Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2013
Лилия ПАВЛОВА  09 апреля 2013

Навигация двойного применения

Именно такая ситуация возникнет на рынке после запуска в 2014 г. «ЭРЫ-ГЛОНАСС»: социальная система станет катализатором массового рынка спутниковой навигации на транспорте. За его долю готовы побороться и операторы связи.

Новый игрок номер один

В течение трех лет флагманом проекта выступала компания «Навигационно-информационные системы» (ОАО «НИС») – федеральный сетевой оператор системы ГЛОНАСС и единственный исполнитель работ по проекту создания системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». С прошлого года постановлением и распоряжением правительства эти задачи возложены на новую структуру – некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»), в которое помимо НИС входят сегодня МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «РТКомм.РУ» («Ростелеком»), «Яндекс», ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», «Сумма Телеком», ГК «Транзас». По задумке правительства, такое партнерство позволяет организовать некую экосистему производителей устройств на базе навигационных технологий и разработчиков сервисов на основе этих устройств. Возглавляет новую структуру Александр Гурко, бывший гендиректор ОАО «НИС».

А. Гурко: «Проект НП «ГЛОНАСС» будет работать по модели MVNO на сетях большой тройки, что позволяет убрать слой взаимоотношений между роуминговыми партнерами и сформировать «единое окно» для потенциальных пользователей системы и единую точку ответственности за качество услуги, надежность которой повышается при использовании ресурсов трех операторов. По мнению Александра Поповского, вице-президента МТС, в перспективе и в случае целесообразности к тройке могут быть добавлены и другие операторы мобильной связи. «Для нас было бы удобнее работать без MVNO, но другим участникам рынка, потенциальным операторам навигационных услуг, страховым компаниям лучше договариваться с объединенной силой, чем с каждым оператором отдельно, – заметил А. Поповский. – Что не отменяет возможности заключения отдельного соглашения с оператором, и сейчас мы обсуждаем технические аспекты такой возможности».

Что касается бывшего игрока номер один, то ОАО «НИС», как сообщил на III международном конгрессе «ЭРА-ГЛОНАСС» советник гендиректора компании Валерий Дегтярев, остается одним из основных исполнителей проекта – создает общенациональную навигационно-информационную инфраструктуру, формирует региональную сеть дочерних операторских компаний, разрабатывает типовые технические решения для транспортной телематики. Готовясь к грядущей конкуренции, компания ввела в свою стратегию новое направление – разработки с привлечением технологических партнеров устройств и сервисов сегмента М2М для массового рынка, потенциал которого начнет активно монетизироваться после запуска системы экстренного реагирования при авариях. Если в 2012 г., по оценке НП «ГЛОНАСС», объем российского навигационного рынка на транспорте (системы, решения, оборудование, услуги) составил 15 млрд руб., то в 2015 г. он достигнет 120 млрд.

Первым делом – коридоры

Основа наземной инфраструктуры связи «ЭРА-ГЛОНАСС» – полное радиопокрытие автодорог, в первую очередь федеральных трасс, входящих в транспортные коридоры Север–Юг и Восток–Запад. По словам А. Поповского, в покрытие трассы «Амур» большая тройка в прошлом году вложила 2 млрд руб., а в нынешнем инвестирует в новые проекты 3 млрд. Связано это с новым распоряжением правительства, выпущенным в декабре 2012 г. и обязывающем операторов обеспечить в 2013 г. 100%-ное радиопокрытие транспортных коридоров (сейчас покрытие федеральных трасс МТС обеспечивает на 82%, «МегаФон» – на 75%, «ВымпелКом» – на 73%). Для выполнения этой задачи операторам потребуется построить 58 базовых станций – 52 в ДФО, две в СФО и четыре в Республике Калмыкия. При этом, как отметил на конгрессе Вартан Хачатуров (Минкомсвязи РФ), для приемки работ выбран новый критерий: будет проверяться не просто покрытие, а приоритетность установления экстренного вызова и передачи необходимых данных.

Иначе говоря, вызов в случае ДТП должен быть завершен обязательно; даже если БС перегружена, оператор должен снять один из обычных вызовов и предоставить канал связи для экстренного. Внедрение необходимых для реализации данного требования систем требует масштабных технических изменений на сетях операторов, но в настоящее время большая тройка уже тестирует эти системы – так называемые тональные модемы. К слову, аналогичная работа ведется и в странах Европы, где внедряется система eCall. Как сообщил координатор этого проекта Энди Рук, европейские операторы мобильной связи обязались к 2014 г. обеспечить полное покрытие автодорог (оказывается, и там нет 100%), а также модернизировать старые сети, не обеспечивающие приоритетность экстренного вызова или передачу нужного набора данных.

