Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Н. МЕДМАН  01 мая 2007

Сетевой мультимедийный контент: Потребителям нравится, но кому достанется прибыль?

Цифровизация контента в сочетании с развертыванием широкополосных сетей создает совершенно новые способы распространения и потребления информации. Это открывает новые возможности как для операторов связи, так и для медийных компаний. В будущем им предстоит тесно сотрудничать, чтобы каждый мог получить свою долю прибыли от распространения сетевого мультимедийного контента.

Н. МедманПадение продаж компакт -дисков вызвало панику в индустрии звукозаписи, подтвердив, что способы потребления мультимедийного контента меняются. Благодаря широкополосным сетям доступ к мультимедийному контенту облегчается, его выбор расширяется, увеличивается его персонализированность и интерактивность.

Распространение мультимедийного контента на физических носителях будет сокращаться и дальше. Загрузка музыки и видео через сеть – пример широко распространенной альтернативы для многих пользователей. Так, за последние два года пользователи приобрели и загрузили более 200 млн записей в музыкальном интернет -магазине European iTunes, а оператор Orange во Франции только за январь 2006 г. обработал более 4,5 млн сессий мобильной передачи ТВ/видеоконтента.

Со временем весь контент перейдет в цифровой формат и будет доступен в сети, что позволит загружать его как на домашние, так и на мобильные устройства. Эти перемены затрагивают две крупнейшие на сегодняшний день отрасли – связь и СМИ и охватывают телевидение, радио, печать, игры, видео и музыку, созданные как профессионально, так и самими пользователями. Ожидается, что в ближайшие годы рынок сетевого мультимедийного контента будет расти в 10 раз быстрее, чем рынок традиционного мультимедийного контента (на 35% по сравнению с 3,5%). По недавнему прогнозу британской аналитической группы Analysys, к 2011 г. около 35% доходов от продаж музыки и 50% доходов от продаж игр во всем мире будет приходиться на загрузку по сети.

Возросший интерес пользователей и возможность увеличения доходов привлекли внимание и телекоммуникационных, и медийных компаний, однако сотрудничество между ними пока не налажено. Бизнес -модели, цепочки добавления стоимости, их участников, потоки доходов и их источники еще только предстоит определить.

Откуда приходят деньги

Исторически так сложилось, что источники доходов у операторов связи и медийных компаний заметно различаются. Операторы рассчитывают на плату за трафик и на подписчиков, а медийные компании больше полагаются на рекламу.

Доставка сетевого мультимедийного контента дает возможность привлечь денежные средства как пользователей, так и рекламодателей. Это означает, что суммарные расходы всех заинтересованных сторон по крайней мере не увеличатся. Реклама в сетевом мультимедийном контенте будет восприниматься лучше, если она будет персонализированной и нацеленной на конкретного пользователя, а такая индивидуализация – как раз то, что сетевой мультимедийный контент может обеспечить.

Телекомпаниям легко оценить рекламные возможности, к примеру, мобильного и IP -телевидения, поскольку бизнес -модели этих видов деятельности сходны. А операторам очевидны преимущества пакетирования этих услуг. Но соглашений о разделении доходов в таких услугах – свидетельств сотрудничеств двух отраслей – пока немного.

Возможные модели получения дохода от продажи сетевого мультимедийного контента, многие из которых уже используются в Интернете:
  • подписка – ежемесячная плата за конкретные мультимедийные услуги, например Rhapsody;
  • плата за трафик – оплачивается стоимость единицы трафика, именно таким образом многие операторы мобильной связи поставляют информацию через WAP;
  • реклама – отделенная от контента (например, традиционные рекламные паузы); внедренная в контент (например, продакт плейсмент); контекстная (например, окна, всплывающие при щелчке мышью); связанная с поисковым запросом или с доской объявлений; полноэкранная реклама, показываемая при входе на сайт или перед запуском мультимедийной услуги, и перекрестная реклама, где взаимодействуют физические, мобильные, компьютерные и традиционные каналы;
  • различные виды брокерской деятельности – сбор заявок, например Priceline; аукционы (eBay); поисковые агенты (Pricerunner); виртуальные торговые площадки;
  • информационное посредничество – размещение сетевой рекламы, например DoubleClick; сбор данных об аудитории, например статистики оператора сети или показателей Nielsen/NetRatings; отслеживание пользователей;
  • торговля – виртуальные магазины или виртуальные витрины;
  • услуги социальных сетей (сообществ) – адресная реклама, подписка или дополнительные услуги (например, Friendster или Lunarstorm).
Социальные сети и реклама – примеры очень востребованных сейчас моделей.

Быстро растущие сообщества…

Потенциал сообществ очень велик. Опубликованная Nielsen/NetRatings десятка ведущих сайтов социальных сетей (данные за апрель 2006 г.) в сумме продемонстрировала рост на 47% по сравнению с предыдущим годом: их аудитория увеличилась с 46,8 млн уникальных посетителей в 2005 г. до 68 млн в апреле 2006 г. и охватила 45% всех активных пользователей Интернета в США.

…и не менее быстро растущая реклама

Рекламные возможности Интернета уже прошли серьезную проверку, хотя адресная реклама еще только начинает развиваться (например, Google показывает рекламные сообщения в соответствии со словами поискового запроса). В 2005 г. доходы от рекламы в Интернете составили в США $12,5 млрд – рекордная сумма для одного года! Поиск по ключевым словам привлек больше всего рекламы, принеся доход в размере $5,1 млрд, или 41% всей рекламы в Интернете. Второе место заняли рекламные объявления (classifieds), доход от которых составил $2,1 млрд, а рассылки по электронной почте стали третьими с доходом в $251 млн.

Рекламные же возможности каналов мобильной связи пока почти не используются. Проведенное компанией Ericsson в феврале 2006 г. изучение потенциала рекламы в услугах мобильного ТВ показало, что персонализированность – ключевое достоинство мобильной рекламы для пользователей – об этом заявили 73% опрошенных. Другими наиболее важными особенностями мобильной рекламы были названы специальные предложения (68%) и более привлекательные тарифы на мобильное телевидение (43%). По мнению исследователей из Ericsson, операторы пока редко задействованы в мобильном маркетинге, но их сотрудничество с медийными компаниями принесет пользу обеим сторонам.

По мере перехода телевещания на цифровые сети меняется и реклама. Сейчас, когда у большинства пользователей есть возможность пропускать рекламные ролики, например с помощью записи на цифровой видеомагнитофон, рекламодателям все труднее проводить свои кампании, несмотря на то, что количество способов вещания и телеканалов увеличивается. Поэтому все чаще используются новые виды рекламы, например продакт плейсмент, спонсорство, ко -брендинг, разделение экрана, реклама при ускоренной перемотке, рекламно -документальные ролики, видео по требованию с рекламными роликами и переход по баннеру.

Однако, как показало исследование маркетинговой компании FIND/SVP, вероятность того, что потребители купят продукт, при просмотре телевизионной рекламы в 2 раза выше, чем при просмотре рекламно -развлекательного контента. Это означает, что действенность рекламы и в дальнейшем будет тщательно оцениваться. А имеющаяся у операторов уникальная возможность предложить каждому пользователю персонализированный контент останется мощным средством привлечения рекламодателей.

Управление правами на цифровую продукцию

Отсутствие согласованных бизнес -моделей, регулирующих взаимоотношения между телекоммуникационными и медийными компаниями, препятствует развитию многих проектов, связанных с сетевым мультимедийным контентом. Телевещатели могут, к примеру, покупать права на разовую или многократную передачу контента всем пользователям. Однако в соответствии с законодательством персонализированные мультимедийные услуги по требованию могут интерпретироваться как передача контента всякий раз, когда клиент этот контент использует. Значит, для эффективного распространения контента нужно изменить соглашения о его покупке.

