Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2005
П.В. СЛОБОДЯНЮК  В.Г. БЛАГОДАРНЫЙ  01 октября 2005

«Укрчастотнагляд» за автоматизацию радиомониторинга в Украине

О ситуации в сфере использования РЧР в Украине говорят цифры: число частотных присвоений выросло с 21,5 тыс. (в 2000 г.) до 51,5 тыс. (в 2004 г.); общее число зарегистрированных РЭС (без учета мобильных терминалов) на начало текущего года достигло 240 тыс. К этому следует прибавить год от года увеличивающийся «парк» незаконно действующих передатчиков (в 2000 г. – 5 тыс., в 2004 г. – 17,5 тыс.). Все это привело к усложнению электромагнитной обстановки, особенно в крупных городах, и заставило задуматься об усилении контроля и соблюдении дисциплины при использовании РЧР.

Нормативно-правовая база управления радиочастотным ресурсом в республике представлена двумя законами Украины – «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе Украины». В соответствии с последним весь РЧР разделен на полосы специального пользования (на их долю приходится до 97% всего ресурса) и полосы общего пользования. Функции радиочастотного мониторинга первой группы полос частот возложены на Генеральный штаб Вооруженных сил Украины, второй группы – на «Укрчастотнагляд».

Таким образом, система радиомониторинга (СРМ) в республике представлена двумя независимыми ведомственными системами, взаимодействие которых между собой ограничивается запросами на проведение радиомониторинга и предоставлением данных по его результатам. Строго говоря, в СРМ специальных пользователей входят подсистемы радиомониторинга нескольких ведомств (Министерства обороны, МВД, Службы безопасности Украины), решающие в своих полосах частот совершенно различные задачи, зачастую не связанные с управлением частотным ресурсом. Кроме того, это закрытые СРМ, которые не допускают посторонних к базам данных и результатам радиомониторинга.

В Украине неоднократно предпринимались попытки создания единой государственной системы радиомониторинга. Однако в силу приведенных причин, а также из-за отсутствия бюджетного финансирования и незаинтересованности отдельных ведомств было закреплено существующее положение в области контроля за использованием РЧР, т.е. автономное функционирование обеих ведомственных систем.

Радиомониторинг полос частот общего пользования в Украине

Существовавшая до прошлого года СРМ Центра «Укрчастотнагляд» была представлена 33 мобильными комплексами радиомониторинга (МКРМ) и 60 стационарными радиоконтрольными постами (РКП). Однако только 5 РКП обеспечивали пеленгацию источников радиоизлучения (ИРИ), из оставшихся половина была оснащена устаревшими неавтоматизированными комплексами, а остальные – приемниками AOR и ICOM.

Для контроля за соблюдением дисциплины при пользовании радиочастотами в республике «Укрчастотнагляд» начал в 2004 г. создавать собственную СРМ на базе автоматизированной системы радиомониторинга (АСРМ), руководствуясь следующими принципами:
  • проведение автоматизации радиомониторинга;
  • ориентация преимущественно на отечественные программно-аппаратные средства;
  • максимальное использование существующей инфраструктуры радиомониторинга Центра «Укрчастотнагляд».
АСРМ Центра «Укрчастотнагляд» позволяет обнаруживать источники радиоизлучений в диапазоне от 100 кГц до 3000 МГц; измерять параметры и определять характеристики радиосигналов (от 100 кГц до 2600 МГц); пеленговать источники радиоизлучений и производить расчет координат их местоположения (от 25 до 1000 МГц).

На сегодняшний день в составе АСРМ развернуты пункт управления (ПУ) в Киеве и 8 региональных подсистем радиомониторинга (РПСРМ): семь – в городах-миллионниках (Киев, Днепропетровск, Донецк, Львов, Симферополь, Одесса, Харьков), один – в Николаеве.

