Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2006
Наталия КИЙ  01 июля 2006

Кем быть? Большой вопрос эпохи мобильного каннибализма

Такими категориями мыслят и такими цифрами оперируют сотовые операторы в эпоху мобильного каннибализма. Они еще раз продемонстрировали это на июньском «съезде», добавившем к традиционному GSM Russia стрелочку к 3G Russia. Правда, А. Кузнецов, замгендиректора «Уралсвязьинформа», недоумевал, почему не увидел в конференц-зале коллег, кроме «большой тройки». Интересно, о каких коллегах говорил представитель крупного проводного и одновременно четвертого сотового оператора России, у которого число мобильных абонентов превысило число фиксированных?

Стрелочка в названии GSM>3G russia

обязала к возобновлению дискуссии вокруг сроков и необходимости внедрения услуг 3G в России, настойчиво будируемой Ассоциацией 3G и все более вяло воспринимаемой операторами. Компетентные представители «большой тройки» в очередной раз подтвердили, что технических проблем нет и они ждут только решения регулятора.

Однако основная проблема по - прежнему заключается в том, как использовать возможности, которые предоставляет 3-е поколение, «ведь набор услуг 3G практически не отличается от услуг 2G» (С. Авдеев, «ВымпелКом»). «Сейчас я бы не ставил на готовность абонентов использовать высокие скорости, – говорит А. Ничипоренко («МегаФон»). – Наш рынок услуг отстает от Европы на 1,5–2 года. В 2007–2008 гг. услуги 3-го поколения должны быть на нашем рынке, тогда же появятся достаточно дешевые терминалы».

А тем временем в знаковом амплуа 3-го поколения готовится выступить WiMAX. Что означает сумма WiMAX + 2,5G? «ВымпелКом» настораживает излишняя неразбериха и анархия на рынке WiMAX, тем более что NTT DoCoMo рапортовала о производстве и испытаниях оборудования 4G, скорости которого превышают WiMAX. «МегаФон» видит в нем альтернативу 3G, но вновь собирается подождать пару лет (как решится вопрос с третьим поколением в России?). Кроме того, Европу все более охватывает UMTS, а наши соотечественники в основном и едут в Старый Свет. У МТС более определенная и концептуальная позиция. «Действующие сети UMTS не могут обеспечить высокие скорости передачи пакетного трафика. Но WiMAX – не альтернатива UMTS, – убежден Ю. Громаков. – Сейчас каждый оператор должен использовать несколько технологий. Будет существовать GSM, будет существовать UMTS в версии 3,5G, и параллельно мы вынуждены рассматривать WiMAX». К концу 2006 г. появятся первые терминалы с комбинацией GSM/UMTS/WiMAX, а к началу следующего начнется их коммерческое использование. Поэтому вице-президент МТС видит три концепции для мобильного оператора: 1. UMTS + WiMAX; 2. GSM/EDGE + UMTS; 3. GSM + UMTS + WiMAX.

Мобильный triple play с бесплатным голосом

«Вопрос не стоит: есть рынок UMTS или его нет? Вопрос в том, сможем ли мы удовлетворить потребности этого рынка» – так видит ситуацию H3G S.p.a., единственный в Италии оператор, имеющий лицензии и на услуги 3G, и на ТВ-вещание и все более становящийся вещательной компанией.

С такими историями без дальних планов и задней мысли в Россию приезжают редко. А в России таких победнодоказательных историй операторы себе не позволяют. А жаль.

Итак, в Италии, где 3G-операторы позиционируют себя как операторы triple play и мультимедиа, из 60 млн пользователей мобильной связи 6,5 млн – абоненты UMTS. По словам директора Hutchison 3G М. Нардуцци, компании принадлежит 65% всего сотового рынка страны и 70% рынка 3G. Среднее ARPU в Италии – 7 евро, у H3G самое высокое в стране – 27 евро, из них 30% приходится на неголосовые услуги. У основного конкурента, Vodafone, – не более 15%. Затраты H3G, позже других вышедшего на рынок, окупились через 1,5 года.

