Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2010
Наталия КИЙ  09 ноября 2010

Олег СВИРСКИЙ. Везучий человек везущий

Олег Свирский - технический директор российского МТС считает себя везучим: «Что задумаю, чего сильно захочу – сбывается. Волшебник я сам себе, что ли...». И оставляет за рамками этой экзистенциальной формулировки работу – как пахоту, увлеченность – почти фанатичную, ум – по-связистски изобретательный, память – фотографическую. Эту мозаику природа сложила в талант и подкрепила характером.

Олег СВИРСКИЙ Кумиры детства

– Мой любимый герой – отец. Он земляк белорусского батьки, из Шклова Могилевской области. По партийному призыву приехал строить Череповецкий металлургический комбинат. Работал монтажником-высотником, стоял у прокатного стана. Выработав «горячий» стаж, пошел водителем междугородного автобуса – без единой аварии исколесил центр России, работал на Олимпиаде-80. Отец заразил меня любовью к автомобилям. В классе восьмом посадил за руль, в девятом я уже был заправским водилой. Сейчас папе 73, маме – 68. Свои силы мои старики теперь применяют на даче под Череповцом.

В детстве мечтал стать летчиком. Помешала страсть к чтению – подсело зрение. Спас случай и ДОСААФ: однажды в центре детского творчества замер перед дверью, где сидели ребята в наушниках и долбили морзянку. Так в моей жизни возник радиоспорт и еще один мой кумир – преподаватель Николай Петрович. Великий человек, терпение в нем было от Бога! Он ни разу не повысил голос, даже замечания делал доброжелательно, но с такой ноткой строгости, что всем было понятно, кто здесь старший. Его человеческая наука помогла мне, когда я преподавал в вузе, и в армии, где вел курсы радистов.

Я стал мастером спорта по морзянке, занимался спортивным ориентированием, да много еще чем, пока не попал на коллективную радиостанцию. Аппаратная, лампочки мигают, микрофоны, дальние страны... Кто-то кричит: «О, Греция пошла! Проход на Японию открылся!»

Морзянка отступила перед эфиром. Мой любимый тренер, увидев горящие глаза, отпустил меня сам и с миром.

С шестого-седьмого класса школы учеба отошла на второй план, уступив место радиоспорту и радиолюбительству. Но учился хорошо: у меня «фотографическая» память – почитал перед экзаменом, а потом из памяти информацию воспроизводишь. Когда пришло время поступать, выбрал Рыбинский авиационно-технологический институт, специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры».

Щас сядем!

Рыбинск и Череповец находятся на разных концах Рыбинского водохранилища. Летом там ходит «Метеор» на подводных крыльях. Зимой – на электричке в Ярославль, а там на проходящий мимо поезд. Был третий вариант: из Рыбинска через Пошехонье в Череповец летал АН-2. Один рейс запомнил на всю жизнь.

В полете заглох мотор. АН-2 – кукурузник на 12 пассажиров, жестянка, холод, грохот. И вдруг – тишина. Открывается дверь кабины пилота: «Без паники! Щас сядем!». Страха не было, напротив – детский восторг: экстрим! О самолетах с детства знал все и знал, что эти четырехкрылые стрекозы еще в войну с любой точки взлетали и в любой приземлялись. Сели на заснеженное колхозное поле, выбрались – снегу по пояс. Мужчины по очереди пробивали путь в снежной целине и так, гуськом, добрались до автостанции. До сих пор с восторгом рассказываю об этом приключении.

Бумажный кораблик. Радиоуправляемых моделей тогда еще не былоМоя институтская история повторила школьную. С третьего курса учеба стала фоном для работы, увлекся СВЧ, сотрудничал с закрытым КБ. Мой научный руководитель и завкафедрой В.Г. Варухин привлекал к работе. Я был состоятельным студентом: повышенная стипендия (институт окончил с красным дипломом), полставки в науке, почасовки на кафедре – 150 руб. в месяц выходило!

В аспирантуре учился в зеленоградском МИЭТе, диссертация близилась к завершению, за одно из изобретений получил премию Ленинского комсомола, на которую купил парусный катамаран и три года гонял по водохранилищу. Но начало 90-х, павловская реформа подрубили мою науку. Когда моя молодая семья начала переходить на вермишель и картошку, в 1992 г. принял решение уйти из института.

Попутный ветер GSM

 Жизнь, как всегда, дала шанс. Знакомые попросили помочь с организацией связи в строительной фирме. Я набросал схему на листе ватмана и был приглашен замдиректора по развитию. Диспетчерскую организовал, 20 машин и 15 объектов оснастил полудуплексной радио-связью. Потом стал директором ТОО «Электросвязь»: растущему рыбинскому бизнесу требовалась профессиональная радиосвязь, мы начали строить транкинг, осваивали видеонаблюдение, охранные системы.  

Первый сотовый телефон взял в руки в 1998 г., когда пригласили меня техническим директором в «Ярославль-GSM». Почему GSM? Какой GSM? В регионе тогда NMT-450 работал. Ну, слышали, что в Москве МТС есть. И все. Но предложение двинуться в будущее, в цифровую связь принял. Коммерческую сеть открыли в сентябре 1999 г., а дальше – по крутой экспоненте – 8-кратное увеличение абонентской базы за год. NMT начал отступать.

Кто выключил МТС

Это самый парадоксальный эпизод из моей профессиональной жизни – пока. МТС была координирующим оператором в ЦФО и владельцем сетевого кода в регионе. В Ярославскую область МТС выходила с сетью в диапазоне 1800 МГц. «Ярославль GSM» работал в том же коде в частотах 900 МГц. В один прекрасный день – 6 августа 2001 г. – МТС запустила сеть, и в двухдиапазонных телефонах наших абонентов исчезла связь. В 9 утра я стоял на пороге Госсвязьнадзора, в 10 ч телеграмма ушла в московский офис МТС. В 10 ч 15 мин сеть МТС в Ярославле погасла... на три месяца. Следом – звонок от Ю.А. Громакова, в ту пору вице-президента МТС, с настоятельным приглашением в Москву.

Я приехал хозяином положения – у нас все по закону. Вхожу в большую переговорную – а там... рыцари Круглого стола, весь технический бомонд. И такое электричество в мою сторону источают! Выход из ситуации был единственный: смена сетевого кода одной из сторон. Проще, конечно, это было сделать «Ярославлю-GSM», но с финансовой, административной и организационной поддержкой МТС. Что и было осуществлено через три месяца – по-честному. Но моральную сатисфакцию я тогда получил за всех моих абонентов.

Через год на рынок Ярославля вышел «Билайн» и все ждали выхода «МегаФона». А я заскучал в ежедневной рутине и понимал, что могу и хочу чего-то большего. Так что приглашение стать директором местного филиала «МегаФона» принял – это был мой второй «гринфилд», сеть с нуля. На работу вышел один, весь офис предстояло нанять. В сентябре заступил – в марте открыли коммерческую эксплуатацию. Бо-о-льшим сюрпризом для рынка: даже здание офиса до последнего держали под защитной тканью, не то что базовые станции. Процентов 8 абонентов взяли за неделю, через два месяца – почти четверть. Но несмотря на двухлетние успехи и 2-е место по числу подписчиков в регионе, отношения с руководством не сложились – мои бизнес-амбиции не укладывались в иерархическую структуру и в политическую ситуацию компании того времени. Ушел сам, и обида уже ушла.

Моя МТС-история

В один прекрасный летний день меня снова настиг звонок Ю.А. Громакова. На следующий день я уже в Москве знакомился с новой структурой МТС. Федеральному оператору нужен был человек, умеющий строить и сдавать «гринфилды». Со 2 августа 2004 г. началась моя карьера в МТС, снова с полей и командировок. Вернулся в «штаб» через два года, тогдашний технический директор МТС-Россия А. Ушацкий (ныне вице-президент МТС по технике) предложил работать начальником отдела в департаменте управления сетью у А. Серегина. Ему признателен, что принял как равного и поделился «политической кухней» директора департамента, коим я вскоре был назначен, а в 2009 г. – замдиректора бизнес-единицы МТС-Россия по техническим вопросам.

От размаха бизнеса и «веса» каждого принятого решения захватывает дух. Компания соответствует моему настрою, что позволяет мне мои идеи как минимум заявлять, как максимум – зачастую реализовывать. Я открыт и не боюсь открытости в этой компании.

  Классика жанраН е п р о ф е с с и о н а л ь н ы й   б л и ц  

– Время на семью остается?

– Моему 8-летнему сыну со мной интересно! Я все время что-нибудь генерирую! Я ведь Лев, знак Огня, да еще в год Дракона! Наше общее увлечение – компьютерные игры. Я сам как пацан иногда... Любим радиоуправляемые машины, паровозики, вертолеты. А еще «шпротов» ловить – это мальков на удочку, кошке на обед.

– Ваш мотиватор в жизни?

– Достижение результата и общественное признание, это вдохновляет на новые подвиги.  

– О чем жалеете?

– О том, что нет рядом друзей. Наверное, это оборотная сторона моей открытости. Но на людей везет. Я редко о чем прошу, очень благодарен, щедро делюсь – мне отвечают тем же.

О том, что бросил юношеское увлечение музыкой – ведь был барабанщиком в ансамбле, в конкурсе «Красная гвоздика» участвовал.

 О том, что не реализовал в себе шоумена, – популярность и сцена манят. Сыграл в двух корпоративных, но настоящих ролевых фильмах: Птибурдукова в короткометражном «Золотом теленке» и Тарталью в «Принцессе Турандот». Так что следите за рекламой!
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!