Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2013
Лилия ПАВЛОВА  10 декабря 2013

На сервисной орбите

Практически все первичные операторы спутниковой связи направляют значительные инвестиции на расширение своего космического флота, поскольку толщина портфеля заказов прямо пропорциональна количеству аппаратов на орбите.

В нынешнем десятилетии в мире планируется запустить около 1145 спутников всех типов, на производство и запуск которых будет затрачено порядка $196 млрд, сообщает Euroconsalt.

С точки зрения планов российская отрасль спутниковой связи и вещания вполне в мировом тренде, намереваясь к 2020 г. вывести на геостационарную орбиту (ГСО) больше десятка спутников. К этому времени ГПКС рассчитывает увеличить свою долю выручки в мировой копилке с нынешних 3% до 8% и восстановить утерянные позиции в рейтинге первичных операторов спутниковой связи, который ежегодно составляет SpaceNews исходя из оборота компаний. После шестой строки в 2008 г. ($228,1 млн) компания шаг за шагом спускалась вниз – и в 2012 г. оказалась на 12-м месте с $209 млн. В третьей десятке стабильно держатся «Газпром космические системы» ($81,3 млн, 23-е место) и «Интерспутник» ($80 млн, 24-е место). Для сравнения: суммарный оборот тройки мировых лидеров – Intelsat, SES и Eutelsat – составил в 2012 г. $6,68 млрд.

Дежавю и новые надежды

Заканчивается 2013 г., а проблемы главного в России первичного оператора спутниковой связи и вещания – ГПКС (доля рынка 70%) – не только не решены, но за последние два года обострились. Потеря надежд на ликвидацию дефицита спутниковой емкости в связи с гибелью в 2011 г. КА «Экспресс-АМ4», а затем и МД2 усугубилась в этом году «похоронками» на «Экспрессы» АМ1 и МД1. В результате постоянно приходится переводить клиентов с одних КА на другие, а то и вовсе возникают «сервисные паузы». Сейчас на орбите ГПКС осталось восемь спутников, большинство из которых требуют замены с разной степенью срочности. Все упования – на новые аппараты, запуск которых откладывается из года в год. Напомним, два года назад планировалось вывести на орбиту в 2012–2013 гг. шесть «Экспрессов» – МД2 (145° в.д.), АМ5 (140° в.д.), АМ6 (53° в.д.), АТ1 (56° в.д.), АТ2 (36° в.д.), АМ8 (14° з.д.). А в 2014 г. еще три КА – АМ4R (80° в.д.), АМ7 (40° в.д.), АМ9 (103° в.д.). Не случилось. Сроки сдвигались, планы корректировались, и теперь они выглядят следующим образом (см. таблицу).

Перспективные спутники ГПКС

КА

 Точка

на ГСО

Год

запуска

«Экспресс-АМ5»

140° в.д.

2013

«Экспресс-АМ6»

  53° в.д.

2014

«Экспресс-АТ1»

  56° в.д.

2014

«Экспресс-АТ2»

140° в.д.

2014

«Экспресс-АМ8»

  14° з.д.

2014

«Экспресс-АМ7»

  40° в.д.

2014

«Экспресс-АМ4R»

  80° в.д.

2014

«Экспресс-АМУ1»

  36° в.д.

2015

Источник: ГПКС

Если все пойдет по плану, дефицит спутниковой емкости будет устранен – и оператор сможет сосредоточиться не на латании дыр на ГСО, а на расширении зоны обслуживания и новых услугах. Похоже, ровно те же слова мы повторяем уж не первый год, и в очередной раз привкус дежавю смягчается перспективами благополучного выполнения планов. К тому же буквально этой осенью жизнь в лице двух российских операторов подарила рынку новый букет надежд: ГПКС и «Газпром космические системы» (ГКС) договорились о создании до 2017 г. в Щелкове (Московская область) сборочного производства космических аппаратов. В совместном сообщении компаний также отмечается, что до 2025 г. ГПКС планирует заказать и запустить на орбиту не менее 15 новых КА, а ГКС – до 2030 г. создать новую спутниковую группировку, состоящую из 21 спутника дистанционного зондирования Земли и шести спутников связи. А пока в ожидании светлого будущего рынок живет своей трудной, но интересной жизнью.

Платное ТВ в массы

Традиционно основные потребители спутниковой емкости – телерадиовещатели, госсектор и корпоративные пользователи. По планам Россвязи, к 2015 г. больше 60% спутникового ресурса ГПКС будет задействовано под решение госзадач, обусловленных в основном реализацией мероприятий ФЦП развития телерадиовещания. До начала перевода эфирного ТВ на цифру на государственные нужды отводилось около 30% спутниковой емкости – для систем специального назначения, обеспечения универсальных услуг связи (к 2009 г. для подключения таксофонов и ПКД было установлено и подключено более 11 тыс. станций спутниковой связи), организации доступа в интернет для школ (более 7 тыс. станций). На коммерческий VSAT-рынок приходилось около 10% спутникового сегмента.

Но времена меняются, нацпроекты не бесконечны – и основными драйверами рынка спутниковой связи становятся спутниковый ШПД и СНТВ. Если сейчас доля телерадиовещания составляет около 18% общего спроса на емкость спутников ГПКС, то к 2015 г. оператор намерен увеличить ее в своем портфеле заказов до 35% и войти в пятерку мировых лидеров по количеству транслируемых программ.

Сегодня в российском сегменте СНТВ, насчитывающем около 16 млн абонентов, работают пять операторов – «Триколор ТВ» (спутники Eutelsat 36A, 36B, «Бонум-1»; более 13 млн абонентов), «Орион Экспресс» (Intelsat-15, Horizons 2; более 1,6 млн), «НТВ-Плюс» (Eutelsat 36F, 36B, DirecTV-1R, «Бонум-1»; 650 тыс.), «Радуга ТВ» (ABS-1; более 500 тыс.) и «Актив ТВ» (Intelsat-904; более 100 тыс.). Два лидера рынка задают тон – ценовые войны за абонентскую базу, переход к HDTV, продвижение за Урал. Так или иначе в эти процессы вовлечены и остальные операторы, кроме разве что самого малочисленного с точки зрения абонентской базы, но самого сервис-ориентированного «Актив ТВ», позиционирующего себя как поставщика услуг персонального интерактивного спутникового телевидения, абоненты которого могут формировать персональные каналы, записывать передачи с пяти каналов одновременно (с управлением по SMS), получать интерактивные справки, а также пользоваться доступом в интернет через спутник.

Основная битва за абонентов на HD-арене началась между операторами «Триколор ТВ» и «Орион Экспресс», второй из которых за последний год практически удвоил количество подписчиков за счет низкой стоимости абонентского оборудования и тарифов сервиса «Телекарта HD», запущенного в августе 2012 г. Стоимость комплекта подключения составляет около 7 тыс. руб., а карта доступа на год в зависимости от тарифа обходится в 600 или 880 руб. Для сравнения, у «главного дискаунтера» «Триколор ТВ» комплект стоит около 9,5 тыс. руб., а пакеты с HD-каналами – от 600 до 900 руб. в год. У «НТВ-Плюс» в этом году также появились HD-комплекты для подключения за 7 тыс. руб., а стоимость пакета из 91 канала составляет всего 350 руб. в год. Оба оператора связывают большие планы с запуском новых спутников ГПКС, предназначенных для вещания на территории Сибири и Дальнего Востока.

По прогнозам аналитиков, в ближайшие два-три года рынок СНТВ в России будет расти на 13–14% за счет абонентской базы. Но со временем, как это произошло в мобильной связи, основными инструментами конкуренции станут расширение линейки сервисов, повышение качества и стабильности услуг, предоставление комплексных услуг, совершенствование обслуживания абонентов, максимальное упрощение процедуры подключения и агрессивный маркетинг.

ШПД в новой парадигме

Второй драйвер рынка – ШПД по технологии VSAT. В корпоративном секторе российского рынка VSAT за десять лет сформировалась устойчивая группа игроков – с десяток производителей оборудования (Hughes Network Systems, Gilat Satellite Networks, iDirect, ViaSat, STM Network, Advantech SatNet, «Истар» и др.) и около 30 операторов (AltegroSky, «Стэк.ком», «РуСат», «Дозор телепорт», «Московский телепорт», HeliosNet, «Саттел», «Сатис», Orange Business Services, «Московский телепорт», «Глобал-Телепорт» и др.) и многочисленные заказчики из госсектора и крупного бизнеса. К слову, лидировавший по числу подключений благодаря «школьному интернету» «Глобал-Телепорт» после ряда поглощений (он влился в «Синтерру», которую потом приобрел «МегаФон») работает сейчас как Федеральный центр по спутниковой связи «МегаФона». Руководитель этой структуры Сергей Шленкин сообщил, что в настоящий момент на сети спутниковой связи компании оказываются следующие услуги: предоставление выделенного канала спутниковой связи по технологии SCPC, предоставление канала по требованию, широкополосный доступ к сети передачи данных на основе технологии VSAT, доступ к ресурсу ЦЗССС для операторов связи.

По оценке аналитиков, сегодня в России действует около 38 тыс. VSAT-станций для обслуживания государственных и корпоративных клиентов. Они используют спутниковые каналы для организации разнообразных сервисов – передачи данных, телефонии, доступа в интернет, видеоконференцсвязи и видеонаблюдения, дистанционного обучения, электронной почты, передачи факсов, доступа к файл-серверам, репликации баз данных, мониторинга и телеметрии, передачи радио и телевидения. ARPU в сегментах B2B и В2G составляет 11 тыс. руб.

По мнению Алексея Клюева (iDirect), в корпоративном секторе выделяются три усиливающиеся тенденции: подключение базовых станций сотовых операторов (к 2016 г. в мире будет насчитываться около 50 тыс. станций, обслуживаемых VSAT-системами), растущий спрос на спутниковые технологии у нефтегазовых компаний (М2М в сетях SCADA), распространение подвижных VSAT-терминалов. Олег Ватулин («РуСат») отмечает, что сейчас все больше ощущается потребность в различных информационных услугах – например, репортажах с мест событий, онлайн-трансляциях массовых мероприятий и т.д. Свои передвижные репортажные комплексы, оборудованные в том числе спутниковыми станциями, имеют не только различные вещательные компании, такие комплексы находят применение в силовых структурах, военных и государственных организациях, промышленных и бизнес-компаниях. Потребность заказчиков в аренде полноценных мобильных репортажных комплексов постоянно растет, констатирует О. Ватулин. В наши дни производится много видеоконтента, который необходимо передавать, и ТВ-компании часто обращаются к VSAT-операторам с просьбой «поднять» канал на спутник. Многие радиоканалы также стали работать через спутник, поскольку они стремятся вещать как минимум на половину территории РФ, а в идеале на всю страну.

Кроме того, как подчеркивает С. Шленкин, при использовании новых спутниковых технологий срок окупаемости проекта может составлять от 6 до 12 месяцев, причем основным преимуществом является возможность в короткий срок обеспечить каналы связи на всей территории РФ, в том числе в местах со слаборазвитой или вообще отсутствующей наземной инфраструктурой связи.

Для частных пользователей спутниковый ШПД все эти годы оставался практически недоступным из-за дороговизны. Так, в 2008 г. оборудование и подключение одной антенны метрового диаметра обходилось в 100 тыс. руб. и дороже. Массовый рынок годами спал спокойно и начал пробуждаться в сентябре 2012 г., когда стартовали первые проекты на спутнике Ka-Sat для частных пользователей, сочетающие доступные цены на услуги и оборудование. В этих проектах ГПКС выступило партнером Eutelsat, а партнерами ГПКС – операторы AltegroSky, HeliosNet, «Радуга Интернет», «ВизКом», StarBlazer. В начале 2013 г. «РуСат» и StarBlazer вывели на рынок аналогичные предложения и в Ku-диапазоне.

«Частнику» нужны уже ставшие стандартными услуги – просмотр видео, общение в социальных сетях, в том числе с использованием видеосвязи, веб-серфинг, возможность работать удаленно с офисными программами и почтой. При этом им важно получить качественную услугу без разрывов соединения, зачастую за городом, где плохо работают другие технологии доступа в Сеть, и все это в сочетании с недорогими и понятными тарифными планами, отмечает О. Ватулин. Поначалу цена входного билета в «персональный Ка-диапазон» составляла 25 тыс. руб., за несколько месяцев она снизилась до 15 тыс. у одних операторов и до 8 тыс. – у других. По итогам III квартала 2013 г. абонентская база ШПД для «частников» достигла 4671 пользователя с ARPU 1,4 тыс. руб.

По оценкам iKS-Consulting, российский рынок спутникового интернета для частных пользователей будет стабильно расти и к 2014 г. достигнет 7 млрд руб. При этом операторы, вышедшие «в народ», уже ведут ценовые войны и готовится к рекламно-маркетинговым штурмам. Основной же прирост абонентской базы прогнозируется в ближайшие три года, когда будут запущены и введены в эксплуатацию отечественные спутники с транспондерами Ка-диапазона «Экспресс» АМ5, АМ6 и АМ4R, способные охватить услугами спутникового ШПД порядка 500 тыс. пользователей на территории России. К слову, не исключено, что эта перспектива будет отражена в программе развития ШПД, которую сейчас разрабатывает Минкомсвязь (см.  «Планы КПССные», «ИКС» № 11’2013, с. 20).

Ка vs Ku vs…?

Некоторые VSAT-операторы опасаются, что быстрое развитие Ка-диапазона будет угрожать их налаженному бизнесу, выстроенному на системах Ku-диапазона – с менее высокими скоростями передачи данных, более дорогими технологиями и оборудованием. Ответом на рост объема потребляемого трафика в последние два-три года стал запуск спутников с высокой пропускной способностью (HTS, High Throughput Satellites). Поскольку ресурсы спутниковых систем связи в С-диапазоне (4/6 ГГц) и Ku-диапазоне (11/14 ГГц) имеют существенные ограничения, началось интенсивное освоение более высоких частот Ка-диапазона (18/30 ГГц). При этом на аппарате используются многолучевые антенные системы с узкими диаграммами направленности, что обеспечивает полосу пропускания со скоростью до 100 Гбит/с. В результате потребитель услуг спутниковой связи получает более компактные и дешевые терминалы, более дешевый трафик при более высоких скоростях доступа.

В то же время, как указывает Олег Тимошенко («Истар»), появление аппаратов HTS и быстрый рост трафика в сетях спутниковой связи подтолкнули производителей VSAT к созданию решений, позволяющих комбинировать в прямых и обратных каналах возможности разных диапазонов, когда миграция с широкого луча Ku-диапазона на многолучевую схему диапазона Ка осуществляется без замены оборудования ЦЗС и с сохранением единой системы управления, когда каждая из выделяемых сетей может работать в своем режиме, а каждый терминал сети может взять на себя любую функциональность, вплоть до ЦЗС.

Для тревог нет причин, считает и Константин Ланин (Hughes): Ка займет свою достойную нишу спутникового ШПД для индивидуальных пользователей. Разговоров об использовании Ka-диапазона для корпоративных приложений (связь в движении, передача трафика) действительно ведется много – и, скорее всего, многие задумки так или иначе будут воплощены в решения, признает эксперт. Однако поскольку сегодня все эти решения не только реализованы и в Ku-диапазоне, но и налажено производство соответствующего оборудования, корпоративный рынок вряд ли откажется от того, что уже имеет, ради перспективных разработок в диапазоне Ка. А вот на потребительском рынке главное – массовость. В настоящее время, по словам К. Ланина, заводской конвейер Hughes ежемесячно выпускает 60 тыс. VSAT-терминалов Ка-диапазона, себестоимость станций постоянно снижается, продукт продается по доступным ценам.

Массовость спутникового ШПД означает, что эта технология неизбежно начнет конкурировать с другими способами предоставления широкополосного доступа в интернет, в частности, с фиксированным или мобильным ШПД. В любом случае, выбор той или иной технологии для организации широкополосного доступа будет зависеть от экономической выгоды потребителя. Если стоимость использования спутниковой связи будет соизмерима со стоимостью наземного фиксированного или мобильного доступа, пользователи будут голосовать за спутниковые технологии. Можно предположить, что со временем это будет происходить чаще, поскольку с развитием спутниковых технологий на рынке будут появляться все более приближенные к эконом-классу решения. 

К а к   в ы б р а т ь   V S A T - о п е р а т о р а ?

Советы корпоративному/частному пользователю

1. Определиться с уровнем требований к надежности сервиса с учетом погодных условий и критичности постоянной доступности связи, стабильности ее параметров.

2. Отобрать провайдеров, которые не только предоставляют услугу в нужной точке (не все сервисы доступны на всей территории страны), но действительно могут обеспечить намеченные параметры услуги.

3. Корпоративному заказчику целесообразно изучить реализованные оператором проекты и отзывы заказчиков, репутацию компании, оценить индивидуальный подход к разработке решения, стремление как можно более полно понять требования клиента, адекватную стоимость предлагаемого решения.

Частному пользователю следует обратить внимание на стоимость оборудования и тарифы, оперативность реагирования на запрос и готовность отвечать на вопросы, наличие представителя оператора в регионе, наличие круглосуточной технической поддержки, возможность оплаты максимальным количеством платежных инструментов.

4. Предпочтительнее выбирать крупного оператора спутниковой связи, учитывать возможность резервирования каналов через другие спутники, расширения каналов в дальнейшем, а также время выполнения аварийно-восстановительных работ на каналах.

5. Выбрав оператора, определить наиболее удобный способ установки и настройки – самостоятельно или с вызовом соответствующего специалиста.

6. Проверить видимость на спутник, удостовериться в том, что антенну не будут заслонять здания, неровности рельефа, деревья (здесь большие преимущества имеет провайдер, работающий через разные спутники и в разных диапазонах – Ka и Ku).

7. Оценить тарифные планы, чтобы предвидеть уровень затрат на связь. Иногда важными могут оказаться особые опции (например, возможность самостоятельно блокировать услугу, чтобы не платить за нее, когда она не нужна).

Советы давали: Олег ВАТУЛИН («РуСат»), Александр КЛИНЦОВ (StarBlazer), Сергей ШЛЕНКИН («МегаФон»).  

В нише подвижных

Сегмент подвижной спутниковой связи на российском рынке существует, но уже много лет пребывает в некотором ступоре. Сейчас на территории нашей страны официально действуют четыре системы подвижной спутниковой связи: «ГлобалСтар» (принадлежит Globalstar Inc., в России оказывает услуги через ООО «ГлобалТел»), «Инмарсат» (принадлежит Inmarsat plc, в России осуществляет деятельность через ФГУП «Морсвязьспутник»), «Турайя» (принадлежит Thuraya Telecommunications Co., в России оказывает услуги через ООО «Джи Ти Эн Пи») и «Иридиум» (принадлежит Iridium Communications Inc., в России работает через ООО «Иридиум Коммьюникейшнс»).

