Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 12 2010
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 декабря 2010

Менталитет для аутсорсинга

Тема кризиса, похоже, стала такой же вечной в разговорах, как тема погоды. Кто-то считает, что кризис закончился, кто-то ожидает второй волны. Но компаниям уже должно быть ясно: строить свой бизнес надо так, чтобы суметь не просто минимизировать последствия будущих кризисов, но быстро адаптироваться к любым происходящим на рынке изменениям.

О том, какими должны быть место и роль руководителей ИТ-подразделений в снижении рисков при формировании стратегии развития бизнеса, шла речь на форуме «IT-лидер 2010». Как подчеркнул Сергей Карпов, генеральный директор ЕМС Россия и СНГ, кризис – это в общем случае изменение, пусть и не всегда желаемое и ожидаемое, а настоящие лидеры, в том числе и ИТ-лидеры, должны уметь находить способы выживания в условиях постоянных изменений, в идеале – уметь предвосхищать эти изменения.

 

В предкризисные годы, которые теперь называют тучными, многие компании тратили большие деньги на самые разные ИТ-проекты и активно инвестировали в инфраструктурные решения. Конечно, многим ИТ-директорам отрадно осознавать себя незаменимыми людьми, управляющими обширным компьютерным и телекоммуникационным хозяйством, от работы которого зависит бизнес всей компании. Однако поддержка этого хозяйства требует немалых средств, а эффективность его использования, как показывает опыт, зачастую невелика. Все уже давно признали (хотя бы теоретически), что практика покупки серверов, систем хранения данных и ПО для решения каждой конкретной бизнес-задачи ведет в тупик и необходимо переходить от выделенной инфраструктуры к общей. Первый шаг на этом пути – обобществление вычислительных ресурсов в масштабах компании с использованием технологий виртуализации. Такая практика наработана уже во многих организациях, в том числе и в небольших. Правда, в нынешних условиях и этого уже недостаточно.

 

Б. Бобровников: «Революция произойдет тогда, когда поменяется ментальность и люди скажут: "Всё! Хватит покупать железо, софт и все остальное и корчить из себя интегратора"» Не первый год аналитики и провайдеры говорят о прогрессивности и выгодах аутсорсинга ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов. И эти разговоры, актуальность которых заметно подогрел кризис, в общем и целом возымели свое действие: опросы показывают, что чуть ли не 75% российских компаний уже пользуются или хотели бы пользоваться услугами ИТ-аутсорсинга. Однако объемы такого аутсорсинга в сравнении с ИТ-бюджетами компаний пока невелики, и всерьез говорить о российской версии аутсорсинга не приходится. По мнению генерального директора компании КРОК Бориса Бобровникова, для того, чтобы аутсорсинг инфраструктуры стал реальностью, российским ИТ-директорам и руководителям компаний нужно поменять ментальность, а она меняется гораздо медленнее, чем современные технологии. Запасов построенной компаниями ИТ-инфраструктуры хватит еще на 2-3 года, до ее морального и физического старения, а на строительство новой у многих денег уже не будет, точнее, руководство компаний, наученное горьким опытом, перестанет выделять их с прежней легкостью, а будет требовать гарантий возврата инвестиций, причем в самые короткие сроки. Возможно, это подстегнет формирование новых привычек у российских топ-менеджеров. Провайдеры услуг ИТ-аутсорсинга (во всяком случае некоторые из них) уже сейчас готовы поспособствовать ускорению этого процесса, предлагая потенциальным заказчикам бесплатно попробовать запустить любой ИТ-проект или провести его тестирование на инфраструктуре провайдера. Это должно хотя бы отчасти развеять нынешнее определенное недоверие к аутсорсингу. Б. Бобровников уверен, что такое тестирование позволит за несколько месяцев создать решение, которое устроит специалистов по ИТ-безопасности, обеспокоенных защитой корпоративных данных. Такой подход позволит компаниям не только получить ИТ-услугу почти мгновенно и существенно ускорить решение своих проблем, но и сэкономить: ведь за время строительства инфраструктуры в компании могут поменяться и руководство, и бизнес-задачи, и место на рынке, в результате чего есть риск, что затраты вообще никогда не окупятся.

 

Очевидно, что в такой ситуации роль ИТ-директора в компании должна измениться. В развитых в ИТ-отношении странах этот процесс уже пошел. По словам Ховарда Полиньски (КПМГ в России и СНГ), опросы показывают, что ИТ-директора рассчитывают на большее участие в определении корпоративной стратегии компании и на то, что они будут скорее советниками и коллегами генеральных директоров, нежели руководителями одной из вспомогательных служб. Правда, такие запросы характерны главным образом для ИТ-директоров, подотчетных именно первому лицу компании; подотчетность же финдиректору резко подрезает крылья руководителю ИТ-подразделения, и он обычно ограничивается лишь решением текущих операционных задач с соответствующими последствиями для эффективности всего бизнеса. А расстановка приоритетов в определении роли ИТ в бизнесе требует должного менталитета первого лица. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!