Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2012
Виктор ДУРЫГИН  02 февраля 2012

ИТ-специалист – первая скрипка в оркестре технологий

Завершив в 2011 г. модернизацию телефонной сети со 100%-ным уровнем цифровизации, компания МГТС начала переход с меди на оптику на базе технологии GPON – а это диктует новые требования к знаниям, умениям и навыкам ее ИТ-специалистов. О том, где и как они их приобретают, мы беседуем с Виктором ДУРЫГИНЫМ, директором по развитию и эксплуатации информационных технологий МГТС.

Виктор ДУРЫГИН директор по развитию и эксплуатации информационных технологий МГТС– Сколько айтишников работает сегодня в Московской городской телефонной сети?

– ИТ-специалисты сегодня проникли во все пласты нашей операторской жизни. Помимо департамента информационных технологий, где работает 130 человек, они трудятся в техническом и даже в коммерческом департаменте компании. Иначе и быть не может: без знаний ИТ сегодня сложно создавать новые услуги и сервисы на основе таких технологий, как GPON и IMS. Еще более затруднительно без таких знаний на профессиональном уровне общаться с ИТ-директорами наших клиентов – как из сегмента B2B, так и из B2G, например из мэрии Москвы. Так что во всей МГТС сегодня в общей сложности трудится около 600 ИТ-специалистов.

– Выпускников каких вузов среди них больше всего?

– Поскольку системных администраторов сегодня нигде не готовят, кроме как в высших учебных заведениях, мы принимаем на эту должность выпускников МФТИ, МИСИ, часто даже МГУ, хотя понимаем, что их уровень образования выше, чем требуется. У них есть преимущества: они умеют самостоятельно учиться, приучены к умственному труду. А разрыв между имеющимися у них знаниями и компетенциями, которые требуются системным администраторам, мы преодолеваем за счет постановки перед ними грандиозной цели: внедрения самой передовой оптической технологии в масштабе такого мегаполиса, как Москва. Другой возможности приобрести такой опыт им, кроме нас, сегодня не предложит никто.

– С чего, на ваш взгляд, новичку в отрасли ИТ начинать строительство карьеры?

– Для начала нужно понять, на чем специализироваться – на массивах данных, базах данных, на операционных системах. Затем, исходя из принятого в ИТ сервисного подхода, нужно выбрать сервис, который будешь хорошо знать. Это может быть, например, работа систем автоматического проектирования, или систем телефонии, или систем связи, или систем видеоинформации. Системный администратор, которому удастся такое знание получить, сможет подняться в иерархии на ступеньку выше.

– Какие возможности для получения специальных знаний в сфере ИТ вы им предлагаете?

– Сначала молодые ИТ-специалисты начинают собирать такие знания «по кусочкам»: на семинарах, круглых столах, конференциях. Затем, когда человек понимает, что весь этот багаж нужно систематизировать, мы отправляем его на специализированные курсы к вендорам.

Точно так же мы поступаем, если видим потребность в сотрудниках с новыми компетенциями. Например, недавно нам нужно было научить человека технологиям, связанным с обработкой SIP-трафика, который будут генерировать абоненты МГТС. Молодой специалист, которого мы для этого выбрали, сначала удивлялся, для чего это, а вернулся с курсов с восторгом, с благодарностью, с блестящими глазами…

– Даже для компании масштаба МГТС затраты на обучение ИТ-специалистов у вендоров – серь-езные инвестиции. Возвращаются ли они?

– Действительно, обучение узкоспециализированным у каждого поставщика оборудования технологиям, например IMS, стоит недешево, но затраты эти вполне оправданны и всегда окупаются. Да, специалистов, закончивших посвященные этой технологии курсы, в стране единицы, но поскольку она еще не нашла широкого применения у  операторов, уходить из МГТС им некуда.

Другое дело – инвестиции в обучение сетевых администраторов, специализирующихся на базах данных Oracle, на ОС Microsoft или на каких-то сервисных продуктах. В силу широкой распространенности этих технологий для владеющих ими ИТ-специалистов не составляет труда сменить работу, тем более в Москве. Вот почему, принимая решение о направлении одного из них на обучение, мы всегда тщательно анализируем его поведение, пытаясь понять, планирует ли он остаться в компании или готов из нее уйти.

Я считаю, что системных администраторов должны готовить учреждения среднего специального образования. Для молодых ребят, которые не попали в вузы, такая работа будет престижной, они будут за нее держаться.

– А каких курсов, программ, по-вашему, еще недостаточно на нашем рынке ИТ-обучения?

– Тех, которые посвящены менеджменту: управлению ИТ-процессами, управлению операционной деятельностью в ИТ. Все эти знания специалисты пока приобретают на семинарах, ищут в литературе, зачастую англоязычной. Неудивительно, что в большинстве своем люди, добившиеся успеха в ИТ, – это самородки, получившие техническое образование и сделавшие из себя айтишников сами.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!