Одновременно с «мобилизацией» транспортных коридоров, проходящих по территориям 31 субъекта РФ, в этих регионах разработаны целевые программы, включающие мероприятия по созданию региональных информационно-навигационных систем, которые будут взаимодействовать с ГАС «ЭРА-ГЛОНАСС». Их операторами выступят организованные в каждом из регионов дочерние компании членов НП «ГЛОНАСС» (в числе материнских компаний, кроме НИС, «МегаФон» и «Сумма Телеком»), которые должны не только создать собственно региональные системы, но и обеспечить подключение к ним транспорта, оборудованного терминалами с ГЛОНАСС, и предоставление услуг транспортной телематики на территориях своих регионов. На финансирование региональных целевых программ будут выделяться средства федерального бюджета и членов НП «ГЛОНАСС»; инвестиции составят соответственно порядка 2,4 млрд и 2,3 млрд руб. По словам А. Гурко, решения на основе технологий ГЛОНАСС и механизмы их внедрения (в том числе финансовые), апробированные в регионах транспортных коридоров, в ближайшее время будут распространены и на оставшиеся 52 субъекта РФ. 

Спасение плюс

В плотном графике задач НП «ГЛОНАСС» на 2013 г., закрывает который позиция «сдача заказчику системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в полном объеме», есть пункт «доработка навигационно-информационной платформы с целью обеспечения технической возможности подключения сервис-провайдеров и агрегаторов данных, разработка макетов дополнительных приложений». В качестве расширенных функций терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» можно, например, рассматривать использование его для реконструкции обстоятельств ДТП (сохранение данных о параметрах движения транспортного средства до, во время и после происшествия; сохранение данных о состоянии систем транспорта в этот период времени и предоставление сохраненной информации по запросу, в том числе через сети подвижной связи). Терминалы способны помочь и в предотвращении ДТП: участники дорожного движения могут передавать через них сообщения о чрезвычайных и опасных ситуациях, специализированный оператор – информировать их по ходу движения о проблемах на дороге в заданной географической области. Более того, предотвратить ДТП могут сами системы, общаясь между собой посредством технологий М2М.

Можно предположить, что владельцы автотранспорта согласились бы доплатить и за унификацию терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» с другим автомобильным оборудованием – системами мониторинга, сбора за пользование дорогами общего назначения, контроля режима труда и отдыха водителей (тахографы), сбора оплаты за проезд в пассажирском транспорте и др. Действительно, четыре-пять систем на одной машине или автобусе – мягко говоря, перебор. 

Установка телекоммуникационных блоков в автомобилях (модули навигации UMTS 900 и 2100 МГц) открывает колоссальные возможности для развития новых, по-настоящему массовых коммерческих сервисов. Операторы связи и сервис-провайдеры видят свою роль в оказании услуг автопроизводителям и непосредственно владельцам транспортных средств – физическим и юридическим лицам; контент-провайдеры заинтересованы в доставке сервисов непосредственно в автомобили (пробки, развлекательный и информационный контент); страховые компании готовы обеспечить услуги интеллектуального страхования. К коммерческим услугам также относятся сервисы полноценных ИТС, управление дорогами в режиме реального времени, высокоточное позиционирование и др. Как заметил Григорий Сизов («ВымпелКом»), бизнес-модель монетизации всех этих сервисов потенциальные участники рынка рассматривают как возможность предоставления в автомобили услуг, отделенных от основной функции системы «ЭРА-ГЛОНАСС» – обеспечения безопасности, за которую в ответе MVNO. При этом важно именно сейчас, на этапе дизайна системы и формирования общей бизнес-модели партнерства, создать механизмы, которые позволили бы в максимально открытом режиме всем участникам рынка воспользоваться преимуществами «ЭРА-ГЛОНАСС» для развития новых услуг, считает его коллега из МТС. По мнению А. Поповского, интерес сотовых операторов должен быть сообразен их инвестициям в покрытие автодорог, необходимое для функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС», – и они в обязательном порядке будут настаивать на присутствии во всех бизнес-моделях, связанных с дополнительными коммерческими сервисами на основе терминалов, которые будут устанавливаться в автомобилях в рамках развертывания системы.

Похоже, что посланные волею государства на реализацию социально значимого проекта операторы связи твердо намерены побороться за свои коммерческие интересы и свою долю будущего рынка массовых навигационных услуг на автотранспорте. В добрый путь.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!