Построенный фрагмент контролирует более 25% зарегистрированных в Украине радиоэлектронных средств, работающих в диапазоне 30–3000 МГц. До конца текущего года планируется развернуть РПСРМ в остальных 17 областных центрах республики, что увеличит охват РЭС до 45–47%, а к середине 2006 г. – еще в 15 городах (около 58% РЭС). При этом АСРМ объединит 40 региональных подсистем, в составе которых будет около 90 радиоконтрольных постов. В зоне действия автоматизированной системы радиомониторинга окажутся все столицы регионов, а также 70% городов с населением свыше 100 тыс. человек. Более глубокое проникновение, на наш взгляд, уже нецелесообразно.

В составе каждой региональной подсистемы имеется как минимум два РКП, что обеспечивает пеленгацию и определение местоположения источников радиоизлучения в пределах зоны радиодоступности.

Обмен данными между пунктами управления АСРМ и РПСРМ организован по спутниковым каналам. Для взаимодействия между ПУ и РКП внутри одной региональной подсистемы используются городские широкополосные каналы абонентского радиодоступа в диапазонах 2,4 и 3,5 ГГц, а также волоконно-оптические и другие каналы связи, обеспечивающие скорость передачи не ниже 128 кбит/с. Связь между пунктами управления автоматизированной системы и мобильного комплекса радиомониторинга организуется по каналам GSM, поскольку в населенных пунктах Украины имеется практически сплошная зона радиопокрытия сетей данного стандарта.



Штатный режим работы региональных подсистем – автономный; управление РКП и обработка результатов выполнения заданий радиомониторинга осуществляются в пункте управления РПСРМ. Кроме того, предусмотрена возможность управления и контроля работы как региональной подсистемы в целом, так и РКП с пункта управления АСРМ из Киева.

Такая структура АСРМ обеспечивает гибкость управления региональными подсистемами и круглосуточную работу РПСРМ и РКП.

АСРМ Центра «Укрчастотнагляд» обеспечивает:
  • выявление, идентификацию ИРИ (в том числе помех) и определение их местоположения;
  • измерение характеристик и параметров радиосигналов, а также отклонений от заданных значений;
  • обнаружение, пеленгацию, определение местоположения и идентификацию незаконно действующих передатчиков;
  • проверку соответствия характеристик и параметров радиоизлучений условиям лицензирования и частотных присвоений, требованиям национальных и международных регуляторных документов;
  • периодическое инспектирование РЭС для проверки соответствия технических характеристик действующим нормам;
  • оценку загрузки частот и диапазонов в пределах каждой РПСРМ, а также интегральной загрузки частотного спектра в пределах АСРМ;
  • оценку изменения загрузки частот и диапазонов в любых временны’х интервалах и на различных территориях;
  • оценку уровней радиосигналов.
Таким образом, уже сейчас система радиомониторинга Центра «Укрчастотнагляд» способна производить практически полную проверку выполнения условий лицензирования и частотных присвоений, а также в той или иной степени оценивать реальное использование РЧР.

Как оценить эффективность радиомониторинга?

Развертывание полноценной системы радиомониторинга предполагает значительные инвестиции. Метод, который предложен для оценки ее эффективности*, основан на использовании показателей, характеризующих действенность радиомониторинга при решении задач первой и второй групп: оценка эффективности СРМ с точки зрения обеспечения функционирования всей системы управления пользованием РЧР, а также системы планирования использования ресурса. Безусловно, такой показатель представляется наиболее интегральным. Его составляющие: оценка эффективности СРМ в процессе функционирования системы и потенциальная оценка эффективности СРМ как возможности выполнения задач, определенных в Рекомендации МСЭ-Р.

Вместе с оценкой эффективности системы радиомониторинга (с точки зрения реализации функций, необходимых для решения поставленных задач) доля охвата зарегистрированных в республике радиоэлектронных средств дает достаточно объективную, на наш взгляд, интегральную оценку эффективности СРМ.

Какая же доля охвата достаточна для эффективной работы системы радиомониторинга? Ответ напрямую связан с показателем глубины проникновения СРМ.

Логика подсказывает, что количество зарегистрированных РЭС напрямую связано с численностью населения. Так, в Украине на тысячу горожан приходится в среднем 3,5–5,5 РЭС (без учета мобильных терминалов). Только в мегаполисах развертывание РПСРМ резко увеличивает охват РЭС, в городах же с небольшим количеством населения этот показатель меняется незначительно.

По приблизительным оценкам, для эффективного надзора за соблюдением дисциплины в сфере использования РЧР достаточно контролировать 50% общего парка радиоэлектронных средств.

Что впереди?

Озабоченность украинских органов управления и регулирования в области использования радиочастотного ресурса вызывает наличие большого количества незаконно действующих передатчиков. Что мешает пресечь такие нелегитимные включения?

Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база. Дело в том, что изъятие оборудования должны производить правоохранительные органы с участием представителей Государственной инспекции связи, на которую возложен надзор за использованием РЧР республики и предотвращение правонарушений в этой сфере. В настоящее время эти функции временно выполняет «Укрчастотнагляд». Однако его взаимодействие с органами МВД закреплено лишь двусторонним соглашением – для нормального развития телекоммуникаций в Украине необходима такая нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы благоприятные условия для работы пользователей частот и деятельности органов контроля за использованием РЧР.

Во-вторых, пресечение незаконной работы передатчиков затруднено из-за сложности их радиомониторинга, обусловленной несовершенством (а порой отсутствием) радиоконтрольного оборудования для диапазонов 2,4–2,7 и 3,5 ГГц (поскольку основная масса правонарушений приходится именно на эти полосы).

Основные направления развития системы радиомониторинга в Украине
  • Совершенствование нормативно-правовой базы радиомониторинга.
  • Завершение построения стационарной АСРМ.
  • Разработка новых и модернизация имеющихся МКРМ, способных выполнять задачи радиомониторинга в автоматизированном режиме, а также в составе АСРМ.
  • Унификация программных комплексов радиомониторинга, автоматизированных рабочих мест системы информационно-аналитического обеспечения работ с частотными присвоениями и пользователями частот; обеспечение их взаимодействия с системой планирования использования РЧР.
  • Оснащение подразделений радиоконтроля Центра «Укрчастотнагляд» современными программно-аппаратными комплексами радиомониторинга для контроля РЭС на базе новых технологий, систем и стандартов, а также радиомониторинг диапазонов выше 3 ГГц.
  • Интеграция СРМ общих пользователей в Украине в международную систему радиомониторинга.
Особенно следует обратить внимание на последнее направление.

Интеграция системы радиомониторинга Центра «Укрчастотнагляд» в международную СРМ позволит успешно решать задачи второй и третьей групп, в частности: выполнение работ по запросам МСЭ, участие в мониторинговых кампаниях, подготовка и представление специальных отчетов и материалов и т.д. Для этого необходимо, чтобы оборудование и программное обеспечение соответствовали рекомендациям МСЭ, а специалисты имели высокий уровень подготовки. Требуется создать специальное подразделение, способное решать перечисленные задачи на соответствующем уровне.

Договоримся о терминах

Под радиомониторингом будем понимать комплекс административных и технических мероприятий по сбору, обработке, анализу и хранению данных о параметрах и характеристиках радиосигналов и радиоизлучений. Цель радиомониторинга – получение информации, необходимой для принятия управленческих решений и обеспечения соблюдения действующих норм в сфере использования РЧР.

Радиомониторинг включает в себя:
  • радиочастотный контроль (радиоконтроль);
  • пеленгацию источников радиоизлучения;
  • сбор, учет, обработку и хранение учетной базы данных РЭС и результатов радиомониторинга.
Радиоконтроль – это комплекс технических мероприятий по измерению параметров и определению характеристик радиоизлучений, действующих в соответствующих полосах частот.

О задачах системы радиомониторинга

Задачи радиомониторинга обозначены в Рекомендации МСЭ-Р SM.1050-2 и разделены на три группы:

Первая группа. Обеспечение проверки выполнения условий лицензирования и частотных присвоений (определение требований к топологии системы исходя из условия обеспечения максимального охвата РЭС; измерение и проверка всех параметров радиоизлучения РЭС, определенных условиями лицензирования и частотных присвоений; взамодействие с системой планирования использования РЧР или с учетной базой данных частотных присвоений и лицензиатов).

Вторая группа. Оценка реального состояния дел в сфере использования радиочастотного ресурса и подготовка количественных данных о занятости спектра (проведение долговременных наблюдений и совместная статистическая обработка результатов, что требует автоматизации радиомониторинга и создания пунктов управления, обобщения результатов измерений для последующей совместной обработки).

Третья группа. Подготовка специальных отчетов и материалов в интересах МСЭ, участие в международных мониторинговых кампаниях и т.д. (определение технической оснащенности элементов системы, чтобы оборудование отвечало требованиям, предъявляемым к международным станциям радиомониторинга).

Решить столь сложный комплекс задач можно только при автоматизации всех процессов сбора, обработки, анализа, учета и хранения полученных данных, что подразумевает наличие автоматизированной системы радиомониторинга.

Требования к оборудованию радиомониторинга

Требования к функциональным возможностям и техническим характеристикам оборудования автоматизированной системы радиомониторинга приведены в Рекомендации МСЭ-Р SM.1392-1, мобильного комплекса радиомониторинга – в SM.1723. Требования к оборудованию в части методов и точности измерения ширины полосы частот, напряженности поля, плотности потока мощности, занятости спектра изложены в Рекомендациях SM.182, SM.378 и SM.443-2.

Однако при выборе оборудования для АСРМ каждая администрация руководствуется своими финансовыми возможностями и условиями выполнения поставленных задач, основываясь при этом на следующих общих положениях:
  • Создание АСРМ предполагает использование функционально законченного программно-аппаратного комплекса (ПАК), нацеленного на решение определенного круга задач. В мире имеется несколько производителей ПАК радиомониторинга. Однако заложенные в них возможности жестко определены, не учитывают национальных законодательств и нормативных положений других стран, а выходные интерфейсы, как правило, не адаптированы к языку большинства стран. Любые доработки программного обеспечения требуют дополнительных, порой значительных, инвестиций.

    Например, нормативная база в большинстве стран бывшего СССР предусматривала проведение контроля ширины полосы излучения методом Х-дБ (по уровню минус 30 дБ). Этот метод был реализован во всех комплексах радиомониторинга украинского и российского производства, тогда как первые редакции Рекомендации МСЭ-Р SM.443 определяли проведение измерений по β/2–методу.
  • Ограниченные финансовые возможности большинства стран обусловливают поэтапное развертывание АСРМ с постепенным наращиванием числа ее элементов, что предполагает уровневую структуру системы. Для каждого уровня требуется свой «ассортимент» оборудования.
  • Функционирование радиоконтрольного органа до начала действия АСРМ предполагает наличие некоего набора оборудования, в том числе изготовленного разными производителями. В этом случае должна предусматриваться возможность интеграции существующего оборудованияв ПАК. А так как большинство современных программно-аппаратных комплексов не поддерживает «старое» оборудование (тем более российского и украинского производства), то целесообразно ориентироваться на более гибкие ПАК радиомониторинга.
Изложенные в Рекомендациях МСЭ-Р требования к радиоконтрольному оборудованию и комплексам радиомониторинга носят лишь рекомендательный характер. Нормативными документами являются общетехнические требования к оборудованию станций радиоконтроля (РД 445.193-2001), которые можно рассматривать как наиболее полный руководящий документ.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!