Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2007
Антон ВОРЫХАЛОВ  21 ноября 2007

МТС – в Армении, «Одноклассники» – в Литве

В рубрике «M&A-комментарий» «ИКС» будет знакомить читателей с основными M&A-сделками месяца с участием российских компаний – в подробностях, оценках, комментариях.

M&A-активность в сентябре демонстрировали все сектора телекома и ИТ. Тенденция прослеживалась четко – в цене компании с большой абонентской базой.

Сделкой месяца стало приобретение «Мобильными ТелеСистемами» армянского оператора K-Telecom, занимающего 66% национального рынка при уровне проникновения сотовой связи в Армении в 40%. Покупку можно считать выгодной: МТС заплатила за абонента $437 при средней его стоимости в странах СНГ $446 (оценка по предыдущим сделкам). К $431 млн, заплаченному за акции K-Telecom, МТС обязалась инвестировать $196 млн в развитие сети оператора и на погашение долгов. На оставшиеся 20% акций МТС имеет опцион, который может быть исполнен не ранее 2010 г.

Обладателем солидного пакета акций (оценочно от 25%+1 до 30%) социальной сети «Одноклассники» стала в сентябре литовская компания Forticom. Одним из ее акционеров является Digital Sky Technologies, также в сентябре купивший долю в другом российском проекте - Free-lance.ru. Компания Forticom уже управляет балтийской социальной сетью One, схожей с «Одноклассниками». Сумма сделки и точный размер пакета акций не назывались.

Вряд ли можно утверждать, что сеть «Одноклассники», запущенная полтора года назад, на данный момент является прибыльной, как и ее идеологический прародитель Classmates, созданный 11 лет назад. Значительную часть выручки Classmates приносят платные аккаунты - по $15 в месяц с каждого из 2,7 млн зарегистрированных пользователей. Заметим, что сами американские пользователи Интернета скептически относятся к платным аккаунтам, плохо понимая, за что сеть взимает с них доллары. По всей вероятности, российских клиентов тоже будет непросто убедить в необходимости расставаться со своими рублями за возможность пообщаться через сайт со школьными друзьями.

По данным сети «Одноклассники», ее база насчитывает 4 млн пользователей, но если судить по пропорциям зарегистрированных и реальных пользователей в социальных сетях, то число активных «одноклассников» вряд ли превышает 1 млн. Следует отметить, что Forticom имеет богатый опыт развития аналогичной сети (One развивается с 1999 г.) и, похоже, четко представляет себе схему монетизации данного проекта.

Стоимость «Одноклассников», по оценкам «iKS-Консалтинг», находится в пределах $5-6 млн. Анализируя аналогичные сделки, можно констатировать, что стоимость социальных сетей за последние полгода выросла в несколько раз. Этот сегмент в Рунете сегодня является очень конкурентным по числу проектов, львиная доля которых - клоны зарубежных сетей. Основную конкуренцию «Одноклассникам» составляют сеть «В контакте», стремительно набирающая новых пользователей, и «Мой круг», учетверивший базу с момента его покупки «Яндексом» полгода назад. Перспектив монетизации у «Моего круга» больше за счет активно развивающего сегмента «Работа». Бизнес-модель аналогичных сетей на Западе ориентирована на предоставление кадровым агентствам платного доступа к базе данных пользователей. Подобная стратегия может оказаться более перспективной, чем какие-либо «поборы» с пользователей.

В сентябрьских M&A-сделках выделим также покупку «Союзинформа» компанией «Армада». Сумма, заплаченная за 55% акций «Союзинформа», невелика - $12 млн, что дает оценку в $22 млн за весь акционерный капитал, тогда как его стоимость, по нашим оценкам, должна находиться в диапазоне $60-80 млн. Получить полную стоимость за оставшийся пакет акций акционерам «Союзинформа» позволит опционное соглашение об обмене акций «Союзинформа» на бумаги «Армады», детали которого не разглашаются.
align="bottom">

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!