Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2012
Евгения ВОЛЫНКИНА  16 октября 2012

Дотянуться до беспроводного гигабита

Развитие технологий беспроводной связи подошло к очередному качественному скачку – достигнут психологически важный гигабитный уровень скорости передачи данных по доступной цене. Это открывает новые возможности и для BWA-операторов, и для тех, кто строит сотовые сети всех поколений и технологий.

Очередная, уже 16-я по счету, конференция БЕСЕДА прошла под оптимистичным лозунгом «Даешь беспроводной гигабит!», перед которым даже несколько померкли извечные частотные проблемы BWA-операторов. Тем более что создатели новых беспроводных гигабитных решений предлагают работать в диапазонах, где нет жесткого частотного регулирования. Гвоздем программы стала новая радиорелейная станция AirFiber от компании Ubiquiti Networks. Участникам конференции был представлен один из первых образцов этой системы, уже полученный компанией CompTek. AirFiber позиционируется как операторское решение, позволяющее, по заявлению разработчиков, организовать канал связи «точка – точка» со скоростью до 1,4 Гбит/с на расстоянии до 13 км по совершенно несерьезной для такого класса систем цене.

По словам Станислава Рыбалко, руководителя направления беспроводных технологий компании CompTek, первая партия этих систем уже направляется в Россию. Работают они в диапазоне 24 ГГц, который в нашей стране предназначен для радиолюбителей, и потому получить для них разрешение на частоты несложно (на родине производителя, в США, это вообще нелицензируемый диапазон). Правда, стоит заметить, что «гигабит» пока получился не совсем настоящий: 1,4 Гбит/с – это суммарная скорость для сигналов «туда» и «обратно», так что в полном дуплексе получится 700 Мбит/с, да и дальности в 13 км удастся достичь лишь при очень хороших погодных условиях, а в проливной дождь в холодной России получится порядка 7–8 км. Кроме того, надо учитывать, что в данной системе используется адаптивная модуляция, поэтому максимальной заявленной скорости удастся достичь лишь на расстоянии примерно 2,5–4 км, на расстоянии 5–6 км скорость снизится до 1 Гбит/с, а на 10–12 км – до 250 Мбит/с. Но и этот минимум, составляющий 125 Мбит/с в дуплексе, выглядит вполне достойно. Так что объявленную на конференции промоцену для самых проворных заказчиков в размере $3600 с НДС за пролет можно считать действительно революционной.

В том же «спектральном направлении» движется и израильская компания Siklu, ее РРС серии EtherHaul 1200 работают в вовсе нелицензируемом в России частотном диапазоне 71–76 ГГц. Старшая модель этой серии может обеспечить пропускную способность 1 Гбит/с (и это опять же в сумме «туда» и «обратно», т.е. на самом деле это 500 Мбит/с в дуплексе) на расстояниях до 3–4 км. Цены, правда, не столь революционные, как у Ubiquiti, но тоже вполне доступные. А уж возможность быстро организовать фактически «оптический» по скорости канал связи без необходимости общаться с регулятором и его присными оценит любой оператор – и BWA, и кабельный, и сотовый.

Кстати, сотовые операторы наверняка заинтересуются новыми РРС, поскольку с их помощью можно недорого построить транспортную сеть для подключения базовых станций в сетях 3G и LTE, ведь подавляющее большинство этих базовых станций находятся друг от друга на расстояниях, не превышающих 2 км.

Как будут развивать свои сети в стране «победившего LTE» операторы, получившие соответствующие частоты, нам еще предстоит увидеть. Но «побежденный» WiMAX умирать не собирается. И дело не только в операторе ТТК, получившем лицензии на WiMAX-сети в диапазоне 3,5 ГГц в 27 городах России, и в целом ряде успешно работающих менее крупных операторов, имеющих сети фиксированного WiMAX или пре-WiMAX. Как отметил региональный директор WiMAX Forum по России и СНГ Сергей Портной, WiMAX-сети имеют очень хорошие перспективы на вертикальных рынках, где LTE либо не будет никогда, либо будет, но очень нескоро. В разных странах мира WiMAX, кроме работы в традиционных коммерческих беспроводных сетях, уже используется в интеллектуальных сетях Smart Grid, городских ШПД-сетях, корпоративных, а также в транспортных сетях в мобильной связи.

В частности, очень интересным представляется применение WiMAX в авиации. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) и Европейская организация по безопасности воздушных перевозок (EUROCONTROL) несколько лет назад инициировали создание стандарта AreoMACS для связи в аэропортах, и этот стандарт фактически идентичен стандарту 802.16е (мобильный WiMAX) для диапазона 5,0–5,1 ГГц. Уже сейчас ведется установка систем связи AreoMACS в крупных аэропортах США и Европы, и дело идет к тому, что к 2018 г. их должны будут иметь все аэропорты мира, обслуживающие международные рейсы. Так что WiMAX, пусть под другим названием, придется развивать и в России, хотя бы в силу необходимости соблюдения международных правил.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: