Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2007
Вера ШУЛЬЦЕВА  11 декабря 2007

2007й в объективе аналитиков: Концентрация капитала и трансграничный порыв

Драматургия года отрасли ИКТ оказалась не столь бедна событиями, как это представляется на первый взгляд. Экономические результаты оказались даже лучше оптимистичных прогнозов. Скорость роста сектора составила порядка 18–20%, а на судьбоносной его магистрали – широкополосном доступе населения в Интернет – более 70%.

Сегодня каждый четвертый соотечественник благодаря Сети стал «гражданином мира». К тому же связисты завершили проект подключения всех школ страны к Интернету, разумеется, не без огрехов Теперь на очереди медицина. Главным акселератором роста становится широкополосный доступ - златые врата в цифровой рай сервиса. Все игроки рынка стараются усилить свои позиции в сегменте новых услуг (их вклад в выручке операторов «мобильной тройки» составляет сегодня 11%, у МРК - от 9 до 15%).

Сотовики насытили своими услугами страну и двинулись на Восток (Altimo добралась до Камбоджи, а АФК «Система» - до «далекой Индии чудес»). Западная граница на замке', там и без них тесно. Пришлось вплотную заняться консолидацией активов на родных просторах. Конкуренция тут нешуточная, особенно притягательны Сибирь и Дальний Восток.

Отрасль подходит к пику интеграции, граничащей с монополизмом. Прежде всего изменяется организационная структура рынка. Усиливается тенденция к концентрации многопрофильных телекоммуникационных активов в рамках одной структуры. Россия повторяет западный сценарий, но на более низкой ступени бизнес цивилизации. В игру вступают сырьевые и промышленные компании и физические лица, имеющие реальные деньги и желающие сорвать немалый куш в столь многообещающем бизнесе. В отрасли идет жесткий передел рынка. Крупные телеком компании и новые игроки с других рынков ведут активную скупку небольших региональных операторов. Отметим более чем трехкратное увеличение объемов сделок в телекоммуникациях - с $0,7 млрд в 2005 г. до $2,4 млрд в 2007 г.

Страсти по «Связьинвесту» чуть поутихли. Однако сценарии «приватизации» не только крутятся в головах заинтересованных в его судьбе акционеров, но и сопровождаются действиями, которые превосходят понимание неискушенных умов. Противоречивая стратегия управляющей компании сдерживает развитие ее производственных подразделений. Тем не менее усилиями МРК год заканчивается успешно.

Инвестиции тоже подросли (почти $4 млрд), но в сравнении с высокоиндустриальными странами смехотворно низки (в США на протяжении последних 20 лет на телеком ежегодно расходуется от $19 до $32 млрд). Симптоматично, что западные инвесторы стали более активны. Их вклад в отрасль приближается к отечественному. Наибольший удельный вес (более 78%) имеют инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты и др.). Похоже, что российский телеком рынок, как и в 2006 г., остается для Запада инвестиционно более привлекательным, чем российская экономика в целом.

Растет спрос на ИКТ модернизацию со стороны всех отраслей народного хозяйства. Так, по оценке ИМЭМО РАН, затраты России на эти цели составят 220 млрд руб. (рост 6,5%). Доля ВТ и ПО составит около 52%, услуг связи - 20%, обучения - 2,8%. Эффективность проектов пока оставляет желать много лучшего.

В целом же, как говорит министр Рейман, у нас все просто отлично, отрасль вступила в эпоху зрелости и скоро перегонит по вкладу в ВВП нефтегазовую отрасль. Согласны ли с такими суждениями исследователи рынка? Где отрасль действительно на коне, а где надо подтянуть стремена или вовсе сменить упряжь? Своими мнениями о делах года минувшего и будущего делятся ведущие аналитики отрасли.


В традиционной предновогодней дискуссии участвуют:

А. БОДРОВА, заместитель руководителя отдела информации и анализа мировых рынков, информационно-аналитическое агентство «Финам»;

А. ВОРЫХАЛОВ, аналитик агенства «iKS Консалтинг»;

Е. ГОЛОСНОЙ, аналитик компании «ТройкаДиалог»;

Н. ДМИТРИК, юрист компании «ПаркМедиаКонсалтинг»;

А. КОНДРАШОВ, руководитель интернетпроекта Russian Telecoms;

Е. КРЫЛОВА, аналитик агенства «iKSКонсалтинг»;

В. КУПЕЕВ, аналитик по телекоммуникациям АльфаБанка;

А. КУРБАТОВА, аналитик по телекоммуникациям компании «Атон»;

А. СИДОРОВА, младший аналитик компании Glitnir Securities;

Е. СОЛОМАТИН, директор по развитию «Коминфо Консалтинг»;

Г. СМЕНЦАРЁВ, гендиректор компании «МИСинформ»;

О. СУДАКОВ, аналитик ИК «АК БАРС Финанс»;

И. ШУВАЛОВ, аналитик по телекоммуникациям АльфаБанка.


Контуры и тренды рынка

«ИКС»: Год свиньи оказался-таки продуктивным. Какие факторы в большей или меньшей степени способствовали успеху?

Е. СОЛОМАТИН: Высокая макроэкономическая динамика и, как следствие, рост затрат населения и корпораций на связь и ИТ.

А. КУРБАТОВА: Уверенное повышение ARPU в сегменте мобильной связи, начало развертывания 3G сетей, а также продолжающаяся экспансия «большой тройки» на рынки стран СНГ; бурный рост спроса на неголосовые услуги связи и у корпоративных пользователей, и у населения; быстрое увеличение абонентской базы ШПД в Москве и регионах. Количество абонентов ШПД в России к концу 2007 г. достигнет 4,8 млн (9% домохозяйств). Можно отметить значительное обострение интереса как государства, так и частных инвесторов к сегменту ИТ.

Г. СМЕНЦАРЁВ: Продолжение концентрации телекомактивов вокруг нескольких вертикально интегрированных холдингов, что, как это ни странно, способствовало обострению конкуренции на массовом рынке. Особенно накалена атмосфера в сегменте услуг ШПД. Операторы активно снижали тарифы при одновременном повышении скорости доступа. Строительство сетей ШПД с акцентом на индивидуальных потребителей - также примета года. Постоянно «утяжеляется» контент: доля аудиовизуального представления информации растет, а текстового - сокращается. Визуальная информация в ближайшие годы станет доминантой контента.

А. КОНДРАШОВ: Лавинообразный рост ШПД (фиксированного и беспроводного разных технологий) не только в Москве, где он достиг уже среднеевропейского уровня, но и в регионах. В перспективе это приведет к широкому охвату населения услугами платного ТВ (на основе IPTV) и полной ломке существующей модели оказания услуг дальней и местной телефонной связи на базе массового использования SIP телефонии.


«ИКС»: Ваша квантифицикация поведения рынка?

Е. КРЫЛОВА: Объем российского рынка связи увеличится до $37 млрд. Вопреки ожиданиям, темпы роста рынка сохранятся на уровне прошлых лет - 20,5%, что во многом связано с падением курса доллара. Но и в рублевом исчислении эта цифра будет немалой - 18%, выше показателей крупнейших рынков Европы.

Динамика отдельных сегментов была различной. Традиционно медленней развивается местная связь (11%). Резкое увеличение доходов ожидается в сегменте услуг присоединения и пропуска трафика, что объясняется изменением порядка взаиморасчетов операторов. Несмотря на высокие темпы роста услуг доступа в Интернет (43%), особенно для населения (71%), абсолютные объемы их пока еще невелики, поэтому и доля в структуре доходов отрасли не изменилась. А вот замедление развития сотовой связи всего на 5% привело к сокращению ее доли сразу на 2%. В ближайшие годы вес сотовой связи в совокупном продукте отрасли будет сокращаться, а доля интернет доступа - увеличиваться.

А. КОНДРАШОВ: Общие доходы отрасли повысятся на 30%.

О. СУДАКОВ: Удачный год для отрасли. Операторы фиксированной связи продолжили пожинать плоды повышения спроса на новые услуги связи и благоприятных изменений в регулировании отрасли. Либерализация рынка дальней связи вкупе с пересмотром межоператорских тарифов привела де факто к перетоку части доходов от дальней связи от «Ростелекома» к МРК.


Сектора роста

«ИКС»: Эффективны ли усилия новых игроков по завоеванию рынка дальней связи (см. «ИКС» № 8'2007, с. 28-46. - Ред.)? Какие недостатки для оператора и потребителя вы видите в предложенном сценарии либерализации?

А. КОНДРАШОВ: Реально рынок уже несколько лет находится в стагнации. Конкуренцию традиционной «восьмерке» составляет уже не только и не столько IP телефония, сколько мобильная связь. Новые правила игры почти не изменили ситуацию. Фактически сейчас идет борьба не за новых потребителей, а за долю «Ростелекома» на этом рынке. Через три четыре года, с развитием ШПД и SIP телефонии, ситуация для игроков этого рынка только ухудшится. Значительного роста доходов от дальней связи в ближайшие несколько лет не предвидится.

О. СУДАКОВ: Похоже, что новые участники только присматриваются к рынку, осторожно подыскивая новые пути выхода на конечного потребителя. Исключение составляет, пожалуй, только МТТ, агрессивно заявляющий о себе как о «№ 2 рынка».

Во многом такому сценарию способствовала позиция Мининформсвязи, создающая преференции отдельным участникам (все звонки от абонентов МРК по умолчанию направляются через «Ростелеком»), а выбор оператора при каждом звонке (hot choice) доступен абонентам только в четырех регионах (Москва, Татарстан, Башкортостан, Якутия, а также город Псков). Возможно, ситуация изменится во второй половине 2008 г., когда hot choice станет доступным во всех регионах. Это, несомненно, подтолкнет реальную конкуренцию и поможет альтернативным операторам увеличить свою долю рынка. Согласно оценкам МТТ, его доля в тех регионах, где hot choice уже действует, порядка 20%, и компания рассчитывает на такой же результат после повсеместного ввода hot choice и в других регионах.

Не стоит сбрасывать со счетов и «ТрансТелеКом», который заявил о своем выходе на рынок в 2008 г. и обладает разветвленной магистральной сетью, уступающей только сети «Ростелекома». В результате рыночная среда для последнего будет медленно, но верно ухудшаться.

Надо отдать должное менеджменту «Ростелекома». Оператор не только выдержал удар, но и ухитрился не потерять рыночные позиции. Так, согласно операционной статистике компании, междугородный трафик в первом полугодии вырос на 5,9%, а исходящий международный - на 6,8%.

А. КУРБАТОВА: Новые игроки (МТТ, «Голден Телеком» и «ТрансТелеКом») сконцентрировали свои усилия на завоевании рынка корпоративных клиентов. Обострение конкуренции в этом сегменте приведет к снижению в нем тарифов в 2007-2010 гг. в среднем на 8% в год.

Сегмент услуг населению останется непривлекательным для новых игроков до тех пор, пока режим hot choice не станет доступен большинству абонентов (предположительно в 2009 г.). Только тогда можно ожидать существенного снижения цен для индивидуальных клиентов.

Г. СМЕНЦАРЁВ: Объем рынка составит примерно $3,2 млрд, а к 2008 г. достигнет $3,6-3,7 млрд. «Ростелеком» по итогам года получит порядка 85% рынка, МТТ - 10%, «Голден Телеком» - 5%. В дальнейшем конкуренция обострится, о чем говорят честолюбивые планы операторов: МТТ к 2010 г. рассчитывает увеличить свою долю на рынке до 15-20%, «Голден Телеком» - до 20%, «ТрансТелеКом» - примерно до 8%.


«ИКС»: Как в условиях насыщения сотовому бизнесу удается развиваться, не теряя рентабельности?

Е. СОЛОМАТИН: Блестящие показатели роста доходов у всех игроков мобильной связи обусловлены: увеличением числа клиентов; пересмотром тарифных планов (со второй половины 2006 г. операторы снова начали постепенно поднимать цены) и повышением разговорной активности (в течение 2006-2007 гг. MOU вырос более чем в 2 раза).

В. КУПЕЕВ: Важнейшие факторы повышения ARPU - ответственная ценовая политика, рост использования голосовых и дополнительных услуг, а также удаление из абонентской базы пассивных клиентов. Учитывая высокий уровень проникновения мобильной связи в стране (113%), полагаем, что расширение деятельности за пределы национальных границ станет главным источником увеличения абонентской базы. В то же время у МТС и «ВымпелКома» еще есть возможности для консолидации в России (табл. 1).

И. ШУВАЛОВ: Операторы «большой тройки», получив 3G лицензии, подготовили к запуску новых сетей (планируется в 2008 г.) ряд инновационных услуг: мобильный высокоскоростной доступ в Интернет, мобильное телевидение (через 3G и DVB H).


 


«ИКС»: Какие барьеры вы видите на пути развития рынка ТВ и широкополосного доступа? Какова ситуация на правовом поле? Решаются ли вопросы, касающиеся авторского права?

Е. КРЫЛОВА: Остро стоит вопрос цифрового контента. Как обеспечить лояльность абонентов в условиях имеющегося у них выбора операторов? Крупнейшие московские провайдеры активно решают эту проблему, предлагая программы собственного производства (5 телеканалов у СТРИМ, каналы интернет ТВ у «Корбины Телеком»), различные интерактивные решения (видеомагнитофон у «Корбины»), виртуальный кинозал (АКАДО), видео по запросу (СТРИМ, QWERTY), интерактивный игровой ТВ канал (АКАДО). На порталах всех крупнейших интернет провайдеров - видео, музыка, радио, игры, фото, софт, форумы, чаты и блоги, многие из них завершают формирование полномасштабного triple play (Интернет, ТВ, телефония).

Однако возможность просмотра видео, прослушивания музыки и доступа к сетевым играм ограничивается необходимостью соблюдения авторских прав на контент.

В преддверии 2008 г., когда вступит в силу 4 часть ГК, уже произошли позитивные перемены: правообладатели активно заявляли о нарушении своих прав (что приводило в том числе к закрытию пиратских ресурсов), интернет провайдеры переходят на прямые договорные отношения с поставщиками контента. Для операторов это непростой процесс - на рынке недостаточно контент агрегаторов. Так, «Северо Западный Телеком» не смог вовремя запустить в коммерческую эксплуатацию услугу IPTV из за проблем с лицензированием контента.

Сегодня законодатели катастрофически не успевают за Интернетом. Часто им проще запретить некое явление, чем его регулировать. Так, с 1 января 2007 г. вступил в действие закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», запрещающий проведение азартных игр в Интернете. В результате бо'льшая часть интернет казино нашла способ сохранить бизнес, сменив зону .ru на .com, т.е. организовав новые компании в других странах. Теперь налоги (исчислявшиеся миллионами долларов) текут за рубеж.

Г. СМЕНЦАРЁВ: В целом же рынок услуг платного ТВ обрел организационно оформленные контуры в лице шести крупнейших операторов: «Мультирегион», «Нафта Москва», «Ренова Медиа», «Связьинвест», «Система Масс медиа» и «ЭР Телеком». Активную работу в этом же направлении ведет и холдинг «Голден Телеком», планирующий к маю 2008 г. охватить услугами IPTV 20 крупнейших городов страны.


Capital formation: отраслевой пасьянс

«ИКС»: Насколько адекватна требованиям отрасли ее инвестиционная подпитка?

Е. СОЛОМАТИН: ИКТ находятся в фокусе интересов как российских, так и зарубежных инвесторов. Вниманием пользуются игроки любого веса. Отрасль связи остается локомотивом в привлечении инвестиций, однако отечественным инвесторам уже становится тесно в России и они идут за рубеж.

А. КОНДРАШОВ: Думаю, что в 2008 г. инвестиции сохранятся примерно на уровне $4,5-5,0 млрд. Причем основными инвесторами по прежнему будут отечественные институты. Крупные прямые зарубежные вложения в какого либо оператора в настоящее время маловероятны.


«ИКС»: В 2006 г. в отрасли было заключено 27 сделок M&A на сумму $2 млрд. По состоянию на 1 сентября с. г. было зарегистрировано 14 сделок общей стоимостью $1,7 млрд. Ваш взгляд на обустройство отечественного рынка с позиции передела собственности?

Е. СОЛОМАТИН: Ключевая тенденция развития рынка - концентрация капитала. Погоду делают крупные вертикально интегрированные игроки, работающие в десятках регионов страны, имеющие широкий пакет лицензий от местной до дальней связи и строящие собственные сети доступа и транспортную инфраструктуру.

В сегменте мобильной связи идет процесс интеграции информационных провайдеров, контент провайдеров, ASP, MVNO и других игроков вокруг сотовых операторов. Это способствует как росту доходности операций, так и доходов сегмента в целом.

А. ВОРЫХАЛОВ: Отметим, что в большей части сделок приобретаемая компания уходит с биржи, что облегчает менеджерам задачу ее реформирования. Впоследствии этот же актив, но уже по новому «упакованный» можно заново вывести на фондовый рынок и продать с прибылью. Российский пример - «Ренова», которая купила Moscow CableCom (владелец «Комкор ТВ»), осуществила ее делистинг, а в 2008 г. планирует провести IPO новой компании, которая объединит активы «Комкора».


«ИКС»: Не грозит ли рынку монополизм?

А. КОНДРАШОВ: Сегодня у нас только один реальный монополист - традиционные операторы в лице МРК. В остальных сегментах, несмотря на процессы консолидации активов, работают по крайней мере три четыре игрока, а зачастую значительно больше.

Г. СМЕНЦАРЁВ: Монополизма не допустят регулирующие органы.

А. ВОРЫХАЛОВ: На мой взгляд, стоит разделить ИКТ сектор на «старые» сектора (фиксированная и мобильная связь) и «новые» (WiMAX, Интернет, мобильный контент). В первой категории отраслей монопольная власть нынешних игроков велика, и такая ситуация, очевидно, сохранится и в будущем. Ситуацию же в новых секторах рынка сейчас можно охарактеризовать как переходную от монополистической конкуренции к олигополии. Скорее всего, олигопольная конфигурация в этих секторах в результате и сложится.


«ИКС»: Ваши оценки и прогнозы трансграничной экспансии компаний? Какова вероятность появления крупных транснациональных корпораций с существенным участием российского капитала?

А. КУРБАТОВА: Наиболее ярко тенденция зарубежной экспансии прослеживается в сегменте мобильной связи. «Интервенция» со стороны операторов фиксированной связи пока носит ограниченный характер (наиболее широкое зарубежное присутствие у «Голден Телекома»). Это объясняется наличием высокого потенциала внутреннего спроса. По мере приближения рынка к насыщению (в ближайшие четыре пять лет) все больше внимания будет уделяться поиску новых источников роста бизнеса за рубежом. Наиболее вероятными целями их будущей экспансии станут (как и у мобильных операторов) рынки стран СНГ, особенно привлекательны будут услуги для корпоративных пользователей, ШПД для населения, платное ТВ. А в случае приватизации традиционных операторов фиксированной связи в странах СНГ (к примеру, «Укртелекома») российские компании будут основными претендентами на эти активы.

Покупки иностранными игроками российских компаний скорее будут носить единичный характер. Многие зарубежные компании уже присутствуют в России - это Telenor, TeliaSonera, Tele2, Equant, Korea Telecom.

В. КУПЕЕВ: Во втором полугодии российские сотовые компании начали экспансию за пределы СНГ. «ВымпелКом» создал совместное предприятие во Вьетнаме, а «Система» приобрела пакет акций индийского оператора. Эти сделки не только расширяют сферу текущей операционной деятельности, но и повышают привлекательность российских компаний в глазах западных игроков, поскольку «Альфа Групп» и «Система» могут вести переговоры об обмене активами с крупнейшими западными операторами.


Игры на биржевой площадке

«ИКС»: О чем говорит календарь фондового рынка?

О. СУДАКОВ: На курсы акций оказал негативное влияние мировой финансовый кризис. На общем безрадостном фоне фондового рынка второй половины года настоящими звездами стали акции мобильных операторов: акции МТС с начала года подорожали на 78%, а «ВымпелКома» - на 88% (для сравнения: индекс РТС за это время прибавил в весе всего 16,4%). Примечательно, что котировки депозитарных расписок на американских биржах росли быстрее, чем цены на российском фондовом рынке, что еще раз подчеркивает сугубо конъюнктурный характер динамики рыночных курсов.

Акции компаний фиксированной связи за редкими исключениями повторяли динамику рынка. В целом сказалась обычная для телекомовских акций сезонность. Рост котировок сектора начался с середины сентября, причем в отсутствие каких либо информационных поводов. Мы ожидаем, что он продолжится по крайней мере до конца I квартала 2008 г.

Е. СОЛОМАТИН: То, что капитализация традиционных компаний связи в 2007 г. находилась в рамках понижательного тренда, обусловлено завышенными ожиданиями инвесторов в 2006 г.; завершением спекулятивной игры на повышение в ходе «дискуссий» о схемах приватизации «Связьинвеста»; переориентацией ряда инвесторов на сырьевые отрасли; общим «остыванием» перегретого рынка. К осени 2007 г. большинство акций МРК оказались перепроданы. С учетом оптимистичной отчетности МРК по итогам девяти месяцев, роста экономики России и спроса на услуги ИКТ к началу 2008 г. можно ожидать позитивной динамики котировок и восстановления достигнутых в 2006 г. уровней.

А. КУРБАТОВА: Наблюдался значительный рост стоимости ценных бумаг компаний как сотовой связи, так и альтернативных операторов фиксированной связи (по сравнению с началом года бумаги МТС, «ВымпелКома» и «Голден Телекома» выросли в цене почти вдвое, «Комстара» - на 50%). Это свидетельствует о высоком интересе инвесторов к российскому сектору телекоммуникаций. При этом стоит отметить, что в 2007 г. на рынке преобладали «инвестиции в рост», т.е. среди всего набора доступных инструментов инвесторы предпочли бумаги тех компаний, которые зарекомендовали себя как сильные, агрессивные игроки на быстро растущих рынках (сотовая связь, фиксированная связь для корпоративных пользователей, ШПД для населения) и сумевшие четко обозначить стратегию своего развития на ближайшие годы.

А. БОДРОВА: Акции телеком компаний, по видимому, придерживаются стратегии «тише едешь, дальше будешь» - впереди выборный год.


Синдром «Связьинвеста»

«ИКС»: Какова ваша оценка нынешней стратегии «Связьинвеста» и каким видится будущее холдинга?

А. КОНДРАШОВ: Стратегия холдинга очень противоречива, ее определяют в большей степени внутриполитические причины и расстановка сил действующих на рынке групп. Например, сначала он хочет отказаться от сотовых активов, потом неожиданно решает их развивать. Или после включения в состав акционеров «КИТ Финанса», владельца крупного пакета акций «Ростелекома», принимает решение расширить инициативы миноритариев.

О. СУДАКОВ: Существует не менее шести вариантов дальнейшего развития холдинга, предполагающих его приватизацию, реорганизацию (преобразование из холдинговой в операционную компанию) или расформирование. При этом, поскольку «Ростелеком» остается главным камнем преткновения как «стратегический актив», есть предложение выделить его из «Связьинвеста» с сохранением госконтроля, что вполне разумно, так как МРК сами по себе государству не очень интересны.

Основные схемы на сегодняшний день - реорганизация на базе «Ростелекома» или приватизация - поддерживаются двумя крупными заинтересованными сторонами - инвестбанком «КИТ Финанс» и АФК «Система», владеющей блокпакетом «Связьинвеста». Вариант с реорганизацией холдинга выгоден прежде всего «КИТ Финансу» и не приемлем для «Системы» и миноритарных акционеров МРК.

Акции «Ростелекома» бурно росли весь год, вопреки инвестиционной логике и здравому смыслу. Причина - действия «КИТ Финанса» в интересах некоего стратегического инвестора (по непроверенным данным, это УК «Лидер», управляющая пенсионным фондом «Газпрома»). «Система» же однозначно дала понять, что любой вариант реорганизации, ведущий к уменьшению стоимости ее пакета в холдинге, она будет блокировать с использованием имеющихся в ее распоряжении корпоративных процедур. Однако с учетом лоббистских возможностей «Газпрома» вариант реорганизации на базе «Ростелекома» выглядит вполне реальным.

А. БОДРОВА: «КИТ Финанс» и АФК «Система» вряд ли договорятся. Компании лоббируют каждая свои интересы, которые не пересекаются. Вероятно, единственная возможность - создать укрупненный холдинг и впоследствии разделить его. Между тем Мининформсвязи поддержит тот вариант, который будет оптимальным для государства.

А в предвыборный период едва ли государство захочет расстаться с таким важным активом. Тем более что передача крупной компании в частные руки должна быть тщательно подготовлена.


«ИКС»: Вы согласны, что экономическая эффективность МРК повысилась?

Е. СОЛОМАТИН: Новое руководство «Связьинвеста» провело ряд трудных структурных преобразований, направленных на рост эффективности холдинга. Важнейший, хотя и не всегда заметный рынку результат, - обновление руководящих кадров в МРК и филиалах, приход молодых, амбициозных и профессиональных сотрудников, формирование команд, работающих не на процесс, а на результат.

О. СУДАКОВ: Положение МРК стало более устойчивым. Это касается даже компаний, которые традиционно считались «проблемными» (ЮТК) в силу высокой обремененности долгами. Основным драйвером развития для МРК стали новые услуги, доходы от которых увеличиваются на 30-70% каждый год, - это в первую очередь, ШПД по протоколу ADSL. МРК смогли грамотно использовать свою естественную монополию на «последнюю милю», означающую фактически доступ к каждому конечному абоненту. В результате они занимают хорошие позиции в сегменте новых услуг и доминируют на рынках в своих регионах.

Отчетность компаний по МСФО подтверждает позитивные тенденции развития сектора, и мы не прогнозируем изменения существующих трендов в течение как минимум ближайших двух трех лет. По нашей оценке, доходы МРК вырастут в среднем на 15-25% в 2007 г. и будут продолжать расти с темпом не менее 10-15% в 2008-2009 гг.

Е. ГОЛОСНОЙ: Благодаря тарифной реформе и введению новой системы тарифных планов доходы большинства МРК увеличились в среднем на 18-20%. Повысилась рентабельность по EBITDA - до 35-38%. Это довольно высокий показатель для компаний такого типа на развивающихся рынках.

Не последнюю роль в этом плане сыграла активная работа МРК по расширению своего присутствия на рынке широкополосного доступа.

Но насколько компании смогут сохранить такую динамику в 2008 г. и чего можно ожидать на рынке ШПД? К сожалению, будущее не выглядит таким уж безоблачным.

Так, регулирующие органы не склонны повышать тарифы в прошлогоднем ритме. По мнению чиновников ФСТ, у МРК они достигли экономически обоснованного уровня, который позволяет не только покрывать расходы, но и получать гарантированную прибыль. К тому же ФСТ на 2008 г. сохранила для МРК компенсационную надбавку. Поэтому рассчитывать на рост тарифов пока не приходится.

Однако у МРК по прежнему остался мощный источник повышения доходов от местной связи. Прежде всего, не все компании довели тарифы на безлимитные планы до предельно допустимого уровня. Кроме того, с введением повременной оплаты доходы от местной связи могут увеличиться в результате роста потребления услуг. Местная связь в России остается самым дешевым средством общения: минута разговора стоит около 2 центов (в странах Восточной Европы - 4-5 центов), в то время как разговор по мобильному телефону обходится пользователю в среднем 7-8 центов. Верхнюю планку потребления услуг местной связи можно оценить в 800-1000 минут в месяц (именно столько говорят активные абоненты МГТС). Среднее значение сейчас - около 380-400 минут. Можно предположить, что с ростом благосостояния населения этот показатель увеличится. Нужно учитывать и обострение конкуренции за кошельки покупателей с сотовыми операторами.

Позиции МРК в сегменте ШПД пока достаточно прочны. Компании пользуются преимуществом «первого игрока» на рынке. В регионах ощущается дефицит предложения на данном направлении. Большое количество продвинутых пользователей, как среди частных лиц, так и среди компаний, готовы платить за качественный и скоростной доступ в сеть. Поэтому в последние несколько лет абонентская база большинства МРК практически ежегодно удваивалась без особого ущерба для ARPU.

А. СИДОРОВА: Нельзя утверждать, что действия компаний «Связьинвеста» неэффективны в области развития новых услуг, оптимизации затрат или рефинансирования долгов. Однако нельзя не учитывать, что на политику холдинга влияет государство, поэтому и стратегия бизнеса выстраивается особая. Например, цифровизация неизбежна, но утвержденный план по достижению 100% ного ее уровня к 2009 г. не может не привести к повышению капитальных затрат. То же и с социальными проектами, чья интенсивность может подрасти в предвыборный период. Напротив, сокращение персонала и повышение рентабельности при частном владении могло бы проходить более быстрыми темпами.

А. КУРБАТОВА: На наш взгляд, восприятие холдинга и его дочерних компаний на рынке за последний год не изменилось. В его деятельности по прежнему преобладает «традиционность», а не «инновационность». Не умаляя социальной значимости услуг, которые предоставляют МРК и «Ростелеком», и учитывая высокую зависимость от регулируемых тарифов, отметим, что компании «Связьинвеста» продолжают выступать в роли догоняющих на высокотехнологичном и стремительно растущем рынке, зачастую не в полной мере используя свое преимущество доминирующих поставщиков услуг связи в регионах.


Социальные «закладки» рынка

«ИКС»: Насколько эффективен механизм универсальной услуги в социальном аспекте и с позиций самих операторов?

Е. СОЛОМАТИН: Механизм УУ набирает обороты. Государством проделана огромная работа по телефонизации отдаленных населенных пунктов. При этом 95% нагрузки по обеспечению УУ, в том числе финансовой, несли на себе МРК, для которых эта деятельность абсолютно убыточна (доходы составляют десятки тысяч рублей, а расходы - десятки и сотни миллионов). Однако концепция УУ носит социальный характер и оценивать ее нужно только с позиции предоставления населению равных возможностей доступа к базовым услугам связи.

А. КОНДРАШОВ: К сожалению, само понятие УУ по мере развития новых направлений в телекоммуникациях и, в частности, сотовой связи, на мой взгляд, практически изжило себя. Относительно низкие тарифы на услуги последней и даже мобильного Интернета при относительно высоком уровне проникновения мобильной связи в сельской местности (по данным СФОМ на конец III квартала 2007 г. - 57%) делает универсальную услугу практически ненужной той группе потребителей, для которой она предназначена.


«ИКС»: Какова динамика затрат на услуги связи в структуре личного потребления населения?

Е. КРЫЛОВА: Особенность года - сохранение доли населения (54%) в доходах услуг связи (в последние годы она стабильно росла не менее чем на 1% в год). Это связано с более высоким ростом поступлений от корпоративного сектора ввиду изменения порядка взаиморасчетов операторов. Расходы населения на связь выросли более чем на 15%. Меняется и структура расходов: увеличивается вес доступа в Интернет, платного ТВ, но доминирует по прежнему сотовая связь.

Несмотря на новые тарифы местной связи, расходы на нее увеличились лишь на 9% (I квартал 2007 г./I квартал 2006 г.), хотя ожидали и 15% ного роста. По мнению «iKS Консалтинг», результат предсказуемый: сегодня люди все чаще предпочитают сотовую связь (3% жителей России пользуются только мобильными телефонами) или интернет телефонию.

Доля затрат на услуги связи в структуре личного потребления населения стабильно держится на уровне 3,4% (рис. 3). Это соответствует показателю развитых стран (около 3%) и даже немного превышает его, что связано с более низким уровнем доходов россиян. С ростом доходов населения и конкуренции между операторами этот показатель снизится до уровня 3-3,2%.

Г. СМЕНЦАРЁВ: В структуре расходов населения доля затрат на услуги связи будет медленно, но неуклонно расти. В пользу этого говорят рост экономики и, следовательно, повышение покупательной способности населения, а также расширение географии предоставления новых услуг и их спектра. А капиталоемкость инновационных сервисов будет сдерживать снижение стоимости услуг.



Связь в законе

 «ИКС»: Каковы, на ваш взгляд, главные события года на регуляторном и правовом поле?

Н. ДМИТРИК: Создание Россвязьохранкультуры; принятие Концепции электронного правительства; принятие Правил оказания телематических услуг связи (см. «ИКС» № 10'2007, с. 6-7). В совокупности они показывают основную тенденцию госполитики в области ИКТ: связь в чистом виде, без ИТ, перестает быть интересным объектом регулирования. А в совокупности связь и ИТ важны для государства настолько, что их вывели из компетенции одной структуры, разделив между двумя. Конечно, тут есть и чисто структурные факторы: демонополизация рынка должна сопровождаться демонополизацией регулирования. Но сущностные факторы, т.е. установившийся приоритет ИТ в регулировании ИКТ, на мой взгляд, были важнее.

Е. СОЛОМАТИН: В разрезе рынка - предоставление абонентам местной телефонной связи возможности выбора тарифного плана.


«ИКС»: Ваша оценка правового поля. Каковы «белые пятна» в отечественной нормативной законодательной базе и что в первую очередь требует корректировки?

А. КОНДРАШОВ: Правила присоединения - в течение ближайших нескольких лет они так или иначе будут пересмотрены, поскольку не отвечают новым реалиям.

Г. СМЕНЦАРЁВ: Правовая база отрасли в ряде случаев требует существенных доработок. И дело не только в том, что законодатель не успевает реагировать на быстрые технологические изменения в отрасли, а в общей несбалансированности законодательства, когда оно не проходит в полной мере экспертизу отраслевых юристов. В частности, правовой анализ 4 части ГК РФ, проведенный нашим партнером - юридической компанией «Юртелеком», которая специализируется в области телекоммуникационного права, показал, что принятие ее обостряет имеющиеся в действующем законодательстве противоречия, касающиеся предоставления услуг связи, в том числе для целей телерадиовещания. Сейчас лицензирование вещательной деятельности регламентируется ФЗ «О средствах массовой информации» и Постановлением Правительства РФ «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации». Эти нормативные акты содержат существенные противоречия и во многом не соответствуют сложившейся ситуации в сфере телевидения, особенно вещательной деятельности в многопрограммных сетях. Правила получения лицензий на вещание должны быть изменены таким образом, чтобы предоставить оператору право самостоятельно привлекать СМИ к распространению контента в своих сетях. Также необходимо разработать законодательную базу, описывающую весь процесс вещания и вводящую единую терминологию.

Н. ДМИТРИК: На правовом поле в области электросвязи, безусловно, произошел сдвиг. У операторов есть явная тенденция к соблюдению нового ФЗ «О связи» и принятых на его основе актов - правил присоединения, правил оказания услуг телефонной связи. Внимательнее операторы стали относиться и к лицензионным условиям. Все это - заслуги упраздненного ныне Россвязьнадзора, который своей активностью «ввел» в правовое поле многих ранее не слишком законопослушных операторов.

С другой стороны, принятые в развитие ФЗ «О связи» подзаконные акты настолько не соответствуют реально оказываемым услугам, что установилось - и особенно понятно это стало именно в 2007 г. - некое молчаливое соглашение между надзором и операторами, по которому надзорные органы закрывают глаза на некоторые новые услуги операторов, если те соблюдают базовые требования (имеют лицензию, разрешение на узел, биллинг, сдают статистическую отчетность). Именно в такой правовой среде происходит развитие IPTV и мобильного телевидения, международной телефонии, услуг FMC и большей части услуг корпоративным клиентам, где требуется не допускаемая правилами конвергенция голоса и данных, фиксированной и подвижной связи. Здесь операторы уходят из правового поля, пусть и с определенным спокойствием, но с растущими правовыми рисками.

Сейчас правовые риски - основной сдерживающий фактор для иностранного капитала в ИКТ. Крупные компании с громкими именами не стремятся активно действовать на российском рынке, поскольку не могут соблюсти все требования российского законодательства (прежде всего - в части лицензирования) и не могут рисковать репутацией, не соблюдая эти требования. Молчаливое согласие надзорных органов, в целом устраивающее российские компании, зарубежных инвесторов устроить не может.

В области ИТ ситуация лучше, хотя и здесь есть неизбежное в российском праве «молчаливое попустительство», связанное с лицензированием криптографии: все используют шифровальные средства, но практически никто на это не получает лицензии. К факторам, способствовавшим улучшению правовой ситуации в сфере ИТ, необходимо отнести принятие Концепции электронного правительства, а также работу по переходу на новые правила игры, установленные федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных» и 4 частью ГК РФ. Хотя принятие этих актов в 2006 г. было во многом воспринято в штыки, 2007 г. показал, что реформа законодательства принесла больше пользы, чем вреда: многое из старых недостатков уже удалось подчистить, хотя, конечно, предстоит еще больше.

Из несбывшихся ожиданий 2007 г. - реформа законодательства об электронном документообороте. В 2008 год мы вступаем с ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и по прежнему со складами бумажных счетов фактур в каждой мало мальски крупной организации. Но надежды не оставляем: реформа в этой области - главный правовой прогноз на 2008 г.


Горизонты

«ИКС»: Ваш краткий прогноз развития ИКТ в 2008 г.?

А. КОНДРАШОВ: В 2008 г. объем доходов отрасли ИКТ почти подойдет к 2 трлн руб. Резервы (тарифный и законодательный) роста выручки от телефонной связи будут исчерпаны, и среднегодовой темп прироста телекоммуникационного продукта существенно снизится по сравнению с нынешним годом. Основным драйвером отрасли останется документальная электросвязь и услуги на ее основе (в первую очередь ШПД для населения и платное ТВ). В регионах следует ожидать бума ШПД при стагнации этого рынка в Москве.

Главное событие 2008-2009 гг. - вывод на рынок услуг 3G сотовыми операторами.

Е. ГОЛОСНОЙ: В течение ближайших нескольких лет МРК следует ожидать роста конкуренции с крупнейшими московскими операторами и дальнейшей консолидации рынка. В числе основных «возмутителей спокойствия» будут компании: принадлежащие «Голден Телекому» («Корбина Телеком»); подконтрольные холдингу «Ренова Медиа»; принадлежащие группе «Нафта Москва» и «Системе Масс медиа». Многие из них уже завершили стадию активных инвестиций в московский рынок ШПД, накопили огромный опыт строительства современных сетей, необходимых для предоставления услуг triple play, и готовы перенести его на региональную почву. Факт, что такие компании, как НКС и ОКС, пока работают в основном с малобюджетными абонентами на сетях, требующих модернизации, не должен вводить в заблуждение. Как только менеджмент материнских компаний примет решение о региональной экспансии, масштабные инвестиции не заставят себя ждать. А это означает, что в недалеком будущем у МРК может появиться мощный конкурент. Мы не исключаем, что в недалеком будущем в результате реализации стратегии регионального развития доля независимых операторов связи - «Голден Телекома», «Реновы Медиа», «Нафты Москва» и «Системы Масс медиа» - может достигнуть 50-60%, а доля МРК (если ими не будут предприняты усилия по ее сохранению) - снизиться до 20-30%.

Е. СОЛОМАТИН: По оценке «Коминфо Консалтинг», объем рынка мобильной связи в 2008 г. вырастет на 15-17%. Согласно нашим исследованиям, за последние два года значительно снизилась лояльность абонентов. Около 20% пользователей постоянно мигрируют, имея SIM карты одновременно нескольких компаний. Основная проблема операторов - отсутствие гарантий технической поддержки абонента, адекватной стоимости услуги.

В ближайшие два три года его ждут новые войны и потрясения. После выдачи 3G лицензий на либеральных для «большой тройки» условиях можно прогнозировать следующий виток конкурентной борьбы. Отрасль эта трансформируется, поэтому операторы будут вынуждены менять бизнес модели.

На рынке дальней связи группа сегодняшних лидеров («Ростелеком», МТТ, «Голден Телеком») сохранит свои позиции и в 2008 г., несмотря на получение кодов новыми игроками. В 2009-2011 гг. «Эквант» и «ТрансТелеКом» смогут несколько потеснить лидеров, но не более того. Совокупная доля игроков второго эшелона не превысит 15-20%, причем за счет работы их в выделенных нишах (например, «ТрансТелеКом» может занять минимум 4% рынка только за счет формального переключения на себя абонентов РЖД и еще 3-4% - за счет активной работы с населением и в корпоративном секторе). Динамика рынка МГ/МН связи такова, что если оператор получит хотя бы 3-4% рынка, то его затраты на реализацию МГ/МН лицензии могут окупиться за два три года даже при снижении тарифов на 30%.

Г. СМЕНЦАРЁВ: Среднегодовые темпы роста фиксированной дальней связи будут увеличиваться в ближайшие годы примерно на 14% в год.

В. КУПЕЕВ: Главным фактором роста в 2008 г. станут услуги широкополосного доступа в Интернет. По нашим прогнозам, беспроводные провайдеры получат бо'льшую долю новых пользователей ШПД, так как провайдеры фиксированной связи не смогут удовлетворить спрос.

На 2009 г. мы прогнозируем, что вклад дополнительных услуг в выручку компаний российской «большой тройки» может достичь 18% (сегодня - 11%). Рост расходов домохозяйств на услуги телекоммуникационных компаний, а также введение новых услуг (мобильное ТВ, IP телефония) повлекут за собой увеличение использования дополнительных услуг.

И. ШУВАЛОВ: Важным источником повышения доходов сотовых операторов становятся страны СНГ. Так, в 2009 г. прогнозируем вклад этих рынков в выручку МТС и «ВымпелКома» на уровне 28% и 18% соответственно. Экспансия компаний за рубеж будет происходить путем приобретений. МТС подтвердила заинтересованность в рынке стран СНГ покупкой K Telecom (Армения), а «ВымпелКом» присматривается к Sky Mobile (Кыргызстан). Однако по мере дальнейшей консолидации рынка следует ждать ужесточения конкуренции и снижения рентабельности.

О. СУДАКОВ: Динамика рынков в 2008 г. будет во многом зависеть от факторов, не имеющих прямого отношения ни к телекоммуникационному, ни к фондовому рынкам. Во первых, кризис ликвидности на мировых финансовых рынках до сих пор не преодолен, так же как неясны его глубина и продолжительность. Во вторых, неопределенность, связанная с президентскими выборами в России и конфигурацией власти после них, также может заставить инвесторов понервничать. Тем не менее в 2008 г. мы ждем обычного предвыборного ралли, после чего наступит коррекция и фиксация прибыли.

Е. КРЫЛОВА: В 2008 г. ожидаем активной легализации рынка интернет контента: появления на нашем рынке западных мейджоров, крупнейших игровых издателей, новых контент агрегаторов. Вопреки бытующему мнению, что интернет пользователи привыкли к бесплатному потреблению услуг и контента в сети, считаем, что бо'льшая часть пользователей уже платит либо готова платить за дополнительный и качественный сервис (просмотр новых фильмов, скачивание mp3 файлов, доступ в сетевые игры) - стоит только предоставить им такую возможность.



Знаковые события2007

Создание Россвязьохранкультуры.

Принятие Правил оказания телематических услуг связи.

Интернет провайдеры переходили на прямые договорные отношения с поставщиками контента.

Российские операторы мобильной связи начали экспансию в дальнее зарубежье.


2007 г. в цифрах

Доходы телекома выросли до $32,0-37,0 млрд (рост по разным оценкам - от 20,5 до 30,6%). Инвестиции составили $4,5-5,0 млрд.

Доля населения в доходах услуг связи - 54% (уровень 2006 г.). Среднегодовой прирост расходов населения на связь - более 15%. Доля затрат на связь в структуре личного потребления стабильна - 3,4%.

Рынок услуг дальней связи вырастет до $3,2 - 4,1 млрд. Рыночная доля «Ростелекома» - 85%, МТТ - 10%, «Голден Телекома» - 5%.

Доходы большинства МРК увеличатся в среднем на 15-25%, рентабельность по EBITDA - на 35-38%.

Количество абонентов ШПД достигнет 4,8 млн (проникновение в среду домохозяйств - 9%).


Тренды2007

Концентрация капитала в рамках крупных холдингов.

Сокращение веса сотовой связи в совокупном продукте отрасли и рост доли интернет доступа.

Драйвер развития отрасли - ШПД (фиксированный и беспроводной разных технологий) не только в Москве, где он достиг среднеевропейского уровня, но и в регионах.

Уверенный рост ARPU в мобильной связи и начало развертывания сетей 3G.

Экспансия «большой тройки» на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.

Значительное повышение интереса к отрасли как государства, так и частных инвесторов.

Высокая макроэкономическая динамика и, как следствие, рост затрат населения и корпораций на связь и ИТ.

Противоречивость решений холдинга «Связьинвест» сдерживает развитие входящих в него компаний.


Ожидания2008

Объем доходов отрасли ИКТ составит около 2 трлн руб. Среднегодовой темп прироста телекоммуникационного продукта будет существенно ниже, чем в 2007 г.

Старт сетей 3G.

В регионах бум ШПД при стагнации этого рынка в столицах.

Появление на рынке услуг дальней связи новых игроков, ужесточение конкуренции и снижение тарифов в течение 2008-2010 гг. в среднем на 8% в год.

Легализация рынка интернет контента: приход на российский рынок западных мейджоров, крупнейших игровых издателей, появление новых контент агрегаторов;

Год должен стать благоприятным для российских операторов связи, что будет способствовать росту их рыночной капитализации.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!