Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 5 2009
Олег РАЗИН  05 мая 2009

Я хочу строить самолеты, или Как возродить высшую школу радиоинженеров в России

Требуется системная революция! Прежде всего необходимо понимать, что мы готовим не математиков, не физиков-теоретиков, а инженеров. Настоящий инженер – тот, кто любит технику, хорошо знает и чувствует ее. Для него работа в этой области есть нечто большее, чем просто зарабатывание денег. А чтобы это стало реальностью – обучение в техническом вузе в должно быть интересным!

Олег РАЗИН, заведующий лабораторией радиопередающих устройств  МТУСИ генеральный директор OOO «Razin & Musatoff»Требуется системная революция!

Прежде всего необходимо понимать, что мы готовим не математиков, не физиков-теоретиков, а инженеров. Настоящий инженер – тот, кто любит технику, хорошо знает и чувствует ее. Для него работа в этой области есть нечто большее, чем просто зарабатывание денег. А чтобы это стало реальностью – обучение в техническом вузе в должно быть интересным!

Начинать нужно с истории техники, с изучения качественной стороны основных открытий и опытов Фарадея, Теслы, Попова, Эдисона и т.д., с ознакомления с ведущими работами отечественных и зарубежных конструкторов и инженеров, с практического изучения парка измерительных приборов и обретения навыков работы с ними. Очень важно дать возможность вчерашним школьникам поработать на различной аппаратуре, хотя бы на уровне пользователей. Полезны экскурсии на предприятия, в радиовещательные центры, в теле- и радиокомпании и т.д. Но самое главное – практика.

Любопытный пример: в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания у первокурсников – будущих звукорежиссеров в программе стоит зачет по пайке, а в конце курса они самостоятельно собирают ламповый усилитель. Обратите внимание – у звукорежиссеров, в гуманитарном. А у связистов в техническом – ничего подобного. Не берем в расчет ту «практику», которую проходили студенты нашего вуза в конце второго курса. «Проходили» – потому что сейчас нет даже ее. На этой «практике» в течение нескольких дней они якобы осваивали работу с паяльником и сборку простейших схем. За несколько дней можно выучить теорему Пифагора или закон Ома, а вот научиться паять, пользоваться радиоизмерительной аппаратурой и «чувствовать» радиосхемы, извините, нет!

Что же касается непосредственно предложений по структуре образования в технических вузах с направлениями «радиотехника», «радиосвязь», «радиовещание и телевидение», то в приведенном ниже расписании, составленном с учетом многочисленных опросов работников и руководителей разных предприятий, преподавателей и студентов, указаны только те предметы, на которые хотелось бы обратить внимание в первую очередь. Например, здесь не указаны предметы, связанные с компьютерной тематикой (прикладное применение компьютера подразумевается на всех курсах и практически на всех предметах).

Возможно, это схематическое расписание далеко от совершенства и нуждается в доработке. Но это – база системы знаний, которая должна лечь в основу подготовки будущих инженеров в области радиотехники.

Начнем сначала?

Предвижу гневную реакцию мэтров классической науки, кафедр высшей математики и физики, приверженцев классической школы высшего образования. Конечно, это их хлеб и их убеждения. Я нисколько не умаляю значимости и важности этих дисциплин, но считаю, что это – высшая ступень, и потому должна она быть не в начале, а в конце обучения, и только для тех, кому это действительно необходимо. Это естественный процесс познания. Практически любое открытие начиналось с наблюдения неизвестного эффекта, изучения его с практической стороны – и только потом под него подводилась теория. Люди сначала завораживались полетом птиц и мечтали летать. Жуковский экспериментировал с пластинками и бумажками – и лишь затем вывел основы аэродинамики. Ньютон сначала получил яблоком по голове – и только потом открыл закон всемирного тяготения. В любом процессе познания мира на первом месте стоит чувство, эмоции, они рождают интерес и жажду познания. Так почему же процесс обучения должен отличаться от этой модели?

Может быть, когда придет понимание этого, мы будем выпускать настоящих инженеров, которым небезразлично, чем они будут заниматься. Которые будут выбирать работу не столько по размеру зарплаты (хотя и это немаловажно), сколько по велению души. А руководители фирм и предприятий перестанут ругать вузы за то, что приходится переучивать большинство специалистов. Исчезнет, наконец, закостенелый прагматизм, которого так много в молодежи, и зреет он, к сожалению, с юных лет. 

