Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09 2012
Лилия ПАВЛОВА  18 сентября 2012

Облака с условностями

«Смотря как считать», – всегда отвечают аналитики на упрек о расхождении данных разных компаний в отношении вроде бы одних и тех же показателей. IDC решила конкретизировать свой подход к рынку облачных вычислений – и обсудить условные и безусловные его сущности с непосредственными участниками его российского сегмента.

Аналитические компании используют разные подходы при составлении своих отчетов, подчеркнул на конференции Cloud Computing Roadshow 2012 Александр Прохоров (IDC Россия/СНГ). В частности, IDC не учитывает часть рынка «не-ИТ облачных услуг» (например, развлекательных сервисов, созданных на базе облачной платформы), но «считает» две составляющие этого рынка: операционные и проектные услуги. Скажем, для «легких» SaaS-сервисов внедренческие услуги практически не требуются, но при реализации «тяжелых» решений нужны и консалтинг, и системная интеграция, и обучение, и сопровождение. Это не собственно облачные услуги, а услуги по созданию облака, но в частных облаках их стоимость может значительно превышать стоимость операционной составляющей. Так, по предварительным оценкам IDC, в 2011 г. оборот российского рынка облачных услуг составил порядка $90 млн, где 52 и 14% занимают соответственно проектные и операционные услуги частных облаков; 13 и 21% – проектные и операционные услуги публичных облаков. Таким образом, около $30 млн приходится на публичные облачные услуги (проектные и операционные), которые, в свою очередь, традиционно разделяются на SaaS (58% рынка), IaaS (38%) и PaaS (4%). При этом, отмечает IDC, в России в публичные облака переводятся в основном некритичные для бизнеса приложения – для совместной работы (42%), CRM (20%), офисные решения (17%). На долю ERP приходится лишь 2%, а на ПО безопасности – 1%. Для сравнения, на зрелом рынке США бизнес-критичные приложения класса ERP занимают 21%, ПО безопасности – 8%.

К слову, разделение облачных вычислений как на сервисные модели, так и на типы облаков эксперты рынка считают весьма условным и вынужденным. Как отметил Василий Маланин (Microsoft), класс сервисов может расширяться (действительно, уже появились термины UCaaS, ITaaS, ХaaS…). Кроме того, в облачной концепции Microsoft граница между частными и публичными облаками достаточно прозрачна: неважно, какие ресурсы используются (собственная ИТ-инфраструктура компании, ЦОДы партнеров, то и другое), где располагаются сервисы, какие требования информационной безопасности, быстродействия и катастрофоустойчивости в них реализуются, – важно предоставить заказчику свободу выбора и принятия решений в этих вопросах.

Вообще, на мировом рынке публичных облачных услуг мы практически незаметны: на все страны Центральной и Восточной Европы приходится всего 0,4% рынка, и в этот мизер входит и Россия. Еще 0,4% – у стран Ближнего Востока и Африки, 0,6% – у Латинской Америки, 1,5% – у Канады, 2,7% – у Японии, 9,3% – у стран Азиатско-Тихоокеанского региона, 23,3% – у Западной Европы, а львиная доля – 62% – принадлежит США.

В то же время IDC прогнозирует значительный рост российского рынка публичных облачных услуг в ближайшие годы. А. Прохоров назвал три фактора, которые определяют успех внедрения облачных технологий в любой стране. Во-первых, это наличие ИТ-продуктов и ИТ-услуг. В этом отношении мы находимся на мировом уровне, поскольку в России представлены мировые вендоры продуктов, провайдеры услуг, крупные интеграторы. Во-вторых, это традиции потребления ИТ – и здесь мы отстаем (еще не сформировалась культура аутсорсинга, не все CIO заинтересованы в переходе на облако и др.) И в-третьих, это телекоммуникационная инфраструктура. У нас это тоже не самое сильное звено (ненадежность интернет-каналов, высокая стоимость в регионах и др.). «Эти проблемы постепенно решаются, – считает А. Прохоров. – И мы прогнозируем удвоение объемов рынка публичных облачных услуг в 2012 г. и его рост к 2015 г. до $350 млн».

Проблему телеком-инфраструктуры отметил и Руслан Заединов (КРОК). По его мнению, решить ее могло бы «зонтичное» соглашение об уровне услуг между оператором связи и облачным провайдером – перевод в облако выделенного канала связи с уже подписанным SLA и его интеграцией с выбранным «куском» облачной инфраструктуры.

А повышение культуры потребления ИТ засвидетельствовал Филипп Образцов (VMware). По данным компании, с января 2010 г. по июнь 2011 г. процент критичных для бизнеса приложений, работающих на облачной платформе этого вендора, постоянно увеличивался – и наибольший рост, с 18 до 28%, показали приложения SAP. «Еще недавно многие считали, что бизнес-критичные приложения – не для облаков, а сегодня потребители уже не боятся переносить их в облачную инфраструктуру, – резюмировал Ф. Образцов. – Во многом этому способствовало то, что компания SAP сама осуществила миграцию своих информационных систем в облачную инфраструктуру, построенную на нашей платформе».

О каком типе облака речь – стоит ли уточнять? Оставим условности.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!