Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2011
Александра КРЫЛОВА  Валерий ЕРМАКОВ   Елена Шматова  Дмитрий ГУРКИН  Михаил НАУМЕНКО  14 июня 2011

Перенести нельзя отказать

Тема переносимости абонентского номера, или MNP, уже не на пике популярности у телекоммуникационной общественности. Впрочем, за пять лет с момента появления на российском телеком-рынке она пережила и взлет всеобщего интереса, и его охлаждение. Причиной тому и нерешительность регулятора, и запас контраргументов у «большой тройки» основных игроков.

Из всех участников некогда многочисленной рабочей группы сегодня идею MNP продолжают отстаивать энтузиасты из компании MTT и нескольких их партнеров, совместными усилиями реализовавшие переносимость номера в опытной зоне, организованной в соответствии с рекомендациями ЦНИИС.

Какова ценность результатов этих испытаний для рынка телекоммуникаций? Есть ли у MNP надежда на поддержку со стороны операторского сообщества? Читатели «ИКС» смогут сами ответить на эти вопросы, ознакомившись с мнениями разных сторон, собранными Александрой КРЫЛОВОЙ

 

В о з м о ж н о с т ь,   д о   к о т о р о й   р ы н о к   е щ е   н е   д о р о с…

Что такое переносимость номера, об интересе к которой регулятор то заявляет, то забывает уже с 2005 г.? Бизнес-модель? Услуга? Может ли заработать на ней оператор? Ответы на эти вопросы – у Дмитрия ГУРКИНА, заместителя генерального директора МТТ.

Дмитрий ГУРКИН, заместитель генерального директора МТТ– За переносимостью номера, безусловно, стоит бизнес-модель, поскольку для ее функционирования необходимо взаимодействие хозяйствующих субъектов, включающее и взаиморасчеты. Однако целью этой деятельности не является извлечение прибыли. Этот бизнес можно сравнить скорее с обязанностью обеспечить гражданам недискриминационный доступ к услугам связи.

– Почему, на ваш взгляд, переносимость номера воспринимается рынком так медленно и трудно?

Если взглянуть на зарубежный опыт, мы увидим, что инициатором и движущей силой внедрения переносимости были отнюдь не участники рынка, а зачастую и не регулятор. Осознание необходимости такого механизма приходило от осознания того, что это ограничивает права граждан в части свободы передвижения. Кроме того, привязка номера к оператору была признана фактором, ограничивающим конкуренцию. В такой ситуации инициатором внедрения переносимости номеров стали правительственные и законодательные органы, а на долю операторов выпала только практическая реализация требований в установленные сроки. Применительно к России такой подход можно сравнить с внедрением средств СОРМ в сети связи. Операторы в процессе, конечно, принимали живейшее участие, но скорее как исполнители, а не как инициаторы. Между тем в вопросах внедрения переносимости номеров ведущая роль у нас отдается именно операторам и регулятору. При этом регулятору тема MNP не вполне интересна, так как на данный момент нет предмета регулирования (нет собственно переносимости), а операторы вряд ли захотят сами себя к чему-либо обязывать. Вот и ходим по кругу с 2004 г.

Наверное, сегодня для России отсутствие переносимости номера – это не самая большая проблема, требующая пристального внимания со стороны исполнительной власти. Вот и получается, что «наверху» ее важность не видна, движения «снизу» тоже нет: абоненты не дозрели до понимания актуальности MNP.

- Какова судьба подготовленного ЦНИИС по заказу МТТ отчета «Разработка предложений по реализации в РФ переносимости телефонного номера в сетях фиксированной и подвижной радиотелефонной связи»?

– Мы направили этот документ в Минкомсвязи РФ, где к нему отнеслись благосклонно. В частном порядке нам было сказано, что MNP может стать темой одного из будущих заседаний НТС, для  проведения которого необходимо собрать и подготовить дополнительные материалы. С этой целью мы организовали опытную зону в Самаре, о чем поставили Минкомсвязи в известность. По разработанной ЦНИИС методике провели первый этап испытаний, сделав упор на сетевые вопросы реализации MNP. Это был самый интересный для нас вопрос. Все результаты этих испытаний запротоколированы, и мы готовы вынести их на обсуждение профессионального сообщества.

Валерий ЕРМАКОВ, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон»Валерий ЕРМАКОВ, первый заместитель генерального директора по операционной деятельности ОАО «МегаФон»

Стабилизация рынка – завершение формирования операторами связи собственных сетей ритейла, пропорциональный прирост абонентской базы и доходов у всех операторов – таковы условия, при которых переносимость номера, MNP, станет полезной для рынка. В этом случае она будет стимулировать перераспределение долей рынка между операторами и поддерживать высокий уровень конкуренции между ними. И очень может быть, тогда мы сами будем заинтересованы в том, чтобы обеспечить нашим абонентам такую возможность. 

Если же внедрять MNP сейчас, то эффект утонет в лавине SIM-карт, которые дистрибутируются сегодня по всему рынку (только за прошлый год операторами «большой тройки» их было продано около 100 млн).

Елена ШМАТОВА, генеральный директор ОАО «ВымпелКом»Елена ШМАТОВА, генеральный директор ОАО «ВымпелКом»

– Как на расстановку сил на рынке может повлиять введение MNP, Mobile Number Portability?

– Мы всегда говорили, что проект введения переносимости номера имеет право на существование, однако требует детальной проработки с точки зрения организационно-технических параметров внедрения.

Переносимость мобильных номеров, введение MNP потребует от операторов значительных затрат, в первую очередь на замену ИТ-платформ, на расширение емкости сигнальной сети, что может привести к росту стоимости услуг для конечных пользователей. Клиентская аудитория, заинтересованная в мобильных сетях, на наш взгляд, также неясна. К тому же уже сейчас существуют различные услуги, которые облегчают переход от оператора к оператору. Для удобства наших абонентов в мобильном сегменте мы предлагаем услугу «Легкий шаг в «Билайн», которая позволяет оповестить круг общения абонента о смене его номера: звонящие на старый номер получают информацию о новом номере в виде голосового сообщения или SMS.

Кроме того, для бизнес-пользователей, которых мы обслуживаем в фиксированных сетях, мы можем предоставить услугу, в рамках которой при переезде с места на место он сохраняет свой номер фиксированной связи, оставаясь нашим клиентом. Таким образом, мы как интегрированный оператор уже представляем нашим абонентам определенную гибкость в этом вопросе.  

– Какую роль видит для себя компания МТТ в схеме взаимодействия отдающего и принимающего операторов? 

– В этой модели есть две возможные для нас роли. Первая – маршрутизирующий оператор, на средствах коммутации которого осуществляется запрос к базам данных при маршрутизации вызовов в сторону принимающего оператора. Вторая – оператор базы данных перенесенных абонентских номеров. Эта роль чисто технологическая, исполнять ее мы тоже можем, а вот хотим ли, я пока не знаю.

Как показывает мировой опыт, заработать на MNP держателю базы данных невозможно: оператор сотовой связи должен иметь выбор, с каким из держателей БДПН ему работать. И в итоге на рынке остается несколько игроков, которые покажут расходы на уровне справедливой компенсации фактически понесенных затрат. Вот почему переносимость номера для МТТ – это не способ заработать. 

– Тогда что заставляет компанию шестой год отстаивать идею MNP и перед регулятором, и перед участниками рынка?

– В общем виде можно сформулировать так: наличие механизма переноса номеров делает рынок услуг связи более конкурентным, а значит, способствует уравниванию рыночных возможностей операторов. В такой ситуации участникам рынка будет логичнее сосредоточиться на своих основных видах бизнеса, больше внимания уделять работе с собственными абонентами, тем самым поднимая качество обслуживания. Таким образом, откроется больше возможностей для остальных игроков рынка, непрофильного для вышеупомянутых компаний. Рынок станет демократичнее.

 – Иными словами, заработать на MNP вы не стремитесь?

– Хоть немного заработать всегда хочется. Компания, помогающая операторам снизить расходы на взаимодействие, вправе рассчитывать на какую-то маржу: «в ноль» никто не работает. Как минимум, мы займем своих людей, создадим какой-то новый рынок труда, но заработать на переносимости номера, сделать на ней бизнес, организовать компанию, которая занималась бы только ею, я думаю, нельзя.

– Тогда есть ли у вас сегодня основания для оптимизма?

– В России наблюдается движение в сторону гармонизации отечественного законодательства и европейских норм, а значит, в перспективе, через какое-то время, оно должно затронуть и телекоммуникации.  икс  
 

 

Михаил НАУМЕНКО, руководитель проекта MNP компании МТТM N P   о т ы г р а н а   у с п е ш н о

В опытной зоне по отработке реализации переносимости телефонного номера на сети подвижной связи, которую мы развернули в конце 2010 г. в Самаре, участвовали операторы мобильной связи СМАРТС и «Скай Линк», а также компании МТТ, «Техносерв» и «Протей». Первые два выступали в роли отдающих и принимающих операторов, МТТ – в роли маршрутизирующего оператора, «Техносерв» был интегратором проекта и отвечал за инженерную поддержку, а «Протей» поставил оборудование и программное обеспечение.

В соответствии с разработанной методикой испытаний из двух возможных способов обмена информацией о перенесенных номерах – централизованного и децентрализованного – в качестве модели был выбран централизованный, с учетом рекомендаций ЦНИИС. Использование в модели маршрутизирующего оператора позволило за счет централизации компетенций и операций снизить практически до уровня обычных текущих затрат расходы на реализацию MNP остальных участников процесса – операторов, отдающих и принимающих нумерацию.

День 21 декабря 2010 г. войдет в историю российских телекоммуникаций как дата установления первого вызова на «перенесенный» номер. СМАРТС и «Скай Линк» в опытной зоне «обменялись» десятью номерами из своих зон нумерации, смоделировав таким образом переход десяти абонентов из «Скай Линк» в СМАРТС и десяти – из СМАРТС в «Скай Линк». Тестовые испытания были успешно проведены с первой попытки, что говорит как о простоте выбранной модели сетевой реализации, так и о высокой квалификации сотрудников операторов, принявших участие в мероприятии. Компания МТТ продолжит тестировать модель, которая дает возможность всем участникам телеком-рынка обеспечить абонентам переносимость номера с минимальными затратами.  икс 

 

П е р е н о с и м о с т ь   н о м е р а :   а л г о р и т м   в з а и м о д е й с т в и я

Всесторонне исследовав схемы реализации переносимости абонентского номера в сетях как фиксированной, так и подвижной связи, специалисты ЦНИИС предложили проект Свода правил по организационно-техническому взаимодействию всех участников процесса.

Согласно этим правилам для перехода от одного оператора связи к другому абонент подает принимающему оператору заявление о заключении договора на оказание услуг либо местной телефонной связи, либо подвижной радиотелефонной связи с использованием перенесенного абонентского номера – по форме, установленной оператором связи, в двух экземплярах (в числе прилагаемых документов должна быть копия договора с отдающим оператором).

Принимающий оператор регистрирует это заявление, чтобы в установленный срок направить заявителю уведомление о дате заключения договора либо мотивированный отказ в переносе абонентского номера.

При переносе номера из одной сети подвижной радиотелефонной связи в другую после заключения договора принимающий оператор выдает абоненту SIM-карту, которая будет активирована после завершения переноса. При заключении договора абонент оплачивает стоимость подключения.

В течение одного рабочего дня с момента получения заявления принимающий оператор обязан направить уведомление о переносе абонентского номера отдающему оператору. Получив этот документ, отдающий оператор точно так же, в течение одного дня, уведомляет принимающего оператора о возможности переносимости данного номера.

После этого оба оператора в установленный срок с момента получения подтверждения о возможности переносимости номера подают свои заявления в Россвязь для получения согласия на передачу абонентского номера из ресурса нумерации одного оператора связи другому оператору.

Если Россвязь дает согласие, принимающий оператор в течение одного рабочего дня с момента его получения  сообщает маршрутный номер, дату, время переноса абонентского номера отдающему и/или маршрутизирующему оператору, а также держателю централизованной базы данных.

Получив этот документ, отдающий оператор в течение одного рабочего дня направляет принимающему оператору подтверждение даты и времени переноса.

В день и час, согласованные между операторами, выполняется техническая процедура переноса абонентского номера. После ее завершения принимающий оператор извещает абонента о моменте начала оказания ему услуг с использованием перенесенного номера. В сети подвижной радиотелефонной связи принимающий оператор направляет абоненту SMS с предложением установить в своем устройстве выданную при заключении договора SIM-карту и активирует ее.

Одновременно отдающий оператор расторгает договор с абонентом и возвращает ему неизрасходованные денежные средства (в случае переноса абонентского номера из одной сети подвижной радиотелефонной связи в другую отдающий оператор блокирует свою SIM-карту).

Время, в течение которого перенесенный абонентский номер по техническим причинам не обслуживался оператором связи, не должно превышать 10 мин.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!