Много внимания и усилий уделяется управлению правами на музыкальные записи и обмену файлами. Дискуссии по поводу прав на цифровой контент посвящены в первую очередь системам управления правами на цифровую продукцию (DRM), которые ограничивают возможности бесплатного обмена. Уже существуют легальные файлообменные службы (iMesh, Mashboxx и Playlouder), но пока они привлекают не слишком много пользователей. В качестве альтернативы компания Napster предложила, чтобы пользователи загружали и могли бесплатно использовать файлы до 3 раз. После этого они должны заплатить за дальнейшее прослушивание песен.

Сегодня есть три варианта управления правами на цифровую продукцию: можно использовать стандартное DRM -решение (например, OMA DRM 2.0), собственное DRM -решение или не использовать никакого решения.

Все три варианта имеют право на существование, и ни один из них еще не доминирует. Риск использования собственных DRM -решений в том, что у клиента могут возникнуть трудности с потреблением контента на устройстве, отличном от предоставляемого поставщиком. Впрочем, привязка контента к конкретному устройству в некоторых случаях оказывается успешной (как в случае iTunes/iPod), несмотря на очевидные ограничения для пользователей.

Сотрудничество в борьбе за клиента

Медийные компании, как правило, имеют сильные потребительские бренды, которые можно эффективно использовать при доставке контента по сетям связи. Это расширяет их возможности задействовать разные каналы, увеличивая поток предложений от рекламодателей. Для медийных компаний есть риск каннибализации доходов существующих каналов при создании новых. Однако общая тенденция такова, что пользователи стремятся расширять спектр получаемых услуг и рассматривают Интернет и мобильные предложения как неотъемлемую часть потребления мультимедийного контента.

Поставщики услуг связи имеют прочные позиции в сфере фиксированной и мобильной телефонии. Фиксированные операторы, как правило, хотят предоставлять клиентам дополнительные услуги помимо обычного абонентского обслуживания. Однако опыт Интернета показал, что большинству из них остаются только доходы от подключения, в то время как порталы, дополнительные услуги и сопутствующая реклама оказываются в руках других игроков рынка, таких как поисковые системы и интернет -сообщества. Появление IPTV и развитых услуг связи, сочетающих голосовой, текстовый и другой мультимедийный контент, дает им новую возможность привлечь домашних пользователей. С другой стороны, есть опасность, что услуги связи вообще уйдут от операторов, переместившись в Интернет.

Сходная ситуация на рынке мобильной связи. Мобильные сети идеально подходят для предоставления мультимедийных услуг, таких как мобильное ТВ и музыка. Услуги мобильного ТВ можно эффективно оказывать с помощью двух взаимодополняющих механизмов: адресной передачи большого числа нишевых телевизионных каналов для небольшого числа зрителей и широковещательной передачи нескольких каналов, вызывающих наибольший интерес. Адресная передача также может использоваться для доставки теле - или видеоконтента по запросу с предоставлением пользователю доступа к полному каталогу (модель продаж «длинный хвост»*). Акцент во всех этих услугах должен делаться на персонализированность и интерактивность, которые пользуются все бо’льшим спросом у потребителей.

***

Поскольку медийные, интернет - и операторские компании могут получить существенный выигрыш от сотрудничества в области сетевого мультимедийного контента, в будущем мы, скорее всего, увидим гораздо больше совместных предложений, чем раньше: поставщики сетевых услуг, интернет -компании и крупные медийные компании объединятся, чтобы сделать клиентам предложения, в которых узнаваемость бренда будет обеспечиваться комбинацией контента, услуги и ее доставки.

Особенности сетевого мультимедийного контента, способствующие росту его потребления:
  • возможность персонализации;
  • интерактивность;
  • круглосуточная доступность;
  • вирусное распространение с участием пользователей;
  • доступность через различные устройства;
  • простота использования;
  • возможность использовать как средство самовыражения;
  • обогащение опыта потребления мультимедийных услуг;
  • защищенность от спама и нелегального использования;
  • логичная и прозрачная тарификация.


* «Длинный хвост» – продажа широкого ассортимента продукции, где каждое наименование в отдельности не пользуется особым спросом, но в совокупности дает доход не меньший, чем ограниченное количество бестселлеров. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!