Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2010
Евгения ВОЛЫНКИНА  05 мая 2010

Корпоративные коммуникации – между «на вырост» и «на выброс»

Корпоративные телекоммуникационные системы охватывают широкий диапазон решений – от обычного телефона до глобальной сети  – и используют самые разные технологии передачи голоса, видео и данных. Коммуникации, конечно, нужны всем, но в соответствии с потребностями и возможностями, в первую очередь финансовыми, что стало особенно актуально в последние год-два.

Понятно, что производители оборудования и ПО имеют немалый опыт разработки технологий коммуникаций, и если дать им волю (а главное – денег), скоро они укомплектуют средства связи корпоративных пользователей виртуальной реальностью. Однако – к сожалению или к счастью – технологические возможности производителей пока заметно превосходят финансовые возможности подавляющего большинства пользователей, которые вполне резонно полагают, что системы связи – не самоцель, а средство, помогающее зарабатывать деньги в основном бизнесе, и что их функциональность (а следовательно, и цена) не должны быть избыточными.


Программа-минимум


Представление о разумной достаточности у каждой компании свое, но минимальный уровень у всех одинаковый – телефонная связь. Но и она с появлением широкополосного доступа в Интернет, позволяющего с достаточно высоким качеством передавать голос по пакетным IP-сетям, постепенно меняет свою технологическую основу. Идет переход от традиционных TDM-решений к гибридным и чистым IP-системам. Поддержка технологии IP есть практически во всех офисных АТС, предлагаемых сейчас на рынке. IP-телефония реализует все функции TDM-телефонии плюс массу дополнительных сервисов, причем все это заметно дешевле. Даже массовый пользователь уже успел оценить дешевизну междугородных телефонных звонков через Интернет.


Валерий Лошкарев, «Корпорация «ЮНИ»Валерий Лошкарев , «Корпорация «ЮНИ»:


Российский пользователь тяготеет к проверенным и недорогим решениям, редко доверяя новшествам и чужому опыту.

Раньше технологическим тормозом внедрения IP-телефонии было невысокое качество передачи голоса, но уже как минимум лет пять эти проблемы решены, и теперь остаются только финансовые (а в России появились еще и законодательные). В мире идет активный отказ от технологии TDM в пользу IP, причем на уровне не только корпоративных пользователей, но и операторов. Например, один из крупнейших мировых операторов компания AT&T недавно объявила о планах ликвидации своей обширной TDM-сети, так как параллельно ей уже давно работает IP-сеть, а поддерживать их обе слишком накладно. В России операторы пока не сдают аналоговое оборудование в металлолом, но тенденция налицо: практически все производители офисных АТС, в том числе и отечественные, выпускают сейчас гибридные телефонные системы, поддерживающие обе технологии. Правда, скорого отмирания традиционной телефонии ожидать не приходится: слишком уж много средств было вложено в свое время в TDM-инфраструктуру (хотя, конечно, по количеству стационарных телефонов на душу населения нам и сейчас далековато до развитых стран). К тому же традиционные телефонные аппараты пока заметно дешевле своих IP-собратьев. Да и интернет-сетей, способных достаточно качественно передавать голосовой трафик, в масштабах страны явно не хватает. Минимальная пропускная способность канала связи для IP-телефонии приемлемого качества составляет 100 Кбит/с в расчете на одно соединение, причем кроме ширины полосы этот канал должен иметь требуемый уровень QoS (Quality of Service) с приоритизацией голосового трафика, что в российских сетях связи обеспечивается далеко не везде.


IP-экономия: от UC к виртуализации


Кризис дал развитию IP-телефонии разнонаправленные импульсы. С одной стороны, если компания имеет распределенную структуру с несколькими офисами в разных городах, то IP-телефония позволяет существенно экономить на МГ/МН-связи. С другой стороны, полный переход на IP-платформу для тех, кто уже оброс TDM-хозяйством, обходится слишком дорого. Если корпоративную телефонную систему нужно строить заново, то вопросов нет – только IP. Начальные затраты будут примерно те же, что и на TDM-систему, но IP-решение имеет несравнимо больше потенциальных функциональных возможностей, а его дальнейшее расширение обойдется существенно дешевле. Однако при наличии вполне работоспособного TDM-наследства полный переход на IP в нынешней ситуации скорее всего окажется экономически неоправданным.


Эксперты признают, что до кризиса многие российские компании и государственные организации внедряли у себя системы корпоративной IP-телефонии, особо не задумываясь об эффективном использовании богатых возможностей этой технологии. В итоге находили применение только базовые сервисы, которые можно было реализовать и в старых TDM-системах. В кризисной ситуации сломать систему традиционной телефонии, чтобы перейти на IP, можно себе позволить только при условии, что бизнес настоятельно требует такой замены, а это сейчас встречается достаточно редко. Сейчас компании, как правило, затевают лишь те проекты, которые обещают быстрый возврат инвестиций (в пределах одного года). Так что в нынешних условиях ожидать победной поступи IP-телефонии не приходится.


Тем же, кто построил свои системы IP-телефонии в докризисные времена, наверное, стоит задуматься над более рациональным использованием преимуществ этой технологии. Это означает внедрение приложений для совместной работы и другие функции, позволяющие экономить рабочее время сотрудника, – т.е. движение в сторону пресловутых «унифицированных коммуникаций» (Unified Communications, UC), о которых уже так долго говорят вендоры.


