель интеграции информационных подсистем в самом общем виде формулируется как повышение эффективности бизнеса. Правда, такая формулировка цели приемлема практически для любого проекта. В интеграции важно подчеркнуть средство достижения цели. А таким средством является автоматизация бизнес-процессов предприятия, отвечающая требованиям непрерывной, полной и сквозной автоматизации на основе действующих информационных подсистем. Чистые интеграционные проекты не предполагают внедрение новых информационных подсистем. Возможным возражением этому тезису будет утверждение, что интеграции может предшествовать этап внедрения новой информационной подсистемы с ее последующей интеграцией в действующие подсистемы. Но это не интеграционный проект. Это проект внедрения новой подсистемы, а интеграция является лишь частью проекта внедрения.


Несколько слов о возможных форматах и, соответственно, масштабах интеграционных проектов. Как показывает практика, следует говорить о трех форматах интеграционных проектов:

  • Один к одному. Наиболее простой формат, при котором реализуется интеграция двух подсистем, например call-центра и CRM-системы или серверного оборудования и подсистемы резервного копирования.
  • Многие к одному. Интеграционный проект, обеспечивающий поставку информации или ресурсов от нескольких подсистем к одной, условно центральной. Примером такого проекта может быть проект по интеграции системы управленческого учета с различными подсистемами. Например, система управленческого учета интегрируется с системами бухгалтерского учета, налогового учета, казначейством, бэк-офисными подсистемами.
  • Многие ко многим. Наиболее сложный формат интеграционного проекта, когда множество подсистем интегрируются между собой.

Исходя из данных предпосылок, обратимся к анализу потребителя услуг «системной интеграции».

 

Когда без системной интеграции не обойтись


Необходимость в услугах системной интеграции возникает у предприятия тогда, когда текущее состояние, перспективы развития и эксплуатационные показатели корпоративной информационной системы (КИС) обладают определенными характеристиками. К основным из них можно отнести следующие:

  1. КИС не формирует единое информационное пространство предприятия. Имеет место кусочная автоматизация бизнес-процессов предприятия, реализованная отдельными информационными подсистемами. Передача информации из одной подсистемы в другую не производится автоматически, отсутствует контроль целостности и достоверности передаваемой информации. Информационные подсистемы характеризуются автономным составом и значениями нормативно-справочной информации. Аппаратное обеспечение информационных подсистем может быть при этом как общим, так и разрозненным. Последнее, как правило, более характерно. Системное программное обеспечение не унифицировано, используются различные ОС и СУБД. Каналы связи для передачи голоса и данных разные. Вопросы информационной безопасности решаются локально для каждой информационной подсистемы. Информационные сервисы (почта, внутренний портал, производственная система, учетная система и т.п.) не связаны между собой.
  2. Информационные подсистемы кусочно автоматизируют основные бизнес-процессы предприятия в полном объеме, но не обеспечивают непрерывность автоматизации. Например, имеется хорошая CRM-система, система бухгалтерского учета, система бюджетного планирования и управления и т.п. При этом информационные подсистемы характеризуются высокими эксплуатационными параметрами, функциональными возможностями и реализованы, как правило, на базе промышленных решений. Их замена на комплексное полнофункциональное решение экономически не целесообразна по сравнению с интеграционным решением. Аппаратное обеспечение информационных подсистем, каналы связи и коммуникационное оборудование, высокотехнологичные и имею достаточный для функционирования и развития запас мощности.
  3. Предприятие имеет документально зафиксированную «Концепцию построения и стратегию развития информационных технологий». В этом документе определено целевое состояние ИТ предприятия в следующих направлениях: технологическое обеспечение, программное обеспечение, техническая инфраструктура, система информационной безопасности, система управления ИТ.
  4. Персонал подразделения ИТ достаточно квалифицированный для эксплуатации отдельных информационных подсистем, имеет узкую специализацию знаний и опыта в сфере своей деятельности.

Первые три условия определяют необходимость прибегнуть к услугам системной интеграции. Четвертое условие определяет, какие это будут услуги – внутренние или внешние.

 

Когда лучше отказаться от системной интеграции


От услуг системной интеграции следует отказаться, если отдельные интегрируемые подсистемы не удовлетворяют пользователей по своим функциональным характеристикам. Интеграция в этом случае усугубит тяжелое наследство интегрируемых систем и превратит интегрированную систему в «чемодан без ручки», когда ее дальнейшее использование будет обременительно, а замена – дорогой и длительной.


Насторожить в открытии интеграционного проекта должно и то обстоятельство, если в интеграцию предполагается вовлечь десятки или сотни различных приложений или подсистем. Как правило, это указывает на ошибочность архитектурных решений при построении КИС системы. В этом случае интеграционный проект будет сопоставим по стоимости и трудоемкости с разработкой или внедрением полнофункциональной информационной системы. Альтернатива данному подходу – выбор готового промышленного решения и реализация не проекта по интеграции, а проекта внедрения новой информационной системы.


И, очевидно, что нельзя привлекать услуги системной интеграции, если не сформулировано, не спроектировано или не зафиксировано целевое состояние построения ИТ-предприятия.


Рассмотрим вариант из прошлой моей практики, когда услуги системной интеграции для организации оказались не актуальны. Их невостребованность объясняется наличием классической «лоскутной автоматизации» в построении КИС. Имеющееся множество прикладного программного обеспечения (более 100 крупных приложений) по своим функциональным возможностям не удовлетворяет требованиям бизнеса. И интеграцию такого количества низкокачественного ПО следует признать нецелесообразной. Такая же позиция изложена и в Концепции построения и стратегия развития информационных технологий. Документ предусматривает замену имеющегося прикладного программного обеспечения на промышленные решения, а архитектура построения КИС определяет интеграцию вновь внедряемых продуктов в единое комплексное решение. Концепцией также предусмотрено построение технической архитектуры корпоративной информационной системы, адекватной программному обеспечению.


Поэтому реализация Концепции позволяет избежать использования услуг по интеграции в ближайшие пять лет.

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!