Для оператора Hutchison 3G основными, разумеется, являются услуги 3G, шлюз к которым – мобильный портал. H3G осуществляет DVB-H-вещание футбольных матчей, обеспечивает доступ к 15 ТВ-каналам (скоро их будет 25), в том числе к четырем собственного производства. Оператор определенно делает ставку на видео в форме видеостриминга, а в будущем – на создание видеосюжетов силами самих абонентов, таким образом превращая их из пассивных пользователей в поставщиков контента, координируемых сетевым видеомодератором. На таком самодеятельном видео его создатель может заработать до 3 тыс. евро, если сюжет попал в топ-десятку. При этом, по мнению М. Нардуцци, такая комплексная mobile-media-система не требует полностью сети 3G (за исключением портала), для ТВ достаточно 2,5G, скачивать можно и через GPRS.

«За нами большое количество партнеров – 90 поставщиков услуг мобильных сайтов, которые генерируют идеи», – рассказывает представитель H3G. Одна из основных услуг – музыка, что для Италии неудивительно. Здесь мобильные абоненты ежегодно загружают 50 тыс. мелодий, телефоны превращаются в MP3плееры. Pupillo – единственное из всех 3G-приложений, позволяющее организовать одноранговое соединение (между сходными устройствами).

H3G видит конкурентов не столько в мобильном ряду, сколько в ТВ-среде и фиксированной связи, защищая свой «взрослый» контент надежнее, чем это делается в Интернете. На фоне этого «телевидеомузыкального Эльдорадо» оператор не видит коммерческих перспектив речевых услуг. «Голос станет коммуникативной услугой, которая будет предоставляться почти бесплатно», – считает М. Нардуцци.

Чем не заявка на конкуренцию с проводной связью, в том числе и самой дальней? Чем не вызов мобильному миру?

Когда «большая тройка» дружит

Перспективы снижения доходов от голосовых услуг с 90 до 65% в условиях насыщения рынка видят и российские эксперты. Но в то время как итальянцы зарабатывают на мобильном видео и ТВ, а в Южной Корее услуги мобильного телевидения предоставляются бесплатно и без подписки, российские сотовые операторы продолжают скептически смотреть на теле- и видеосервисы. «2 Мбит/c – для какой услуги мне как пользователю нужна такая скорость? – задается вопросом директор по новым технологиям «ВымпелКома» Н. Руденко. – Фильм смотреть не буду, видеозвонок не будет востребован… Высокие скорости передачи данных на высоких скоростях передвижения человека? Какому проценту пользователей это нужно?..».

Россия – на одном из последних мест в мире по ARPU. По оценкам Ассоциации 3G, в 2006–2007 гг. абонентская база продолжит прирастать еще оставшимся низкоплатежным населением, следовательно, ARPU будет только снижаться и ситуация не изменится. Ассоциация GSM, оценивая объем сотового рынка в $10 млрд на конец 2005 г., видит потенциал его роста на $1–2 млрд за счет абонентской базы и на $0,4–0,8 млрд за счет VAS (не считая действующих услуг). МТС оценивает рынок российских мобильных VAS 2006 г. в $ 1,9 млрд, 2007 г. – в $2,5 млрд со среднегодовым ростом в 30%.

А все вместе операторы«большой тройки» добавляют к этому перечню снижение затрат на развитие. «Живым укором нам на одной площадке в Шереметьево стоят рядом три башни трех операторов», – признает Ю. Громаков. Сегодня «тройка» пришла к выводу, что 1 порой больше 3, и уже поделила на троих несколько сотен башен, совместно строит ВОЛС. И столь же дружно уже 1,5 года продолжает сопротивляться появлению MVNO, рассматривая виртуальных операторов как путь к падению ARPU: «куча MVNO – лучший способ разрушить рынок». Дополнительные аргументы – нехватка емкости сети и номеров. А. Ничипоренко из «МегаФона», имеющего опыт 10 договоров с локальными виртуальными операторами, формулирует определенно: «В России категорически приветствуем работу MVNO на узких фокусных нишах. А большая сеть в качестве четвертого оператора в России не приемлема». Поддерживая коллег, Ю. Громаков смотрит дальше: «Виртуальные операторы – промежуточная концепция в переходе к интегральным сетям. После MVNO появятся оператор сети и оператор услуг».

Что тут добавишь? Разве что резюме Н. Руденко из «ВымпелКома»: «Быть транспортной кишкой или провайдером услуг – решает сам оператор с учетом множества факторов».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!