Две стабильно действующие в России системы – «ГлобалСтар» и «Инмарсат» – обслуживают на нашем рынке несколько десятков тысяч абонентов. Первая базируется на 48 основных и четырех запасных низкоорбитальных спутниках; терминалы поддерживают голосовую связь, службу коротких сообщений, роуминг, позиционирование, факсимильную связь и передачу данных. Вторая система, основанная на 11 геосинхронных телекоммуникационных спутниках, изначально была создана для проведения спасательных операций в случае стихийных бедствий. Она стала базовой для речного, морского и авиационного транспорта.

Космический сегмент «Иридиума» состоит из 66 низкоорбитальных спутников, размещенных на шести приполярных орбитах. Система обеспечивает 100%-ное покрытие поверхности Земли с минимальной задержкой прохождения сигнала. В мире услугами сети пользуются более 400 тыс. абонентов – компаний морского судоходства, авиации, нефтяной отрасли, а также государственных органов. Телефоны системы «Турайя», которая базируется на двух геостационарных аппаратах, работают как в спутниковом, так и в сотовом режиме (стандарт GSM). Кроме того, они имеют встроенный GPS-приемник, сопоставимы по размеру и внешнему виду с сотовыми телефонами. Эксперты отмечают, что оборудование «Турайя» наиболее подходит для частных пользователей.

 

В России работа систем «Турайя» и «Иридиум» складывалась драматично. Выйдя на рынок во второй половине 90-х, в 2000 г. Iridium LLC обанкротился, а его российский сервис-провайдер «Иридиум-Евразия» остался без частот и операторской лицензии. А первый российский сервис-провайдер Thuraya – ТМ САТ лишился лицензии в середине 2006 г. из-за невыполнения лицензионного требования о строительстве станции сопряжения в России. Возвращение «Турайи» состоялось в 2012 г., легализация «Иридиума» – в первой половине 2013 г. На рынке к моменту официального «второго пришествия» компаний, по оценке экспертов, функционировало около 20 тыс. «серых» телефонов «Иридиума» и около 7 тыс. трубок «Турайя».

И все же: за полтора десятка лет около 100 тыс. подписчиков на четыре глобальные системы подвижной спутниковой связи – не маловато ли для России с ее географическими особенностями и экономическими потребностями? Как считают специалисты компании «Гейзер-Телеком», главная проблема – в избранной агентской бизнес-модели с одним национальным оператором связи. По их мнению, одним из возможных путей оздоровления российского рынка подвижной спутниковой связи может стать легализация в России бизнес-модели виртуальных операторов спутниковой связи, деятельность которых так же, как и операторов виртуальных сетей мобильной связи, осуществляется без выделения радиочастот.

Между тем связь в движении – на самолетах, пароходах, поездах и автомобилях – стала одним из основных драйверов VSAT-рынка. тот же «Инмарсат» использует L-диапазон с ограниченным частотным ресурсом, что соответственно ограничивает пропускную способность каналов. Переход на Ku-диапазон позволит повысить скорость передачи информации до нескольких гигабит в секунду и даст возможность оказывать более качественные и разнообразные сервисы.

Направление «VSAT в движении» стартовало с морских перевозок, где нет жестких требований к габаритам антенны (в отличие от поездов и самолетов), а главная задача сводилась к тому, чтобы станция выдержала качку. Его развивали в основном VSAT-операторы США, Европы и Юго-Восточной Азии, где рынок морских перевозок в приоритете. В России несколько компаний разрабатывают это направление, но наибольший интерес операторы проявили к железным дорогам, самолетам и автомобилям. При этом VSAT-операторы, работающие с Ku-диапазоном, не расслабляются – сейчас, чтобы сохранить и укрепить свой бизнес в новой парадигме рынка, они внедряют новые технологии, которые позволяют комбинировать диапазоны Ku и Ka.   

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!