Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Денис ЗЫРЯНОВ  07 мая 2013

Интерес банков к мобильным платежам – позитивный фактор

Возникшая несколько лет назад конкуренция между банками и сотовыми операторами за кошелек абонента уже в прошлом. Бывшие соперники осознали, что для развития рынка мобильных платежей они должны работать сообща. А действуя в одиночку, да еще и по принципу «все отнять и поделить», российский аналог PayPal не построишь, считает Денис ЗЫРЯНОВ, директор по финансовым услугам MegaLabs.

Денис ЗЫРЯНОВ, директор по финансовым услугам MegaLabs– Денис, в том, что рынок мобильных платежей интересен сотовым операторам, сомневаться не приходится. А насколько он интересен банкам?

За последние пять лет рынок мобильных платежей вырос не на проценты, а в разы. Сегодня далеко не каждый рынок может похвастаться таким ростом. Во многом позитивную роль сыграло принятие закона «О национальной платежной системе». Банки увидели, что платежи с мобильного счета – понятная, прозрачная и, самое главное, поддерживаемая государством бизнес-модель, а не какая-то полулегальная схема. Поэтому сегодня все больше банков смотрит в сторону этого бизнеса с интересом.

Почему рынок быстро растет? Я уверен, что главный фактор роста – удобство мобильных платежей для клиента. Даже сейчас, когда «зарплатные» или кредитные карты есть у многих, оплатить в интернете товар и услугу с телефона зачастую проще и удобнее, чем при помощи карты. Достаточно ввести свой номер и подтвердить платеж по SMS. Но при этом нужно понимать, что мобильные платежи – это все же микроплатежи. С помощью телефона абоненты не покупают авиабилеты или дорогую бытовую технику. Да и мобильный счет у большинства клиентов редко превышает тысячу рублей.

– Как вы строите работу в области мобильных платежей? С какими банками сотрудничаете?

– В отличие от других операторов большой тройки MegaLabs, подразделение «МегаФона», отвечающее за финансовые услуги, имеет партнерские отношения с несколькими банками. Наши партнеры по проведению расчетов – QIWI-Банк, банки «Таврический» и «Платина», «Мастер-Банк», а также расчетное НКО «Рапида». Выбор партнера для каждой конкретной транзакции происходит очень просто – если клиент хочет оплатить что-то на сайте QIWI, то расчеты по его платежу будет осуществлять QIWI-Банк и т.д.

В целом бизнес-направление мобильных платежей разделено у нас на два больших блока. По первому направлению, B2B, MegaLabs для партнеров выступает в роли некого платежного шлюза и источника доходов. Абонент «МегаФона» платит за услуги партнера, а мы получаем определенную часть от переведенных им денег. В этом смысле наша задача – расширять список партнеров, чтобы клиенты могли оплачивать услуги широкого числа компаний. Этим мы увеличиваем количество платежей, а значит, и оборот компании.

Второй блок – B2C. Тут MegaLabs разрабатывает для «МегаФона» брендированные финансовые продукты. Мы уже выпустили мобильное приложение «МегаФон Деньги» и одноименный веб-портал, виртуальную карту «МегаФон» – Visa, а также сервис денежных переводов money.megafon.ru. В этом сегменте наша задача – сделать финансовые сервисы «МегаФона» максимально удобными, понятными и защищенными, а также обеспечить маркетинговую поддержку, чтобы как можно больше клиентов ими пользовалось.

Поскольку сегмент B2B начал развиваться значительно раньше, неудивительно, что на его долю приходится больше половины бизнеса по оборотам и по количеству клиентов. Однако мы видим, что рынок собственных финансовых услуг растет очень динамично. Поэтому я думаю, что к концу 2013 г. оба направления по обороту и количеству клиентов сравняются.

– Какие новые тенденции в сфере мобильных платежей вы отмечаете?

– Сейчас мобильным операторам для того, чтобы стать наравне с банками одним из двух главных каналов осуществления любых дистанционных платежей, не хватает консолидации. Слишком много самостоятельных и не всегда качественных решений, которые только дезориентируют потребителя. Сотовые операторы лишь недавно осознали, что развивать этот рынок разумней всем вместе. Что это сфера не для конкуренции, а для партнерства. В рамках соглашения, заключенного операторами около года назад, действует правило: если новый поставщик услуг заключает соглашение с одним из операторов, то это автоматически означает, что два других оператора также могут предлагать своим абонентам оплачивать его услуги. В результате такого партнерского обмена выигрывают все. Провайдерам теперь не нужно заключать договор с каждым из операторов по оплате услуг с мобильного счета, а операторы расширяют пул своих партнеров, что удобно для их абонентов.

Следующий разумный шаг – создание единого сервиса для абонентов всех российских сотовых сетей, единого бренда, который ассоциировался бы у клиентов со способом оплаты через операторов. Сегодня этого нет, но в данном направлении мы движемся.

– Каким, на ваш взгляд, станет рынок мобильных платежей через несколько лет?

– Посмотрите на любой рынок. На старте всегда много участников, но в процессе развития происходит его консолидация. Рынок электронных и мобильных платежей не исключение. Я думаю, что через несколько лет сохранятся две-три системы интернет-платежей, которые фактически станут стандартом для осуществления большинства расчетов в Сети. Это могут быть международные игроки, такие как PayPal, компании с «русскими корнями» – QIWI, «Яндекс.Деньги», WebMoney Transfer – или какие-то новые предложения от международных платежных систем Visa и MasterCard. Консолидация – это всегда лучшие решения, лучшая управляемость отрасли, способность к саморегуляции. Все эти изменения будут стимулировать нас работать еще лучше, а значит, принесут пользу клиенту.

Что касается мобильных платежей, то, на мой взгляд, они начнут «перетекать» в мобильные приложения. Это будут как специализированные мультиплатежные сервисы, так и приложения, созданные для решения совсем других задач, где функция оплаты чего-либо будет дополнительной полезной опцией.

Также не стоит забывать о стремительном росте продаж смартфонов, планшетов и других абонентских устройств. В текущем году по различным оценкам только смартфонов будет продано в два-три раза больше, чем годом ранее. А значит, рынок мобильных платежей будет уверенно расти. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!