Покурсовой план занятий по специальности «радиотехника»

Предложение

1-й курс

1. История техники (изучение качественной стороны опытов Фарадея, Попова, Маркони, Теслы, Морзе, Эдисона и т.д.).

2. Обзорный курс радиотехники.

3. Обзорный курс радиоэлементов (конденсаторы, сопротивления, катушки, дроссели, трансформаторы и т.д.; устройства коммутации и индикации).

4. Обзорный курс конструкционных материалов.

5. Обзорный курс измерительных приборов (изучение работы с основными электро- и радиоизмерительными приборами; тестеры, генераторы НЧ и ВЧ, осциллографы – с наглядной демонстрацией оных).

6. Социальная психология. Основы.

7. Культура производства. Основы, правила, примеры.

Практикум:

1. Занятия в институтских лабораториях. Работа с радиоаппаратурой на уровне пользователей под руководством персонала лабораторий.

2. Работа в институтских мастерских – слесарной, механической, электро- и радиомонтажной. Освоение слесарного, электро- и радиомонтажного инструмента, а также получение навыков работы на основных видах металлообрабатывающих станков – токарном, фрезерном.

3. Экскурсии на узлы связи, радиовещательные центры, телерадиокомпании, промышленные предприятия и т.д.

В конце курса – курсовая работа. Сборка простейшего радиоустройства по готовой принципиальной и монтажной схемам. Наглядная демонстрация его работы.
 2-й курс

1. Физика. Сокращенный курс (теория, лабораторные работы).

2. Высшая математика. Сокращенный курс.

3. Машиностроительное черчение (с изучением ЕСКД и графики электронных схем).

4. Теоретическая электротехника (ТОЭ). Полный курс (теория, лабораторные работы).

5. Электронные и полупроводниковые приборы. Текущая элементная база (теория, лабораторные работы).

6. Электрические машины и источники питания (теория, лабораторные работы).

7. Электрорадиоматериалы (теория, лабораторные работы).

8. Детали механизмов радиоустройств (с основами теоретической механики; разбор примеров оригинальных технических решений в отечественных и импортных конструкциях).

9. Социальная психология. Психология взаимоотношений.

В конце курса – курсовой проект. Сборка радиоустройства по готовой принципиальной схеме с собственной разработкой монтажной. Наглядная демонстрация его работы.
 3-й курс

1. Спец. физика (теория, лабораторные работы).

2. Спец. математика.

3. Радиопередающие устройства (теория, лабораторные работы).

4. Радиоприемные устройства (теория, лабораторные работы).

5. Усилители низкой частоты (теория, лабораторные работы).

6. Антенно-фидерные устройства (теория, лабораторные работы).

7. Электродинамика и распространение радиоволн.

8. Основы импульсной и цифровой техники (теория, лабораторные работы).

9. Конструирование радиоустройств (бытовая, профессиональная, военная и космическая техника).

10. Социальная психология. Эффективность личности в социуме.

В конце курса – курсовой проект. Разработка, конструирование и изготовление радиоустройства по готовому ТЗ. Наглядная демонстрация его работы.
 4-й курс

Специализация:

а) разработчик радиоаппаратуры;

б) конструктор радиоаппаратуры;

в) эксплуатационщик радиоаппаратуры;

г) специалист по студийным комплексам радио и телевидения;

д) инженер-исследователь теоретических вопросов радиотехники;

е) специалист по системам передачи информации;

ж) разработчик-комплексник радиосистем;

и) конструктор-комплексник радиосистем.

Общие предметы:

1. Основы государственного управления.

2. Частный бизнес в государственной экономике.

3. Организация и деятельность частных коммерческих компаний.

4. Правовые основы деятельности государственных и частных предприятий.

В конце курса – комплексный курсовой проект с элементами коллективной работы. Разработка, конструирование и изготовление радиоустройства по готовому ТЗ. Проект выполняется бригадой из двух-трех человек. Каждый член бригады отвечает за свой узел данного устройства. Наглядная демонстрация его работы.
 5-й курс

Комплексный дипломный проект, имитирующий работу небольшого КБ. Разработка и изготовление или модернизация радиоустройства по готовому ТЗ. Выполняется несколькими бригадами. Каждая бригада отвечает за свой узел, а каждый член бригады – за свою часть узла. Общее руководство осуществляется студентами специальности «разработчик и конструктор-комплексник».


 


color="#008000">












Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!