Дополнительное ускорение этому процессу должен дать намеченный на вторую половину 2010 г. выпуск нового ПО Microsoft Communications Server «14», которое добавляет функции UC во всем знакомые приложения Microsoft Office. Но чтобы оценить выгоду от этих проектов, придется заняться более сложными расчетами таких параметров, как общая стоимость владения (ТСО) и окупаемость инвестиций (ROI). На Западе это делать уже научились; согласно недавнему опросу по поводу удовлетворенности результатами внедрения UC, проведенного CDW Corporation, 71% компаний, реализовавших такие проекты, заявил о том, что показатель ROI оказался таким же или лучше, чем изначально планировалось, только 5% опрошенных пожаловались, что ROI не оправдал надежд, и 24% сказали, что пока слишком рано делать какие-то выводы относительно скорости окупаемости. Понятно, что российские реалии вносят свои коррективы во все процессы, но всего лишь 5% явно недовольных – это очень неплохой результат.


При наличии «железа» и базового функционала IP-телефонии все остальные возможности UC можно нарастить программными средствами, которые предлагают не только такие монстры, как Microsoft, но и отечественные разработчики, готовые доработать решение в соответствии с инди-видуальными запросами клиента. Ну а если «железа» нет, то можно снизить затраты, обратившись к активизировавшимся на рынке недорогим вендорам, чье оборудование имеет не меньше функций, чем у грандов, но стоит гораздо дешевле.


Совсем небольшим компаниям, у которых нет денег не только на покупку новой, но и на модернизацию старой телефонной системы, операторы предлагают услуги «виртуальной АТС» по модели SaaS (Software as a Service). В этом случае начальные затраты равны нулю, а платить нужно только за потребленные услуги. Информированность потенциальных пользователей о таких услугах пока невелика, поскольку раньше их продвигали лишь небольшие операторы. Сейчас “виртуальными АТС” занялась “большая тройка”, так что можно ожидать не только снижения цен, но и привлекательного для клиента пакетирования с другими услугами.


ВКС – от экономии до имиджа


Еще один способ сэкономить с помощью корпоративных коммуникаций дают всем известные системы видеоконференцсвязи (ВКС). При должной организации дела они позволяют отказаться от изрядной доли командировок. Результаты исследования в этой области недавно опубликовал Skype, самый известный Интернет-сервис, предлагающий недорогие и вовсе бесплатные услуги голосовой и видеосвязи. По данным Skype, больше половины российских и европейских компаний в 2009 г. заменили зарубежные командировки различными способами онлайновых коммуникаций: электронной почтой, мгновенными сообщениями («аська» и ее аналоги, в том числе соответствующий сервис Skype), телефонными переговорами и видеоконференциями через Интернет. Конечно, не все компании разрешают своим сотрудникам использовать Skype из соображений безопасности, но ведь далеко не все работают в банках, ЦРУ или ФСБ, так что Skype и аналогичные сервисы – это хорошее подспорье для пользователя, не слишком требовательного к качеству картинки или звука.


Максим Мамаев, АМТ-ГРУПМаксим Мамаев , АМТ-ГРУП:


Заказчики стали более консервативно подходить к функционалу, они избегают решений, имеющих заведомо избыточный функционал. Но отказ от покупки решений «на вырост» не перешел в покупку решений «на выброс».

Кстати, недавно автора этих строк порадовала одна компания, специализирующаяся на поставке решений для ВКС. В приглашении на семинар, посвященный ее новому продукту, фигурировала опция «дистанционного участия», для реализации которой потенциальный участник мог бесплатно загрузить на своей компьютер специальную клиентскую программу для ВКС (предполагалось, что микрофон и наушники у него есть). Вот она сплошная экономия для всех!


Но топ-менеджерам и прочим VIP,ам этот «ВКС для бедных», конечно, не подходит (смею предположить, что в подавляющем большинстве случаев только из соображений «престижа»). И тут открывается большое поле деятельности для поставщиков оборудования и системных интеграторов, которые заявляют о перегруженности такими заказами даже в нынешних экономических условиях. Но структура заказчиков ВКС-решений все же изменилась: небольшие компании практически полностью отказались от этих проектов, а крупные продолжают внедрять видеоконференции, немного скорректировав уровень запросов. Несмотря на большое внимание к собственному «имиджу», до супердорогих решений типа Cisco TelePresence наши компании пока все же не дотягивают. Как рассказала руководитель департамента телекоммуникаций компании КРОК Наталия Дьяконова , настоящее полнофункциональное решение с правильно оборудованными конференц-залами, качественным звуком и видео, с полным эффектом присутствия всех участников за одним столом тянет как минимум на миллион долларов, и к такому порядку цен клиенты пока не готовы.


Похоже, нашим системным интеграторам придется подождать, когда у заказчиков вновь появятся лишние миллионы, а «имиджевое самосознание» нашего бизнеса, немного придавленное кризисом, вновь воспрянет. А потом, глядишь, TelePresence подешевеет и его смогут позволить себе и более широкие массы. А пока обедневшие российские клиенты хотят получить за имеющиеся у них деньги максимум возможного и даже больше. И в этом есть свои плюсы: иногда ограниченность бюджета заставляет разработчиков создавать весьма нестандартные решения, которые потом находят спрос у других клиентов, и в выигрыше оказываются все. Будем считать, что именно в этом состоит российский вклад в дело развития корпоративных коммуникаций.  икс 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!