Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 01-02 2011
07 февраля 2011

Проиграет тот, кто все поставит на одну технологию

Так решают дилемму «мобильный или фиксированный?» производители оборудования и системные интеграторы конвергентных сетей.

Александр ГОЛЫШКО, главный аналитик департамента операторских решений, Huawei Technologies
Сергей ЗЫКОВ, ведущий специалист бизнес-направления по развитию фиксированного ШПД, Ericsson
Татьяна ЛЕДОВСКАЯ, ведущий эксперт по рынкам Восточной Европы и Центральной Азии, Ericsson
Даниил ВИНЯР, руководитель группы перспективных разработок Центра сетевых решений, «Инфосистемы Джет»
Дмитрий ШУСТЕР, технический директор по работе с операторами связи, «Сиско Системс»
Кирилл ЛЬВОВ, менеджер по развитию бизнеса, «Verysell Проекты»
Владимир АЛФЕРЬЕВ, заместитель директора по продукции, ZyXEL Россия
Виктор СОЛОДКОВ, глава представительства, Juniper Networks в России и СНГ
Лидия ВАРУКИНА, менеджер по техническим решениям, Nokia Siemens Networks
Владимир ЛЕВИН, генеральный директор, «Веллинк»
Илья КАРПОВ, начальник отдела маркетинга, Zelax
«ИКС»: Каковы шансы фиксированного и мобильного доступа победить конкурента?

 

Александр ГОЛЫШКО, главный аналитик департамента операторских решений, Huawei Technologies: Никто никого не победит, потому что у всех есть технические (либо пропускная способность, либо стоимость и сроки) и сервисные проблемы (кому-то трудно обеспечивать высокую мобильность, а кому-то – «сверхтяжелый» трафик).

 

Сергей ЗЫКОВ, ведущий специалист бизнес-направления по развитию фиксированного ШПД, Татьяна ЛЕДОВСКАЯ, ведущий эксперт по рынкам Восточной Европы и Центральной Азии, Ericsson: Проиграют те, кто сделает ставку на какую-то одну технологию. Ключ к победе лежит в умелом сочетании технологий для предоставления максимально широкого спектра услуг конечным пользователям. Потребителям важны не технологии, а качество соединения, скорость доступа, цена предоставляемой услуги и удобство использования в любом месте и в любое время.

 

Даниил ВИНЯР, руководитель группы перспективных разработок Центра сетевых решений, «Инфосистемы Джет»: Географические масштабы нашей страны и распределение населения по ее территории таковы, что построить сплошное радиопокрытие с пропускной способностью, сравнимой с проводной, просто невозможно. Поэтому абоненты всегда будут предпочитать проводной Интернет беспроводному и использовать беспроводной только в вынужденных ситуациях.

 

Дмитрий ШУСТЕР, технический директор по работе с операторами связи, «Сиско Системс»: Привел ли рост числа пользователей мобильного Интернета к увеличению общего количества пользователей Интернета в стране? Готов поспорить, что практически нет, так как в основной своей массе пользователи мобильного ШПД уже давно являются пользователями фиксированного. Можем ли мы говорить о значимой миграции абонентов от операторов фиксированного ШПД к операторам мобильного? Думаю, что тоже нет. Правильнее говорить о том, что у пользователя появились выбор и возможность использовать ту технологию доступа в Интернет, которая ему удобнее в данный момент (в том числе и с финансовой точки зрения). Поэтому я практически не сомневаюсь, что они будут существовать вместе достаточно долгое время.

 

«ИКС»: На какие технологические преимущества должны сегодня делать ставку в бизнесе провайдеры услуг фиксированного и мобильного ШПД?

 

Кирилл ЛЬВОВ, менеджер по развитию бизнеса, «Verysell Проекты»: Главное преимущество фиксированного ШПД – отсутствие ограничений по трафику. К тому же он обеспечивает высокие скорости и надежность соединения, благодаря чему пользователь имеет возможность потребления «тяжелого» контента, который набирает популярность. К сервисам, признание которых будет расти, я бы отнес IPTV и SIP-телефонию.

 

Мобильный ШПД позволяет абонентам выйти в Интернет и пользоваться мультимедийными ресурсами из любой точки. А с развитием технологии им станут доступны такие сервисы, как радио, ТВ, VoIP и видеотелефония.

 

Владимир АЛФЕРЬЕВ, заместитель директора по продукции, ZyXEL Россия: Проводные операторы сейчас в более выгодной ситуации. Им проще получить лицензию на предоставление услуг, у них выше зрелость технологий и они намного опережают беспроводные технологии по скоростям передачи данных и качеству услуг. С другой стороны, бесспорное преимущество беспроводных операторов – мобильность – всегда будет востребовано, и пользователи всегда будут готовы платить дороже за услуги мобильного ШПД.

 

Виктор СОЛОДКОВ, глава представительства, Juniper Networks в России и СНГ: Фиксированный ШПД в нашей стране развивается по концепции «Ethernet в каждую квартиру (дом)» – Active Ethernet. Но резкое падение стоимости технологии GPON, которая обеспечивает операторам снижение операционных расходов, повышает вероятность того, что она отвоюет приличную долю рынка. Процесс будет медленный, но уверенный.

 

Мобильный ШПД нацелился на LTE, WiMAX упустил момент.

 

А. ГОЛЫШКО: В целом технологии 3G по своим тактико-техническим характеристикам не обеспечивают современных потребностей общества в мобильных коммуникациях. Мобильный WiMAX и LTE способны решить эту проблему, но для их развития регулятору необходимо прежде всего обеспечить операторов соответствующим частотным ресурсом, которого пока нет. В фиксированном доступе остаются перспективными решения из пула FTTx.

 

«ИКС»: Какой класс технологических решений должен обеспечить эффективную деятельность универсальных операторов?

 

Лидия ВАРУКИНА, менеджер по техническим решениям, Nokia Siemens Networks: Универсализация операторов порождает спрос на конвергентные решения: опорные сети с плоской IP-архитектурой. Фиксированная и мобильная составляющие конвергентных сетей различаются только на уровне доступа. Конечно, у операторов производительных сетей передачи данных есть риск превратиться в «трубу», им придется подбирать соответствующую бизнес-модель и оснащать сеть средствами дифференциации и управления трафиком.

 

С. ЗЫКОВ, Т. ЛЕДОВСКАЯ: Для повышения эффективности своих процессов операторы могут объединить все независимые от доступа уровни сети, например, Metro Aggregation, маршрутизацию широкополосного удаленного доступа, опорную IP-сеть, начисление оплаты, биллинг, сервисный уровень.

 

Д. ВИНЯР: Эффективны системы адаптации и оптимизации контента и решения по управлению трафиком. Популярностью также пользуются системы родительского и антивирусного контроля, которые предоставляются операторами в качестве дополнительных услуг.

 

А. ГОЛЫШКО: Если строить с нуля и нет никаких помех, то HSPA+/LTE плюс FTTH. Но у каждого оператора есть своя технологическая история, а также определенное количество денег. И еще есть частное мнение регулятора по радиочастотному вопросу.

 

Но есть класс решений, который будет полезен абсолютно любому оператору – это так называемая smart pipe, или интеллектуальная транспортная IP-сеть, которая позволяет гибко перераспределять сетевые ресурсы в условиях обслуживания гетерогенного трафика от различных классов пользователей.

 

Владимир ЛЕВИН, генеральный директор, «Веллинк»: Прежде всего оператор должен перейти от мониторинга оборудования и безличных сервисов к системам класса управления восприятием клиентов (CEM). Несмотря на то что средний показатель качества сервиса в норме («средняя температура по больнице 36,6»), всегда найдутся клиенты, у которых качество сервиса ниже приемлемого уровня. Более того, известно, что удовлетворенность клиентов услугами неуклонно падает при неизменном качестве услуг. Поэтому необходимо постоянно «держать руку на пульсе», контролировать «состояние» клиента в режиме реального времени.

 

« ИКС»: Какие риски необходимо учитывать провайдерам услуг фиксированного и мобильного ШПД, чтобы не уступить конкурентам?

 

В. СОЛОДКОВ: В погоне за наращиванием абонентской базы операторы фиксированного ШПД оказывают услуги близко к порогу убыточности. Особенно поражают безлимитные тарифы на высокоскоростной доступ. В результате магистраль оператора, перегруженная пятью процентами его абонентов, – это реальность. Но выход есть: заменить в своей сети контент на тот, которым оператор может управлять и за пользование которым можно брать деньги. Хотя при существующей юридической базе и привычке к нелегальному контенту эта задача близка к невыполнимой.

 

У мобильных операторов все существенно лучше: потребление абонентами трафика данных они ограничивают, поэтому и доходы у них выше, и новые сервисы им внедрять куда легче. Однако и они не дорабатывают с наполнением сети своим контентом, чем и пользуются игроки вроде Google, «Яндекса», Facebook, YouTube и пр., которые снимают сливки и показывают феноменальные бизнес-результаты.

 

В. АЛФЕРЬЕВ: Все риски я бы свел к завоеванию лояльности клиента.

 

С. ЗЫКОВ, Т. ЛЕДОВСКАЯ: Сотовым операторам необходимо уделить внимание покрытию, скорости доступа и ценовой политике. Фиксированным же операторам стоит помнить, что абонент зачастую не разбирается в технологических тонкостях, считая «беспроводность» и «мобильность» синонимами. То есть возможность доступа в Интернет с ноутбука, подключенного, например, к беспроводной сети в кафе, – для них уже достаточный уровень мобильности.

 

Илья КАРПОВ, начальник отдела маркетинга, Zelax: Самый главный риск для всех провайдеров услуг ШПД – появление у конкурента новой технологии, которая позволит предоставить абоненту более высокую скорость соединения при тех же затратах.

 

А. ГОЛЫШКО: Несоблюдение обязательств по скоростям доступа – лишь наиболее видимая проблема. Как показали соответствующие исследования в Великобритании, добрая половина фиксированных подключений имеет скорости вдвое ниже заявленных. Что касается мобильной связи, то там вообще сложно что-либо гарантировать в условиях высокой нагрузки.

 

Корпоративному клиенту еще нужен сервис, включающий в себя и массу приложений, и услуги FMC, и доступ к базам данных, и все, что подразумевается под термином QoE (Quality of Experience). Все это должно стыковаться, шлюзоваться и надежно работать.

 

«ИКС»: Как будет меняться конкурентная ситуация на российском рынке фиксированного и мобильного ШПД?

 

Л. ВАРУКИНА: Прорыва на рынке мобильного ШПД следует ожидать, когда стоимость и качество обслуживания в мобильных сетях – скорости и задержки передачи данных – станут такими же, как и в проводных сетях. Мы возлагаем большие надежды на технологии LTE и LTE-Advanced, позволяющие значительно снизить затраты на передачу единицы информации в сети и повысить QoE.

 

С. ЗЫКОВ, Т. ЛЕДОВСКАЯ: Количество подключений к мобильному ШПД, по нашим прогнозам, через пару лет может превысить количество проводных подключений почти в 3 раза. Тем не менее мобильный и фиксированный доступ скорее дополняют друг друга, чем конкурируют. Например, Австрия, где проникновение фиксированного ШПД существенно ниже среднего для Западной Европы уровня, лидирует в развитии мобильных сервисов, которые просто занимают пустующую нишу.

 

Д. ВИНЯР: Одним из ключевых направлений развития рынка услуг ШПД (как фиксированного, так и мобильного) в России является консолидация операторов и как следствие – уменьшение количества игроков. Поэтому первоочередной задачей для операторов будет сокращение затрат, а не развитие спектра услуг.

 

Что касается прогнозов на отдаленную перспективу, то тут необходимо учитывать целый ряд факторов. Например, темпы восстановления рынка после кризиса и долговую нагрузку на оператора, изменения законодательного поля, как мирового, так и локального (Network Neutrality Act, законы об авторском праве при распространении контента).

 

В. СОЛОДКОВ: Стоимость передачи информации беспроводным способом почти на порядок выше стоимости передачи информации по кабелю, поэтому в долгосрочной перспективе все домохозяйства будут стремиться к проводному подключению. Но рост фиксированного ШПД ограничен числом домохозяйств. Мобильный ШПД, напротив, имеет еще очень широкие горизонты, поскольку ожидается серьезный рост числа мобильных устройств с доступом в Интернет.

 

В. АЛФЕРЬЕВ: Мобильный ШПД хоть немного, но уже отнимает долю рынка у фиксированного. Эта тенденция сохранится и в ближайшей перспективе. Домашние пользователи пока выбирают фиксированный доступ из-за более высокой скорости передачи данных, стабильности связи и более низких тарифов. Перед мобильными операторами стоит непростая задача переманить пользователей к себе, и в некоторых городах и странах они преуспели.

 

В. ЛЕВИН: Ни один оператор мобильного ШПД не подпишется под SLA (я не говорю о беспроводных технологиях фиксированного доступа). Поэтому для корпоративного сегмента проводной ШПД остается незаменимым в обозримом будущем, как и мобильный ШПД для разъездных сотрудников.

 

И. КАРПОВ: По нашим прогнозам, в будущем на трех активных пользователей фиксированного доступа будет приходиться один активный «мобильный» пользователь.

 

А. ГОЛЫШКО: Россия традиционно следует за передовыми зарубежными странами, и очевидно, что наблюдающиеся там тренды проявятся и у нас: проникновение мобильного и фиксированного ШПД будет расти. Вначале мобильный Интернет (прежде всего в сетях 3G) начнет превалировать над фиксированным из-за неразвитости инфраструктуры и безлимитных бюджетных тарифов. Однако рост количества его пользователей будет постепенно тормозиться техническими возможностями мобильных сетей.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: