Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2012
Максим ЛУНЬКОВ  13 ноября 2012

Умный выбор умных услуг

Умных городов в мире сейчас единицы. В России они пока только планируются и проектируются на основе преимущественно западного опыта и технологий. Главное здесь – правильно выбрать умные сервисы, оптимальные для данного города.

Максим ЛУНЬКОВ, руководитель направления по созданию «умных» и подключенных сообществ, CiscoВ российских проектах, которые можно отнести к категории построения умного города или какой-то его части, чаще всего используются известные технологии, уже реализованные в международных аналогах, но все чаще применяются и локальные разработки. Конечно, у российских версий таких проектов есть свои социальные и климатические особенности, но кардинальные их отличия – в организации финансирования. В большинстве случаев инициатива запуска и финансирование исходят от федеральных властей. Частные компании в России неохотно идут на участие в подобных проектах из-за длительных сроков возврата инвестиций (обычно 7–10 лет) и недоступности в стране «длинных» денег. На Западе же обычно используется государственно-частное (или муниципальночастное) партнерство. Например, в проекте «умного района» в Барселоне муниципалитет финансирует построение основной телекоммуникационной инфраструктуры и затем предоставляет каналы связи в аренду независимым инвесторам, которые на этой базе разрабатывают собственные решения, приложения и дополнительные услуги, предназначенные для пользователей. Как показывает практика, такая бизнес-модель довольно хорошо работает.

Понятно, что соотношение государственного и частного финансирования конкретных сервисов сильно зависит от характера услуг и приложений. Если это услуги по общественной безопасности и организации дорожного движения с использованием интегрированных систем видеонаблюдения, то для них чаще всего и заказчиком, и потребителем услуг выступает муниципалитет или государство. Вряд ли можно себе представить услуги коммерческого видеонаблюдения в рамках общегородской системы безопасности, но, например, за распознавание номера автомобиля с последующим автоматическим открытием ворот придомовой парковки клиент наверняка согласится заплатить. Ну а корпоративных пользователей могут заинтересовать услуги виртуального офиса, в том числе с использованием VPN-каналов и ВКС-связи. С помощью аналогичных систем можно организовать дистанционное обучение или медицинское обслуживание жителей. И все эти коммерческие сервисы могут работать на базе муниципальной телекоммуникационной инфраструктуры.

Но при проектировании систем умного города важно определиться с набором умных услуг. Список подобных сервисов, которые технически можно реализовать уже сейчас, насчитывает порядка 200 позиций. На внедрение всех не хватит никаких денег даже у самых богатых городов. Среди них надо выбрать те, которые будут наиболее востребованы как муниципалитетами и государственными службами, так и корпоративными клиентами и частными потребителями конкретного города. Исходя из списка умных услуг готовятся соответствующие технологические решения и происходит дальнейшее проектирование. При этом необходимо понимать, что чем больше умных сервисов планируется, тем более затратной будет их реализация, что, в свою очередь, скажется на сроках и возможности возврата инвестиций. Город можно сделать «умным», заплатив за это «умную» цену.  

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!