Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2013
Лилия ПАВЛОВА  10 декабря 2013

Ka-диапазон: спутники для народа

На фоне десятков и сотен тысяч пользователей ШПД, подключенных через спутники Ка-диапазона в разных регионах мира, российский сегмент этого рынка выглядит крайне скромно. Но никто не отменял нашего национального принципа долго запрягать – быстро ехать.

Быстрое проникновение услуг спутникового ШПД происходит на территориях обслуживания запущенных в последние годы спутников с транспондерами Ка-диапазона – аппаратов с высокой пропускной способностью и энергетикой (HTS). В США это ViaSat-1 (запущен 19.10.2011, оператор ViaSat) и Jupiter (05.06.2012, HughesNet), в Северной Африке и на Ближнем Востоке – Yahsat-1B (24.04.2012, YAHSAT), в Европе – Hylas 2 (02.08.2012, Avanti Communications) и Ka-Sat, запущенный оператором Eutelsat 26.12.2010 и захватывающий несколькими лучами три региона России.

Пропускная способность этих спутников в разы выше, чем у традиционных геостационарных аппаратов, работающих в Кu-диапазоне. Соответственно, уменьшается диаметр антенн приемных терминалов и их стоимость при повышении скорости передачи, снижается стоимость передачи информации. Аппараты HTS стали драйвером развития наземных технологий спутниковой связи, да и рынка спутникового ШПД для частных пользователей в целом, поскольку у операторов сетей появилась возможность предлагать услугу конечным пользователям по доступной цене. По данным компании NSR, к началу текущего года у HughesNet было 659 тыс. подписчиков, у ViaSat – 77,5 тыс., в сети Ka-Sat Tooway было зарегистрировано 72 тыс. пользовательских терминалов.

Россия к VSAT для народа долгое время была не готова. В течение 10 лет эти технологии использовались у нас преимущественно для государственных и корпоративных заказчиков, с большими регуляторными проблемами, с оживлением при реализации нацпроектов для «школьного интернета», универсальной услуги связи, выборов, «Почты России». Продвижение VSAT на массовый рынок сдерживали высокие цены как на оборудование, так и на передачу информации.

Лед тронулся в сентябре прошлого года, когда через покрывающие три российских региона лучи Ka-Sat партнеры ГПКС, которое в свою очередь выступает партнером Eutelsat, начали предоставлять частным пользователям коммерческие услуги. За четыре месяца операторы AltegroSky, HeliosNet, «Радуга Интернет», «ВизКом» и StarBlazer набрали около 1 тыс. подписчиков. К октябрю более 3 тыс. абонентов в России стали получать СШПД Ка-диапазона. В подключениях безусловно лидирует AltegroSky, набравший более 2,5 тыс. подписчиков.

А в начале нынешнего года «РуСат» и StarBlazer почти одновременно предложили частным пользователям также услуги ШПД в Ku-диапазоне на базе новых спутников «Ямал». В итоге в середине года количество пользователей, подключивших услугу двухстороннего спутникового ШПД Ku- и Ка-диапазона, составило 4671 (на 60,7% больше, чем в 2012 г.). Тем не менее, как отмечают эксперты, при возможности выбора пользователи отдают предпочтение Ка-диапазону.

Пока предоставление услуг Ка-диапазона в России можно назвать «упражнениями» пяти операторов в трех регионах покрытия лучей Ka-Sat – Калининграде и области, Санкт-Петербурге и области, Москве и области. Но «общая копилка» новорожденного рынка существует лишь в обобщающей статистике. В реальной жизни на этом пятачке уже ведутся ценовые войны. Операторы периодически снижают цены на оборудование, колдуют над тарифными планами, разрабатывают маркетинговые и рекламные стратегии. Так, в своем проекте СШПД Ku-диапазона KiteNet «РуСат» установил планку стоимости абонентского оборудования на уровне 8 тыс. руб. Эту инициативу поддержал StarBlazer, снизивший цену основного комплекта абонентского оборудования с 9 до 8 тыс. руб. при приобретении пакета «Тандем Ku 0.9 Оптимум», включающего как комплект оборудования, так и предоплаченный трафик, который может быть использован в течение года с момента покупки. А АltegroSky, не желающий продавать оборудование ниже себестоимости, с августа этого года запустил абсолютно безлимитный тариф.

В своих прогнозах относительно будущего рынка аналитики и эксперты расходятся лишь в цифрах. Одни считают, что через три года абонбаза частных пользователей спутникового ШПД Ка-диапазона составит 12–35 тыс. подписчиков, другие – что 120–250 тыс., третьи – не менее 500 тыс. Вряд ли стоит ожидать повторения феномена мобильной связи, когда рынок откровенно посмеялся над всеми прогнозами аналитиков, но и сомнений в том, что с запуском в 2013–2015 гг. российских спутников с транспондерами Ка-диапазона рынок ожидает взрывной рост, ни у кого нет. Однако к этому моменту игроки должны отработать бизнес-модели. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!