Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 09-10 2016
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 ноября 2016

Спутник ищет себя в интернете вещей

После того как Международный союз электросвязи объявил интернет вещей основным направлением глобального развития человечества, свое место в этом процессе начали искать все операторы связи, в том числе спутниковые.

Во всяком случае одной из главных тем 21-й Международной конференции Satcomrus-2016 стала как раз тема перспектив использования спутниковой связи для интернета вещей в России. Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства связи Игорь Чурсин,  в ближайшие годы нас ждет астрономический рост интернета вещей и к 2020 г. к Сети, по прогнозам, будут подключены от 25 до 70 млрд устройств. И хотя большинство из них будут подключены через наземные сети, даже доли процента, которые достанутся спутниковой связи, создадут немалый трафик данных и отрасли надо быть к этому готовой.

Ресурсы для вещей

Своим местом в экосистеме интернета вещей уже озаботился ведущий российский оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь». По словам гендиректора ГПКС Юрия Прохорова,  ресурсы у компании для этого есть, в том числе частотные. Их объем составляет сейчас 20,5 ГГц (т.е. по сравнению с 2013 г. они увеличились в 2,1 раза). Начиная с 2015 г. на российском и зарубежных рынках сложился профицит спутниковой емкости и, как следствие, резко снизилась стоимость спутникового ресурса в традиционных диапазонах частот. Ну а в России к профициту добавился экономический кризис, и в результате усилилась конкуренция с зарубежными спутниковыми операторами. Кроме того, операторы фиксированной спутниковой связи на своих традиционных рынках впервые столкнулись с конкуренцией со стороны операторов спутников с высокой пропускной способностью, расположенных на геостационарной орбите. А к 2020 г. ряды конкурентов пополнят операторы низкоорбитальных и среднеорбитальных спутников фиксированной и подвижной спутниковой связи, которые уже анонсировали крайне низкие цены на свои услуги.

ГПКС подсчитало, что в сегменте интернета вещей с участием домашних персональных устройств к 2020 г. рост трафика не превысит 0,5%, трафик интернета вещей в промышленности увеличится на 10%, а самый большой рост продемонстрирует интернет вещей с участием подвижных объектов авиационного, железнодорожного, морского и автомобильного транспорта – в 10 раз по сравнению с нынешними объемами. Именно в этой сфере очевиден спрос на спутниковую связь для интернета вещей. По идее до 2020 г. нынешних мощностей ГПКС должно хватить для обслуживания этих подвижных неживых пользователей, а потом придется принимать меры: к 2025 г. ГПКС планирует довести пропускную способность своих систем связи с подвижными объектами до 2 Гбит/с и для этого предполагает запустить семь новых спутников на геостационарные орбиты и четыре спутника на высокие эллиптические орбиты, которые позволят увеличить орбитально-частотный ресурс в Ku- и С-диапазонах в 1,7 раза – с нынешних 20,5 ГГц до 35 ГГц. В частности, в предоставлении новых для России видов услуг связи с подвижными объектами (морские и речные суда, автомобили, поезда и самолеты) и непосредственного звукового и мультимедийного вещания в Ku-диапазоне частот будут задействованы четыре высокоэллиптичных спутника серии «Экспресс-РВ».

Опередить 5G

Конечно, для интернета вещей сегодня разворачиваются наземные сети 5G. Но, как напомнил региональный вице-президент компании Eutelsat Николай Орлов, на их постройку уйдет как минимум пять лет, и спутник является наилучшим решением, которое может быть предоставлено уже сейчас. Сама компания Eutelsat надеется принять участие в разделе этого рынка со своей технологией SmartLNB. Эта технология реализована в спутниковом устройстве, которое устанавливается на существующую спутниковую ТВ-антенну. Оно обеспечивает прием сигнала в Ku-диапазоне и обратный канал в Ku- или Ка-диапазоне со скоростью 200 кбит/с, которой вполне достаточно для трафика М2М и интернета вещей. В настоящее время цена устройств SmartLNB составляет $330 за штуку (в США, Германии и Франции их установлено в общей сложности около 8 тыс.), но через год компания планирует выпустить их новое поколение стоимостью не более $100 и уж тогда, как ожидается, счет продажам пойдет на десятки тысяч.

Гѓ‚. Гѓ„îíèàíö: «Ã‡ГѓВ ГѓВ¤ГѓВ ГѓВ·ГѓВ  êîíêóðåíöèè ГѓВ±ГѓВЇГѓВіГѓВІГѓВ­ГѓВЁГѓВЄГѓВ  ГѓВ± Гѓ‚ГѓВЋГѓ‹Гѓ‘ ГѓВЇГѓВ® öåíå ГѓВЁ âðåìåííîé çàäåðæêå – òÿæåëàÿ, ГѓВ­ГѓВ® ðåøàåìàÿ»

Отрасль спутниковой связи может предложить рынку много разнообразных сервисов, но, как подчеркивает гендиректор компании «Зонд-Холдинг» Виктор Донианц, используемые в них технологии должны быть способны конкурировать с ВОЛС, а это означает (помимо возможности дотянуться до абонента в любую точку земного шара) высокую пропускную способность, сходную задержку сигнала и сравнимые цены. Все эти параметры заявлены у системы спутниковой связи СКИФ. Она предполагает запуск в 2019–2020 гг. на средние орбиты шести-восьми спутников, которые должны накрыть всю территорию РФ. Согласно проекту, для которого необходимы инвестиции в размере $50 млн, себестоимость полосы 1 Мбит/с в месяц для оператора составит всего $9,65, суммарная пропускная способность канала – 36 Гбит/с, а минимальная задержка сигнала – 26,9 мс. Меньшие задержки (4 мс) гарантирует среди будущих систем спутниковой связи только OneWeb стоимостью $3,5 млрд. Ее 720 (!) спутников расположатся на низкой околоземной орбите.

Спуститься еще ниже для еще большего сокращения задержек сигнала предлагает компания Thales Alenia Space, разрабатывающая мультисервисную платформу Stratobus, которая будет базироваться на дирижабле. Как рассказал региональный директор компании в России Ашот Бакунц,  это будет автономный стратосферный аппарат весом 6 т, висящий на высоте 20 км. Он может работать в качестве обычного ретранслятора и решать проблемы последней мили в отдаленных регионах. На него можно установить оборудование для дистанционного зондирования поверхности земли, наблюдения за наземными объектами и т.д. Обойдется он заведомо дешевле спутника, а в случае неполадок его можно будет спустить на землю для проведения ремонтных работ. Первый образец Stratobus планируется продемонстрировать в 2018 г., а уже в 2020 г. предполагается начать эксплуатацию этого решения.

VSAT против ВОЛС и менталитета

Однако дирижабли – дело, пусть и недалекого, но будущего, а сегодня российские операторы спутниковой связи, которые привыкли работать с геостационарными аппаратами, пребывают в замешательстве. Гендиректор МОКС «Интерспутник» Вадим Белов признает, что компания еще не нашла свое место в новой реальности. Но она активно старается это сделать: есть попытки совместных проектов с сотовым оператором МТС и оператором спутникового телевидения «Триколор ТВ», а также проект предоставления розничных услуг спутникового интернет-доступа на Дальнем Востоке с использованием Ка-диапазона, но он пока идет довольно туго.

У VSAT-операторов ситуация тоже не блестящая. Гендиректор «РТКомм.РУ» Александр Роговой  отмечает, что в Ku-диапазоне возможности для прорыва не просматриваются, поскольку на этот рынок активно выходят мобильные операторы, осваивающие новые территории, а VSAT конкурировать с ними по скорости и цене не может. Много лет у нас говорилось о перспективах Ка-диапазона в деле открытия массового рынка спутникового интернета. Перспективы в принципе никуда не делись, но цены на оборудование и услуги слишком высоки для среднего домашнего и SMB-пользователя.

С. Пехтерев: «Либо нам поможет государство, во что я не верю, либо мы что-то сами придумаем, чтобы раскачать лодку VSAT»

Разница в реальной стоимости спутникового интернета для домашних пользователей в США и в России, по словам гендиректора компании «Московский телепорт» Сергея Пехтерева,  колоссальная: чтобы купить клиентский комплект и пользоваться интернетом в течение двух лет, средний американец должен работать около двух недель, а средний россиянин – 1,7 года. Тарифы на трафик для тех и других уже почти сравнялись (спасибо ГПКС и «Газкому»), так что основная проблема – в цене оборудования. Минимальная стоимость клиентского комплекта сейчас составляет 30 тыс. руб. Причем оборудование разных производителей несовместимо друг с другом, и образовавшийся на рынке «зоопарк» никак не способствует снижению цен. Дотировать покупку оборудования абонентами VSAT-операторам тяжело, наладить в России производство этого оборудования, как предлагает А. Роговой, – тоже сложная проблема, которая к тому же требует поддержки государства.

Столь же серьезным препятствием для популяризации и продвижения Ка-интернета на рынок практически все VSAT-операторы считают давно сложившееся у рядовых абонентов мнение, что спутниковая связь – это медленно и дорого. Например, в «КБ «Искра» при запуске специального продукта для домашних пользователей, чтобы избавиться от ассоциации с дорогой и недоступной спутниковой технологией, был даже создан отдельный бренд, однако прорыва так и не случилось. Все понимают, что переломить этот стереотип в одиночку ни одному из работающих на рынке VSAT-операторах не под силу. Денег на массированную рекламную пропаганду прелестей Ка-интернета у них нет. Сегодня, по данным С. Пехтерева, в год в стране появляется от двух до четырех тысяч VSAT-станций Ка-диапазона, а нужно – хотя бы 20 тыс. Но для создания такой клиентской базы опять же нужна реклама.

Так что пока прекрасные спутники с мощными Ка-транспондерами простаивают, хоть и движутся при этом по орбите со скоростью порядка 3 км/с. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!