Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2006
Галина БОЛЬШОВА  01 июля 2006

Универсализм – чисто операторский бизнес

В апреле на сессиях эксплуатационного комитета и совета МОКС «Интерспутник» был утвержден бизнес-план развития дочерней компании «Интерспутник Холдинг» как международной группы операторских компаний, оказывающих комплексные услуги беспроводной связи.

«Наш путь: спрос – интеграция технологий», – заявляет президент холдинга О. ТИМОШЕНКО.

– Что вызвало к жизни появление новой международной бизнес-организации?


– Несколько обстоятельств. Среди них – необходимость комплексного, универсального подхода к бизнесу оператора как в мире, так и в России. Кроме того, либерализация рынка, появление альтернативных операторов дальней связи, активное внедрение универсальной услуги, наконец, продвижение сотовых операторов в регионы России и за ее пределы (неслучайно 10% портфеля компании «Интерспутник Холдинг» составляют проекты по сотовым сетям). В результате спутниковая связь и смежные решения оказались востребованными.

Идея организации холдинга подсказана международной структурой «Интерспутника», объединяющей 25 стран-участниц. В создаваемый холдинг войдут операторы связи из разных стран, в том числе из России, задача которых – создавать и эксплуатировать сети национального масштаба для государственных и коммерческих предприятий.

Бизнес будет строиться на предоставлении полного комплекса услуг (замечу, что традиционно «Интерспутник» предлагал лишь емкости КА) – от обеспечения спутниковым ресурсом, проектирования инфраструктур, поставки и монтажа оборудования до эксплуатации сетей связи (последнее силами региональных дочерних предприятий и партнеров).

– Какова структура холдинга?

– Холдинг станет держателем акций своих «дочек» в различных странах. Для строительства этих структур будут использованы две модели, но общий принцип таков: входящая в холдинг компания будет оператором связи, имеющим лицензию на предоставление услуг, – это чисто операторский бизнес. Системная интеграция и строительство сетей станут одной из услуг такой компании.

Первая модель – партнерская – предназначена для тех стран, где мы не готовы или не намерены создавать дочерние предприятия. Партнеры будут предлагать на своем рынке наши комплексные решения и использовать ресурсы нашей инфраструктуры.

Вторая модель более предпочтительна: создание дочерних компаний – как полностью принадлежащих «Интерспутник Холдингу», так и совместных предприятий. Причем последнее, наверное, даже более интересно. Ведь в сферу наших сегодняшних «увлечений» входит не только спутниковая, но и другая беспроводная связь. Уже сейчас холдинг предлагает решения с использованием других беспроводных технологий – и WiMАХ, и Wi-Fi, которые, будучи интегрированы со спутниковой связью, представляют собой весьма интересные решения, особенно для стран со слаборазвитой проводной инфраструктурой.

– Есть ли партнеры в России?

– Сейчас у нас есть три российские партнерские компании, с которыми мы активно сотрудничаем и изучаем возможность создания совместного предприятия или их приобретения. Вообще, Россия для «Интерспутника» – это, безусловно, стратегический рынок, поэтому с него и начинаем. Пока же могу сказать, что переговоры ведутся с тремя российскими операторами, владеющими полным спектром решений для организации спутникового вещания и связи.

В некоторых странах мы планируем приобретать компании, чтобы обеспечить быстрый вход в рынок. В первую очередь это касается тех государств, где у «Интерспутника» есть достаточное количество потенциальных заказчиков и нет времени на раскачку. Но покупать крупных операторов с большими сетями неинтересно. С одной стороны, это означает серьезные инвестиции в капитализацию, с другой – такое приобретение ведет к необходимости следовать традиционной технической стратегии этой компании. А это может наложить определенные ограничения на нашу стратегию. Поэтому мы фокусируем внимание на мелких и средних операторах с соответствующими лицензиями и разрешениями.

– К каким регионам особый интерес?

– Реальная коммерческая активность нашей группы началась в феврале-марте этого года, и пока в наш портфель потенциальных заказов вошло около 30 проектов, которые находятся на разных этапах развития.

По территориальным рынкам у компании три основных «прицела»: Россия (на нее приходится львиная доля проектов), страны Восточной Европы и Средней Азии. Это наши традиционные рынки. Затем шагнем в Азию и на Ближний Восток. За рубежами России сосредоточимся на проектах в сфере телевидения, национальных сетей, сетей для операторов и госпредприятий.

Не скрою, есть интерес к Южному, Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному округам России, но по последнему реальных действий мы пока не предпринимаем. Точные данные по территориям компания обнародует при объявлении соответствующих планов строительства сетей.

– Портфель предложений сформирован?

Основные направления нашей деятельности сформированы, как и предложения. Сейчас их три, но, естественно, они будут расширяться. Замечу, что в отличие от многих поставщиков спутниковых решений, предлагающих схему «один оператор – одна технология», мы идем по другому пути: «спрос – интеграция технологий».

Сначала о направлениях. Первое – это корпоративные сети, где используются различные технологии – от открытых стандартов (DVB/RCS, IPoS и др.) до закрытых фирменных протоколов. Второе направление – выделенные каналы связи – активизировалось с появлением новых игроков дальней связи и территориальным расширением сотового бизнеса. А третье – телевидение. Здесь, помимо традиционных DVB-решений, ведутся работы над приложениями IPTV. Это те три кита, на которых мы строим свою стратегию.

Что касается коммерческих продуктов, то один – Satellite Private Network (SPN) – ориентирован на корпоративные выделенные сети. Другой – Service Center (SVC) – предоставляет услуги телепорта в Москве, а также сервисы коммутации трафика со спутника на спутник, ретрансляции вещания и эксплуатации ССС 24х7. Третье интеграционное решение – Broadband IP Network (BIP), система широкополосного IP-доступа с передачей больших объемов IP-трафикачерез спутник. Осенью 2006 г. продукт будет представлен в коммерческой форме. BIP-система применима не только для традиционного доступа в Интернет и IP-телефонии, но и для распределения IPTV, доставки всевозможного контента, в том числе и интерактивного. Сейчас создается пилотный проект на спутнике «Экспресс». Для коммерческого предложения будут выбраны одиндва спутника, соответствующие по зоне покрытия потребностям регионов, где есть спрос. Но, повторяю, принципиальное отличие BIP в том, что это не классическая система вещания, а интерактивная сеть.

– Что отличает ваши решения, например, для мобильных операторов?

– Это принципиально новый продукт на российском рынке, специально ориентированный на сотовых операторов. Его изюминка заключается в том, что спутниковый канал можно использовать на любом участке сотовой сети: для соединения с контроллером базовой сети, для связи между коммутаторами и т.д.

Принципиальное отличие решения, базирующегося на оборудовании Verso и технологии TDMA, – эффективное использование спутникового ресурса, а также возможность задействовать единый сетевой ресурс для большого количества соединений. Для региональных сотовых сетей, где трафик незначителен и требуется статистическое уплотнение внутри сети, подобное решение показало уникальный эффект в отношении экономии частотного ресурса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!