Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 01-02 2017
Олег СИМАКОВ  09 марта 2017

Нужна конкуренция сервис-провайдеров

В государственных медицинских организациях уже используется ИТ-аутсорсинг, но внедрение сервисных моделей сталкивается с рядом специфичных для отрасли проблем.

Олег СИМАКОВ, заместитель руководителя, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы»

К пониманию необходимости ИТ-аутсорсинга и перехода на облачные системы в медицине пришли не сразу. Из соображений экономии медорганизации даже пытались сделать в рамках медицинских информационных систем свои бухгалтерии. Но жизнь все поправила: сейчас 85% учреждений используют «1С», 12% – «Парус». Внешние поставщики осуществляют ремонт периферии и поставку картриджей. У многих медорганизаций есть лаборатории и лабораторные системы, поддержка которых отдана на аутсорсинг. У всех муниципальных медицинских организаций есть рабочие места, связанные с ТФОМС, поддержка которых осуществляется силами фонда, хотя в последнее время эта функция все больше передается самим медицинским организациям или реализуется в виде стандартизованного программного интерфейса с медицинской информационной системой.

Кроме того, часто в системах, которые на первый взгляд являются медицинскими, можно использовать программные комплексы из других отраслей. Система размещения больных (управление коечным фондом) – по большому счету обычный гостиничный бизнес. Для систем диетического питания можно использовать комплексы из ресторанного бизнеса. И тоже отдавать их на аутсорсинг.

Однако медорганизации достаточно ограниченно прибегают к ИТ-аутсорсингу в силу своей специфики. Медиков беспокоят вопросы доступности отдаваемых в облако информационных систем ввиду особой важности хранимых в них данных, прежде всего персональных и медицинских данных пациентов.

Ядро МИС – ведение электронной медицинской карты. Потеря истории болезни пациента, когда он находится в стационаре, может обернуться потерей пациента. Врач не знает аллергических реакций больного и потому не знает, какие лекарства давать. А если пациент находится на операционном столе и на счету каждая минута?

Сейчас мало кто рискнет отдать на аутсорсинг хранение критичных для жизни и здоровья пациента данных. Какие бы гарантии не давал аутсорсер, никакой руководитель не может быть уверен, что эти гарантии будут выполнены. Если бы в SLA были прописаны суммы, разоряющие провайдера сервиса в случае невыполнения требований заказчика, и ответственности нельзя было избежать, то доверие бы повысилось. Но на деле штрафные санкции, которые принимает на себя провайдер, не сказываются серьезно на его бизнесе.

Кроме того, при использовании облачной модели нужна бесперебойная работа каналов. Локальная система выглядит более надежной. Правда, в каждый филиал серверы не поставишь и базы данных все равно будут находиться в головных организациях. Но самое слабое место в канале – последняя миля: например, даже в Подмосковье центральные районные больницы расположены в 50–70 км от филиалов.

Еще шесть лет назад в рамках ЕГИСЗ были разработаны компоненты модуля административно-хозяйственной деятельности, в которых были реализованы облачная кадровая система и облачная бухгалтерия. Модуль значительно облегчает труд медработников и позволяет 30-ю («Сведения о лечебно-профилактическом учреждении») и 62-ю форму («Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению») собирать в полуавтоматическом режиме.

Но внедрение системы натолкнулось на бешеное сопротивление руководителей медицинских учреждений и главврачей. На Западе бухгалтерия везде находится на аутсорсинге. Там все прозрачно и никаких проблем нет. У нас же своя специфика и особое отношение к бухгалтерскому учету. И прозрачность многим не нравится. К сожалению, модуль АХД полноценно пока не заработал.

Страна большая. В регионах разный уровень информатизации и разный подход к внедрению сервисной модели. В Москве в поликлиниках используются облачные бухгалтерии, которые предоставляет как сервис Департамент информационных технологий города. ДИТ выступает в качестве интегратора, который раздает контракты подрядчикам – коммерческим структурам. В некоторых регионах есть сильные медицинские информационно-аналитические центры, фактически представители региональных органов управления здравоохранением, которые могут брать на себя функции интегратора. Где-то есть сильный интегратор, который берет на себя взаимодействие с подрядчиками. Например, «Ростелеком».

Я сторонник того, чтобы опираться не на одно решение, а минимум на десять, так как есть проблема нехватки ресурсов у одного выбранного подрядчика, даже такого, как «Ростелеком». Если разработкой информационных систем для здравоохранения занимаются, например, десять подрядчиков, работающих по единым требованиям, единым правилам и протоколам, то это всегда будет лучше, чем один. Один разработчик – это большие риски.

Если разработчиков несколько, то между ними возникает конкурентная борьба. А на выходе будет устраивающий государственную структуру результат. Например, в советском самолетостроении было не менее пяти государственных КБ, которые конкурировали перед министерством. И у нас были и ЯКи, и ИЛы, и ТУшки. Государство должно формулировать правила игры. А подрядчики должны быть частными. Если кто-то из них не справился – поставленную задачу могут выполнить остальные. Причем для 85 субъектов Российской Федерации даже десяти подрядчиков будет мало.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!