Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2007
Александра КРЫЛОВА  01 апреля 2007

Банки тоже хотят стать мобильными?

Активное развитие в России банковских розничных сетей, рост потребительского кредитования, обострение конкуренции в сегменте населения – тенденции, которые в ближайшие 3–4 года будут только нарастать.

По данным Ассоциации российских банков, к 2010 г. доля потребительских кредитов удвоится и достигнет 12% ВВП, а доля депозитов средних банков – 16%. Уже в ближайшее время общий объем потребительских кредитов населению составит около $100 млрд. О том, как выдержать такие темпы, обеспечивая при этом стабильное качество обслуживания клиентов, профессионалы дискутировали на VII международном форуме iFin-2007 «Электронные финансовые услуги в России: война за мобильность начинается?».

Вопрос, содержащийся в названии, организаторы конференции (интернет-портал ifin.ru и АРБ) назвали риторическим. В условиях нарастающей конкуренции в сфере обслуживания массового потребителя как по ассортименту предлагаемых банковских продуктов, так и по охвату населения невозможно поддерживать стандартное качество услуг без электронно-финансовых услуг и сервисов, без электронных зон самообслуживания клиентов в режиме 7 х 24, без простого и удобного для пользователя интернет-банкинга.

По справедливому замечанию Н. Местера (Intel), ситуация на рынке розничных банковских услуг сегодня напоминает картину рынка сотовой связи двух-трехлетней давности, когда абоненты легко меняли оператора под влиянием маркетинговых коммуникаций его конкурента. В этих условиях выигрывает тот, кто может лучше обслужить клиента и предложить ему более широкий набор дополнительных сервисов.

О новых решениях в этой области, способных не только удовлетворить сегодняшние запросы, но и предугадать завтрашние потребности банков и их клиентов, на форуме рассказывали разработчики комплексных ИT-решений.

Как отметил Р. Мустафаев (BIFIT), в 2006 г. произошла «тихая революция»: банки, внедрившие у себя систему iBank 2, перешли от стадии заинтересованности в услугах электронного банкинга к активному подключению к этому сервису корпоративных клиентов. Причина в том, что они ощутили на практике, что электронный банкинг приносит весомый доход: вопервых, за счет снижения себестоимости обработки документов, а вовторых, от абонентской платы, которую ежемесячно вносят клиенты за пользование сервисом.

По оценке А. Масленниковой, представлявшей межбанковский процессинговый центр Factura.ru, внедрение, например, интернет-банкинга позволяет финансовым организациям снизить затраты на транзакцию более чем в два раза – с $3,9 до $1,5. Кроме того, оказалось, что клиент, общающийся с банком в онлайн-режиме, лояльнее того, кто приходит в отделение сам.

Форум показал: на повестке дня – реализация мобильного банкинга. Подобные системы и новые модули систем готовы у большинства разработчиков программно-аппаратных средств – у BIFIT, «Банк'c софт системз», «Диасофта», Faktura.ru, R-Style Softlab и др.

М. Кукушкин («Оникс Капитал») пределил мобильный банкинг как новый высокотехнологичный банковский сервис, позволяющий быстро, безопасно и надежно управлять денежными средствами клиентов банка. По его мнению, наиболее пригодными для реализации системы мобильного банкинга являются сотовые телефоны с поддержкой J2ME. Для этих устройств предназначено решение «Оникс Капитал» – Mobile Клиент BARS. Его клиентская часть – Java-приложение размером от 25 до 40 кбайт, загружаемое в мобильное устройство и работающее по технологии GPRS. С его помощью клиенты банка могут круглосуточно получать информацию о состоянии банковских счетов, осуществлять платежи в адрес поставщиков массовых услуг, переводить денежные средства на свои счета и на счета банковских карт других клиентов банка, самостоятельно блокировать счета и карты.

На технологии Java построена и платежная платформа компании «Мобильный кошелек» – независимой платежной системы, имеющей специализированные продукты для банков (не путать с одноименным сервисом «Билайн»!). По словам Н. Ионкина, ее директора по маркетингу, взаимодействие с крупным банком строится по следующей схеме: при выдаче карты VISA банк регистрирует клиента в системе «Мобильный кошелек», которую он регулярно пополняет через платежные терминалы ОСМП и e-port для проведения платежей в адрес провайдеров массовых услуг, включая ЖКХ, а также для получения всех необходимых дистанционных банковских сервисов на своем мобильном устройстве.

Справедливости ради следует отметить, что не все докладчики были настроены по отношению к услугам мобильного банка оптимистично. Так, М. Семенов (РФК) убежден, что мобильный вариант идеально подходит для информационных банковских сервисов, а платежные операции гораздо удобнее проводить с персонального компьютера.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: