Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2012
Лилия ПАВЛОВА  19 июня 2012

Как примирить трубу и контент

Абоненты сотовой связи входят во вкус потребления интернет-сервисов в огромных объемах, а сети не резиновые, да еще контент-провайдеры не хотят делиться доходами с операторами… Существует ли баланс между запросами абонентов, техническими возможностями сетей и финансово-экономическими требованиями операторов?

Нельзя сказать, чтобы этот вопрос блистал новизной, но, как заметил на форуме «Телеком-2012» Андрей Патока, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома», он останется краеугольным для операторов мобильной связи в ближайшие несколько лет, поскольку в мире сегодня не существует устоявшейся практики его решения.

По экспертным оценкам, трафик передачи данных в мобильных сетях к 2016 г. вырастет в 18 раз и составит 10,8 экзабайт в месяц – против 0,6 экзабайт в месяц в 2011 г., причем трафик видео увеличится в 25 раз и на его долю будет приходиться 70%. Характерно, что уже сегодня ОТТ-сервисы формируют свыше 40% всего мобильного интернет-трафика. В этой ситуации А. Патока видит перспективы в развитии двух направлений: налаживания взаимодействия с ОТТ-игроками и кастомизации тарифных предложений в зависимости от желания клиентов и их готовности платить за определенный контент.

К слову, на первом направлении, похоже, наметился перелом. Буквально накануне форума МТС анонсировала сделку с Google, в соответствии с которой поисковик будет отчислять оператору 25% от стоимости каждого проданного сотовым абонентам приложения, размещенного в онлайн-магазине Google Play. В рамках договоренностей МТС установит виджет Google Play на своих брендированных смартфонах на базе ОС Android, а Google, в свою очередь, предоставит МТС специальный раздел для продвижения мобильных приложений оператора и его партнеров. Возможности аналогичных договоренностей рассматривают и другие операторы. «Глобальные компании уже понимают, что если не стимулировать развитие инфраструктуры, то в конце концов и контент-бизнес не будет развиваться, – уверен А. Патока. – Я думаю, что методом проб и ошибок мы эту модель все равно найдем». Однако Дмитрий Страшнов, президент Tele2 Россия, предостерегает: оператор должен сохранять контроль над ситуацией, фокусируясь на выстраивании «длинных» отношений с абонентом, в том числе в области тарификации и биллинга, – и тогда глобального переворота, которого боятся телекомы во всем мире, либо не произойдет, либо он будет отложен.

Что касается возможности введения более высоких цен для потребителей тяжелого контента, то Дмитрий Рутенберг из Федеральной антимонопольной службы отметил, что тарификация трафика по разным видам «в общем смысле может вызвать вопросы у ФАС», хотя определенного понимания, будет ли это нарушением законодательства, у антимонопольной службы нет. «Вопрос остается открытым не только в России, но и во всем мире. Если возникнет проблема – будем смотреть по конкретным ситуациям», – пообещал Д. Рутенберг.

Между тем, по мнению Александра Поповского, вице-президента по оперативным вопросам МТС, уже сегодня в решении «дилеммы мобильного Интернета» прорисовывается перспективный сценарий. Сопоставив прогнозы роста трафика данных и необходимые инвестиции в расширение сети, специалисты МТС пришли к выводу, что при сохранении интенсивности капзатрат (с 2009 по 2011 г. вложено более 6 млрд долл.) оператор может нарастить пропускную способность не более чем в 4–5 раз, т. е. за 20-кратным ростом трафика не угнаться. А если учесть, что всего лишь 1% абонентов генерирует 52% трафика, становится очевидно, что в первую очередь следует научиться более эффективно использовать существующие сети. Об этом свидетельствует и опыт ряда европейских стран (Великобритании, Испании, Португалии, Италии, Греции): после запуска платформ управления трафиком перекос в его потреблении значительно уменьшается – все тот же активный 1% генерирует уже только 24% трафика. Абоненты при этом получают сегментированные продукты более высокого качества и свободу выбора при использовании интернет-сервисов, а оператор – возможность эффективного использования ресурсов. Характерно, что тарифы с управлением трафиком выбирают 65% абонентов.

Управление трафиком в названных выше странах базируется на таких принципах регулирования, как технологическая нейтральность и прозрачность. «Россия в этом плане – серая зона, не запрещено и не разрешено, и операторы фантазируют, насколько им позволяют технические возможности, – заметил А. Поповский. – Но нам хотелось бы получить четкие правила игры, на которые могли бы рассчитывать и мы, и наши клиенты». А пока таких законодательных норм не существует, МТС провела собственные исследования, показавшие, что введение хотя бы простейших ограничений, когда полоса искусственно сужается после передачи определенного объема трафика, существенно увеличивает показатели доступности сети передачи данных.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: