Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2012
Лилия ПАВЛОВА  Юрий Валентинович ПРОХОРОВ  16 октября 2012

Дела земные и небесные

Спутниковая связь в современном мире – не просто каналы передачи информации, это возможность предоставить людям комфорт и радость общения, уверен Юрий ПРОХОРОВ, генеральный директор ФГУП «Космическая связь». Что стоит за обеспечением такой возможности?

Юрий ПРОХОРОВ, генеральный директор ФГУП «Космическая связь»– Как бы вы определили роль и место спутниковой связи в современном медиа- и телекоммуникационном пространстве?

– Среда общения людей трансформируется, постепенно переходя от прямых коммуникаций в телекоммуникации и инфокоммуникации. Однако в нас заложено стремление к естественному общению: мы хотим, чтобы звук был чистым, а картинка – максимально «человечной». В этом смысле основная задача телекоммуникаций – доставлять минимально искаженную информацию от одного источника к другому, преподнося ее в наиболее понятном и доступном для восприятия виде. Отсюда появление новых технологий, улучшающих качество телевизионного изображения, звукового сопровождения. От черно-белого плоского изображения с низким качеством на серо-зеленом мониторе через цветное телевидение мы пришли к трехмерному телевидению.

Но появление новых форматов предоставления информации требует определенных телекоммуникационных ресурсов – тех самых каналов, которые позволяют максимально быстро доставлять информацию. Спутниковая связь во многом решает эти задачи там, где сложно обеспечить формирование каналов наземными средствами. Она обладает уникальным свойством охватывать огромные пространства и обеспечивать колоссальному количеству людей доступный способ получения информации.

Если говорить о спутниковом ТВ, то проделан немалый путь от его начального этапа, когда большие тяжелые антенные системы передавали изображение на большие расстояния, к современным реалиям. Сейчас эта услуга стала обыденной: любой человек, не прилагая особых усилий, может установить себе спутниковую приемную «тарелку» и смотреть сотни каналов высокого качества.

– Насколько полно задействован потенциал «спутниковой ниши» в широкополосном мире, и остро ли ощущается конкуренция со стороны проводных и мобильных технологий?

Спутниковая связь является важнейшим и неотъемлемым элементом мирового рынка телекоммуникаций, и общий тренд на развитие ШПД и рост рынков телерадиовещания не мог не отразиться на этой отрасли. Строительство и запуск новых спутников, работающих в новом широкополосном Ка-диапазоне, – это общемировая тенденция. Хочется отметить также, что намеченное развитие Ka-диапазона в России из-за потери космического аппарата «Экспресс-АМ4» идет с небольшим запаздыванием, если сравнивать с ведущими мировыми операторами спутниковой связи, которые развернули сети спутникового широкополосного доступа несколько лет назад. Да, конечно, конкуренция на рынке ШПД между проводными, беспроводными, в том числе спутниковыми, технологиями существует, но скорее всего на российском рынке они будут дополнять друг друга. Здесь характерен пример США, где, несмотря на развитость телекоммуникационной инфраструктуры, операторы спутникового доступа в Ка-диапазоне, Hughes и ViaSat, смогли подключить около миллиона абонентов, и рост абонентской базы уверенно продолжается.

– Какие перемены произошли на рынке спутниковой связи за последние несколько лет, какие тренды и тенденции обозначились, куда направлен вектор развития этого рынка?

– Прежде всего надо отметить, что рынок спутниковой связи в последние пять лет рос темпами, превышающими рост мирового рынка телекоммуникаций. Это свидетельствует об увеличивающейся роли спутниковой отрасли. Кроме того, отрасль консолидируется. Происходит интеграция бизнеса крупных компаний и, как следствие, усиление конкурентной борьбы.

Жесткая конкуренция способствует объединению усилий операторов. Крупные игроки ищут новые формы взаимодействия с региональными компаниями.

Думаю, эти тенденции сохранятся и в будущем. Консолидация усилий операторов по рациональному использованию ограниченного орбитально-частотного ресурса пойдет на пользу всем участникам глобального рынка.

– В какой стадии находится строительство новых космических аппаратов непосредственного спутникового вещания «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», которые планируется запустить в III квартале 2013 г.? Какую роль сыграют эти спутники в реализации стратегии ГПКС, ориентированной на сервисную модель?

– Спутниковые технологии наиболее эффективны именно в организации непосредственного ТВ-вещания. Даже в Европе, опутанной кабелями. ГПКС планирует запуск двух новых космических аппаратов для развития систем непосредственного вещания.

К созданию «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» привлечены компании Thalеs Alenia Space (по модулям полезных нагрузок) и «Информационные спутниковые системы» (модули служебных систем и КА в целом). Контрактами предусматривается практически полное повторение технологических циклов создания этих КА с опережением на три месяца работ по «Экспресс-АТ2» (как более простому). Оба КА запускаются совместно, одной РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М». В компании Thalеs Alenia Space завершены сборка и электроиспытания ретранслятора КА «Экспресс-АТ2». Поставка модуля полезной нагрузки в целом в ИСС запланирована на октябрь. Ретранслятор КА «Экспресс-АТ2» в стадии сборки; поставка модуля полезной нагрузки в целом ожидается в декабре этого года.

Критичным для КА «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» является создание в ИСС модулей служебных систем. К сожалению, сроки их изготовления отстают от контрактных на 3–3,5 месяца.

– Эксперты отмечают, что ставшие нормой отказы оборудования спутников «Экспресс» на половине срока эксплуатации наносят репутационный ущерб ГПКС. Согласны ли вы с утверждением, что для повышения надежности услуг ГПКС в состав орбитальной группировки необходимо ввести несколько зарубежных КА с подтвержденным сроком эксплуатации 15 лет, чтобы подстраховать спутники, где изготовителем платформы выступает российская компания?

– Действительно, на основе глубокого анализа текущего состояния группировки и перспектив ее развития мы пришли к выводу, что не менее четырех КА с подтвержденным 15-летним сроком активного существования должны войти в орбитальную группировку ГПКС, чтобы повысить надежность ее функционирования. С этой целью в компании EADS Astrium заказаны и сейчас изготавливаются КА «Экспресс-АМ7» и «Экспресс-АМ4R», которые займут ключевые для России орбитальные позиции – соответственно 40° в.д. и 80° в.д.

Когда мы будем уверены, что можем прогнозировать предоставление услуги связи и федерального телерадиовещания на все пять вещательных зон, можно будет говорить о постепенной замене КА. И если появится аппарат отечественного производства – конечно, он найдет свое место в группировке. Но здесь нам не надо лукавить, а надо задать себе вопрос: как измерить степень «отечественности» – в граммах, в долларах? Если полезная нагрузка (а она изготавливается за рубежом) составляет 70% стоимости КА – насколько спутник с этой нагрузкой отечественный, даже если он собран руками наших специалистов?..

Честно говоря, мы внутренне негодуем, когда нас обвиняют в том, что мы «не поддерживаем» отечественного производителя (тем более что в общем объеме заказов ИСС заказы ГПКС составляют единицы процентов). Может быть, его нужно поддерживать как-то иначе? Я считаю, самое ценное, что есть в этой жизни, – не «железки», а люди и их интеллект. И в рамках проектов «Экспресс-АМ5»  и «Экспресс-АМ6» в процесс создания полезных нагрузок этих КА были вовлечены специалисты НИИР. В результате собран работоспособный коллектив, который прошел на этих проектах серьезную школу. Не хотелось бы, чтобы этот потенциал остался невостребованным в дальнейшем.

В рамках проектов «Экспресс-АМ4R» и «Экспресс-АМ7» с компанией Astrium мы ввели обучение специалистов российских предприятий из РКК «Энергия» и НИИР. Около 60 человек сначала слушали лекции, сейчас на производстве в Тулузе проходят практику. Обогнать мировых лидеров не догоняя – задача тяжелая, но она может быть решена.

– 45 лет назад начались первые регулярные спутниковые передачи сигнала центрального телевидения в системе «Орбита». Приказом Минсвязи СССР была образована Станция космической связи, которая со временем стала головным государственным оператором космической группировки связных искусственных спутников Земли – государственным предприятием «Космическая связь». Чем для вас лично знаменателен этот юбилейный год?

Вопреки неудачам, преследующим ракетно-космическую отрасль России, главным нашим достижением является опыт и квалификация команды ГПКС, формирование которой не прекращалось все эти годы. ГПКС сегодня входит в десятку крупнейших первичных операторов мира и имеет все шансы закрепиться в пятерке мировых лидеров к 2020 г. – такую цель мы определили для себя в стратегии-2020. Смотреть далеко вперед трудно, но интересно.

Продолжение беседы – в одном из следующих номеров «ИКС».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!