Rambler's Top100
Статьи
22 октября 2009

Эдуард Шарай (МГТС): "Госструктуры, как и хозрасчетные организации, стали жестко считать статьи расходов."

Между участниками рынка ИКТ согласия относительно страховки госзаказом в период кризиса не достигнуто. Читайте полную версию Дискуссионного клуба  темы номера "ИКС" №10 2009,  "ИКТ для государстава. Государство для ИКТ". Часть 5.

"ИКС": Повлиял ли кризис на активность обеих сторон (ИКТ-поставщик и государство-заказчик), мотивацию, условия работы и схемы финансирования ИКТ-проектов в интересах государства? Насколько работа с госзаказчиком страхует компанию от кризиса? 

Александр Степанов, директор по маркетингу ОАО «РТКомм.РУ»:
Кризис серьёзно повлиял на весь телекоммуникационный рынок, произошло секвестирование ряда бюджетных проектов. Однако нашей компании удалось найти взаимопонимание с заказчиками и достигнуть компромисса между стоимостью и качеством предоставляемых услуг, который позволил сохранить объём предоставляемых услуг в натуральном выражении. С финансовой точки зрения ситуация стала намного сложнее, нам приходится учитывать ожидаемое сокращение расходов государственных органов на предстоящие периоды и предлагать заказчикам наиболее оптимальные для них решения.С другой стороны, работа с государственными заказчиками – это значимость проектов и стабильность работы. Серьёзные государственные проекты иногда длятся несколько лет, и оператор связи, хорошо зарекомендовавший себя на этапе создания сетевой инфраструктуры, то есть грамотно выполнивший весь объем работ для заказчика, обладающий экспертизой потребностей заказчика, имеет возможность подготовить более интересные предложения по развитию и модернизации системы. 

Эдуард Шарай, директор по маркетингу и продажам ОАО МГТС
: Кризис ударил - и госструктуры в той же мере, что и хозрасчетные организации, стали жестко считать статьи расходов. Кто-то ищет схемы иной организации связи, отказывается от прямых телефонов и переходит на учрежденческие сети; кто-то понемногу сокращает количество телефонов. Трафик при этом не сокращается, говорить наши клиенты меньше не стали, но стали внимательней относиться к расходам - и с этим связан определенный отток телефонов, который мы ощущаем с наступлением кризиса. Хозрасчетные организации более подвержены кризису в плане смены офисов (соответственно и смены телефонных номеров), а "бюджетники" понемножку сокращают телефоны. В общем, иметь в портфеле госзаказ - не гарантия стабильности. По крайней мере, для оператора. 

Владимир Рыбаков, заместитель генерального директора ЗАО «Стинс Коман»:
Кризис повлиял в том плане, что очень много конкурсов в настоящий момент перенесены на более поздние сроки по причине сокращения и перераспределения финансовых бюджетов многих государственных структур. При этом количество участников в тендерах резко возросло – многие компании стараются получить хоть что-то от государства. Участники начинают серьезно демпинговать, снижая цены на 70-80% от рыночных – в итоге заказчик теряет рациональное зерно и не может адекватно отличить истинную сущность предложений, выдвигаемых участниками.Также, к сожалению, это негативно сказалось на смещении акцента при проведении конкурсов с разработки функциональных интеллектуальных систем (которые может выполнить ограниченное число игроков, зарекомендовавших себя на рынке, при этом процесс разработки в большинстве своем сильно растянут во времени) на обычные поставки «железа», доступные, по сути, любой компании.Если говорить о крупных разработках, то наличие госзаказчика не страхует компанию от кризиса на 100%. В этом году мы по многим направлениям работы с госструктурами работаем в инвестиционном режиме, вкладывая собственные средства в разработки и реализацию программ, которые в любом случае будут актуальны и востребованы нашими заказчиками. 

Михаил Романов, директор по развитию бизнеса в России, СНГ и странах Балтии компании Stonesoft:
Не секрет, что многие компании в период кризиса делают ставку именно на госсектор, поэтому количество компаний-поставщиков, предлагающих услуги в этом секторе, резко возросло. Повышение конкуренции в ряде случаев привело к откровенному демпингу со стороны компаний – поставщиков услуг, что с одной стороны играет на руку заказчику, который может сэкономить значительные средства, но с другой стороны, экспоненциально возростают риски некачественного выполнения работ, что в сфере информационной безопасности недопустимо. Неправильно спроектированная система защиты, даже с использованием только сертифицированных средств защиты, может попросту парализовать информационную систему предприятия из-за недостатка производительности или подставить под угрозу важные государственные информационные ресурсы, например, из-за наличия уязвимостей в базовом программном обеспечении. Все это необходимо учитывать организациям-заказчикам при выборе подрядчика работ, основывая свой выбор не только на стоимости работ, но и на опыте участия подрядчика в подобных проектах, его репутации, наличии квалифицированных специалистов и т.п. 

Варвара Кучер, директор
BCC по развитию бизнеса с госсектором: Отмечу про условия – возросшая конкуренция среди ИКТ-компаний за госзаказы позволила заказчикам экономнее тратить бюджеты, за меньшие деньги получая больший объем работ. Деньги, получаемые через госзаказы – очень хорошая страховка для сохранения бизнеса у ИКТ-компании и рабочих мест у коллективов специалистов. Эти средства, помимо того, что решают непосредственные производственные задачи, поставленные в проектах, также служат делу поддержки национальной экономики через выплаченную в ИКТ-компаниях зарплату, способствуя тем самым стабилизации внутреннего спроса.  

Владимир Федченко, руководитель группы по реализации услуг ООО "РуСат":
Влияние кризиса может повлиять  на активность государственного заказчика, а активность второй стороны, ИКТ-поставщика, является вторичной. Работа с госзаказчиком не может застраховать компанию от кризиса, а может и усугубить ее положение. В частности, в случае снижения объема бюджетного финансирования компания, заключившая государственный контракт на оказание услуг вынуждена пойти либо на снижение уровня прибыли по данным услугам, либо вовсе отказаться от выполнения условий контракта. 

Виталий Крамарь, директор "Телепорт-Сервис":
Кризис, безусловно, оказывает свое влияние. В первую очередь, он сказался на объемах финансирования: схемы пока остались прежними, в соответствии с 94-м законом, а мотивация со стороны поставщиков для работы с государством во время кризиса должна быть выше хотя бы потому, что государство как клиент, более стабильно и жизнеспособно в сравнении с множеством коммерческих структур. Коммерческие компании имеют больше шансов, если не обанкротиться во время кризиса, то задерживать платежи или просить о снижении стоимости продуктов, что не так критично в случае с госконтрактами, тем более уже вступившими в действие. 

Александр Зеров, коммерческий директор компании «Альвис Плюс»:

В кризисное время стало намного больше компаний, желающих поставлять оборудование и решения для государства – это первое. Бюджеты многих государственных проектов хоть и выполняются, но кое-где были сокращены. Некоторые интересные проекты, к сожалению, пока так и остаются на стадии проекта. Стабильно и в полном объеме финансируются только социально-значимые и стратегические сферы: образование, медицина, ВПК. Насчет страховки от кризиса могу сказать, что да, действительно, государственный заказ более стабилен, но он требует от компании в нынешние непростые времена очень серьезных усилий и затрат для действительно успешной игры на этом поле. Позволить себе такое сейчас могут немногие, большинство просто пробует свои силы.




Вадим Ваньков, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности компании"КОМКОР":
Нельзя сказать, что в последнее время интерес государственных заказчиков к телекоммуникационным услугам снизился. По ранее заключенным контрактам изменений никаких не происходит – финансирование определено законом. Что касается новых заказов – можно говорить о некотором сокращении бюджетов, небольшом снижении количества новых объектов. Тем не менее, потребность в услугах сохраняется, ставятся новые задачи. 

Николай Косогоров, заместитель генерального директора ГК «Сервис Плюс»:
Повлиял, однозначно. Финансовый аспект является самым острым. Да, рынок госзаказа - один из немногих стабильных рынков, где есть более или менее понятное финансирование, но возможности подрядчиков инвестировать собственные средства сократились. Прибавьте к этому курсовые валютные риски для импортеров оборудования, из-за которых при ведении длительного проекта можно легко попасть на убытки. Так что вряд ли мы станем однозначно утверждать, что работа с госзаказчиком сейчас может от чего-то застраховать. 

Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК:
Мы не ощущаем на себе влияние кризиса. Более того, интерес к нашим разработкам в текущем году значительно вырос. В первую очередь, со стороны государственных структур. Есть, конечно, некоторые проблемы с финансированием отдельных проектов. Например, систему электронного документооборота для Министерства обороны совместно с компанией РАМЭК мы сегодня развертываем без предварительного финансирования. Однако, у нас нет сомнения, что Заказчик с нами полностью рассчитается за выполненные работы. В других же проектах мы получаем устойчивое финансирование. 

Дмитрий Смирнов, руководитель отдела по развитию бизнеса с государственным сектором компании "АйТи":
Ни насколько не страхует. Работа с госсектором, напротив, повышает всяческие риски. В первую очередь, от кризиса, так или иначе, как раз и пострадали госзаказчики, хотя бы потому, что им очень сильно секвестрировали бюджеты. А как следствие, сократилась активность с их стороны.Естественно это отразилось на рынке — поставщики ИТ-решений, напротив, возбудились, и стали более пристально смотреть по сторонам. В данном случае я имею в виду скорее небольшие и средние компании, которые начали проявлять излишнюю активность в конкурсах, раньше их особо не интересовавших. Выполнить такие задания им порой просто не под силу, но надеясь непонятно на что, они с завидным упорством продолжают бороться за такие контракты. Наверное, рассчитываю «на русский авось». Все это, конечно, мешает работе в первую очередь тех же госструктур.За весь рынок сказать не могу, но для "АйТи" государственный заказчик всегда был интересен и такие проекту имели большой приоритет. Этой же линии мы и продолжаем держаться. 

Константин Анисимов, заместитель генерального директора компании «Микротест»:
В начале кризиса государство в какой-то мере поддерживало ИКТ-отрасль за счет заказов. Тогда как коммерческие предприятия в разы сокращали расходы на ИТ, государственные предприятия в гораздо меньшей степени уменьшали ИТ-бюджеты. Однако сейчас существует тенденция в сторону урезания финансирования в ИТ-проекты со стороны госзаказчиков. Поэтому работа с госструктурами сейчас не особо страхует компании. Кризис, безусловно, повлиял на активность госструктур - ИТ-проекты стали краткосрочными, необходимо доказывать состоятельность проектов и их эффективность. Кроме того, поменялось отношение к реализуемым проектам – стали более тщательно выбираться решения с точки зрения цены и ряда других показателей. 

Олег Макаров, заместитель коммерческого директора по продажам и развитию "АйпиНэт":
Кризис так или иначе затронул все сферы нашей экономики, и эта не исключение. Соответственно он повлиял и на поведение обеих сторон, но прежде всего, конечно, заказчика. У большинства госзаказчиков были пересмотрены бюджеты, причем в сторону их уменьшения, проанализированы сами проекты и от одних отказались, по другим либо сокращено финансирование, либо перенесены сроки реализации. В этих условиях, а также в условиях усиления конкуренции изменяется и поведения ИКТ-поставщика. Становится более рациональным, просчитываемым. И, на наш взгляд, по ряду причин работа с госзаказами не может являться надежным и определяющим фактором, защищающим компанию от кризиса.

Илья Кузьмин, директор по продажам Amdocs CRM в России и странах СНГ:
Безусловно, повлиял. Сейчас весьма серьезно «срезано» бюджетирование на развитие ИКТ. Хочу отметить, что текущие проекты, которые реализовывались в первой половине 2009 г., стали для компаний-поставщиков больше спонсорско-инвестиционными. Но вендоры надеются на изменение такой ситуации во второй половине года. В такой ситуации компаниям-поставщикам ИКТ ничего не оставалось, как продолжать развитие проектов, разрабатывать новые сервисы для потенциального заказчика для того, чтобы в любой момент они могли бы быть предложены заказчику. На мой взгляд, госзаказчик никак не может страховать компанию поставщика, находясь самому в трудном финансовом положении. Все полагались на деловые отношения между поставщиком и заказчиком и на понимание экономической ситуации в стране. 

Алексей Луговой, директор департамента продаж в государственном секторе Optima:
Конечно, с началом кризиса бюджеты сократились не только в коммерческих организациях, но и в органах государственной власти. Это замедлило реализацию части проектов, а от некоторых пришлось пока отказаться. Что касается схем финансирования, то они остались прежними. Нельзя сказать, что госзаказ полностью страхует компанию от кризиса. На мой взгляд, это справедливо лишь в том случае, если доля госзаказа в бизнесе компании свыше 70%. 

Александр Гольдштейн, заместитель директора НТЦ Аргус ГК Экран:
Отрасль, конечно же, пострадала от кризиса, но остановить развитие ИТ невозможно. Слишком сильно наша современная жизнь связана с инфотелекоммуникациями и для государства остановить развитие этого направления невозможно, в отличие от коммерческих компаний. Это и то, что государство отвечает по своим финансовым обязательствам всегда и на 100%, и является своеобразной страховкой для компании-поставщика. При этом на следующий год бюджет конкретного направления может быть сокращен по объективным причинам и ситуация изменится.

Анатолий Харламов, д
иректор Департамента по работе с государственным сектором ОАО "СИТРОНИКС": В условиях кризиса произошло резкое усиление конкурентной борьбы в госсекторе за счет стремления новых  игроков  занять место на устойчивом и развивающемся в момент кризиса рынке. Госзаказчику приходится более тщательно подходить к определению победителей в конкурах по качественным критериям, из-за резкого снижения стоимости предложений от новых игроков рынка. Игра на понижение стоимости в ущерб качеству в условиях кризиса также спровоцировала серьезную  инфляцию качества технических решений и привела к определенному перераспределению ролей игроков рынка ИТ в госсекторе. Госзаказчику невыгодно понижение стоимости ИТ -проектов, как и наличие новых игроков, поскольку это ведет к снижению будущих  бюджетов и росту рисков. Все это в совокупности привело к возникновению, на  мой взгляд,  некоторой растерянности среди госзаказчиков, и послужило главной причиной переноса ключевых тендеров в госсекторе на вторую половину или конец 2009 г. 

Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК:
Действительно,  кризис немного изменил правила игры. Сейчас, по текущему законодательству, участвовать в тендере может любая компания без опыта, компетенций, знаний, сертификаций, и выиграть его по демпинговым ценам.  Скорее всего, данная компания потом получит штрафные санкции и попадет в список недобросовестных исполнителей. Но для многих это не имеет значения – компания банкротится и регистрируется под новым именем.  Крупным же игрокам, с многолетней репутацией, стало сложнее. Еще один очень больной вопрос – разница курса. Все контракты заключаются в рублях, но оборудование для проектов иностранных вендоров приобретается только в валюте. Поэтому я бы не стал говорить, что работа с государственными заказчиками является страховкой от кризиса. 

Юлия Хлюстова, коммерческий директор компании «ПетерСтар»:
Уровень спроса со стороны государства и предложений на рынке, по нашим наблюдениям, остался прежним. В любом случае, от кризиса любую компанию лучше всего страхует диверсификация – оказание широкого спектра услуг, помимо государственных заказчиков, и коммерческим предприятиям как крупного, так и малого и среднего уровня, и физическим лицам.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!