Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2006
Александра КРЫЛОВА  01 августа 2006

Счастье и несчастье оператора BWA

– Виктор Леонидович, как вы оцениваете сегодняшний вклад BWA-операторов в развитие рынка широкополосного доступа России?

– Говоря о перспективности широкополосного доступа, аналитики и журналисты чаще всего подразумевают потребительский рынок. И в этом смысле у технологий хDSL и Ethernet пока серьезное преимущество: дешевое оборудование. Может быть, WiMAX тоже доживет до той поры, когда сможет конкурировать с ними в ценовом отношении, пока же ее «оснастка» достаточно дорогая. Так что операторы сетей WiMAX не относятся к числу основных игроков рынка и в ближайшее время вряд ли ими станут. Высокая стоимость оборудования и определила сегмент, в котором работают все операторы широкополосного беспроводного доступа, – корпоративный рынок.

– На этом поле новые операторы вступают в борьбу за клиента с более крупными игроками. Как «Престиж-Интернет» ощущает себя в такой ситуации?

– Мы фокусируемся на работе с малым и средним бизнесом и только такое позиционирование считаем сегодня экономически целесообразным: технические характеристики нашего оборудования позволяют нам успешно конкурировать. В этом узком и четко очерченном сегменте – наше счастье, поскольку ни для сотовых компаний, ни для серьезных альтернативных операторов он приоритетным не является. У первых нет системного подхода к обслуживанию бизнеса, вторые получают большую отдачу от работы с крупными компаниями. В нем же и наше несчастье, потому что этот сегмент не так широк, как хотелось бы.

– Почему строительство национальной BWA-сети началось не в Москве или Питере, а в регионах?

– В отличие от столиц, рынок BWA в регионах только начинает развиваться. О конкуренции речь еще не идет – ниш хватает всем. Амбициозных планов захвата подавляющей доли рынка сейчас нет ни у кого, кроме компаний «Связьинвеста», да и для них интересен скорее потребительский сегмент. Практика показывает, что наличие на местном городском рынке к моменту нашего прихода 3–4 беспроводных операторов негативного влияния на наш бизнес не оказывает.

Другие аргументы в пользу выбора регионов в качестве отправных точек для нашей деятельности – рост российской экономики, а вместе с ним и потребностей бизнеса, и неуклонно растущее потребление услуг доступа в Интернет. При этом наша идея построения национальной сети WiMAX из инфраструктур отдельных городов лежит на поверхности. Ее суть – в централизации дорогостоящих, «тяжелых» решений, например системы биллинга или CRM, и последующего распределения затрат между регионами как операционными единицами. Реализовать ее нам помогает опыт ведения проектов на всей территории страны.

– Что предпочтительней: организовывать региональные представительства с нуля или приобретать действующих операторов?

– Нас интересуют региональные компании, идеология которых совпадает с нашей. Хотя операторов, которые могут себе позволить заниматься только беспроводным доступом, в регионах очень мало. Полезность той или иной компании для нас мы оцениваем по трем критериям. Первый – имеющиеся в их распоряжении частотный ресурс и инфраструктура; второй – опыт и гибкость сотрудников, их восприимчивость к новым идеям; третий – клиентская база.

– Самые важные результаты реализации проекта «Энфорта»?

– Мы научились строить – это главное наше достижение. Силами 20 сотрудников московского офиса открывали за квартал по четыре новых региональных филиала. Тем профессионалам, которые говорили, что это в принципе невозможно, могу показать наши графики.

Свой план – вступить во второе полугодие 2006 г. с 14 операционными городами – мы выполнили. А поскольку для нас операционный город – тот, где мы продаем услуги, в каждом из них подписаны контракты с клиентами. Пока их немного – около 2 тыс. компаний. Однако постепенно клиентская база будет расти. На первых порах, пока мы занимается обучением нетехнического персонала и строим систему поддержки, думаю, сможем находить по 200–300 новых клиентов в месяц.

– Когда рассчитываете выйти на окупаемость вложенных в проект средств и есть ли потребность в дополнительных инвестициях?

– По большому счету назвать нашу деятельность бизнесом пока нельзя. Мы строим инфраструктуру, отрабатываем технологию и подходы к рынку. Однако по опыту компании «Евгения», выведенной на рынок в марте 2005 г. в Новосибирске, можно сказать, что в зависимости от экономических условий в каждом конкретном городе выход на окупаемость может потребовать от 8 до 15 месяцев. «Евгении» понадобился год.

Мы начинаем в городе коммерческую деятельность после вложения в региональный проект $1–1,5 млн. Набрав 400–500 клиентов, местный офис начинает приносить прибыль, которую мы будем реинвестировать в подключение новых городов и расширение сети. Проект «Энфорта» оцениваем в $50 млн и, работая только на корпоративном рынке, не будем нуждаться в дополнительных средствах. Вопрос о новых инвестициях встанет в случае выхода на рынок потребительский. На ближайшее время мы этого не планируем, хотя, признаюсь, сегмент для нас очень интересен.

– Если уж мы заговорили о будущем, то позвольте поинтересоваться вашей оценкой влияния WiMAX на развитие российских телекоммуникаций?

– Теоретически WiMAX относится к разряду технологий, которые могут прийти и поломать все сложившиеся экономические традиции. На практике же она в любимицах пока только у прессы. Разговоры о технологии идут уже два года, а в результате ничего революционного мы пока не получили. Нормальный рабочий хлеб.


Компания «Престиж-Интернет», предоставляющая под торговой маркой «Энфорта» услуги по технологии широкополосного беспроводного доступа в регионах РФ, основана в октябре 2003 г. Коммерческую деятельность начала в марте 2005 г. Имеет частотные разрешения ГКРЧ (диапазон 5,2 ГГц) на работу в 28 городах России, где проживает в общей сложности свыше полумиллиона человек.

К началу второго полугодия 2006 г. сеть беспроводного широкополосного доступа, которую оператор позиционирует как национальную, была развернута в 14 городах нашей страны на базе оборудования InfiNet Wireless и Alvarion.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!