Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2013
10 декабря 2013

VSAT на рельсах

Несколько маршрутов пассажирских поездов в России оборудованы спутниковым ШПД, однако типовых технологических решений нет и пока не предвидится, констатирует Сергей АЛЫМОВ, генеральный директор «РуСата».

Сергей АЛЫМОВ, генеральный директор «РуСата».– Кому принадлежала идея поставить VSAT «на рельсы», кто ее реализует, кто выступает оператором?

– Инициатором предоставления услуги ШПД пассажирам поездов в свое время стала «дочка» РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК). В 2010–2011 гг. мы участвовали в испытаниях, затем пришла пора пилотных проектов. Сначала было два пилотных направления: Москва – Астрахань, в котором партнером является «Стэк.Ком», и Москва – Самара с участием «РуСата». Сейчас проектов больше, подключились и другие VSAT-операторы. ФПК арендует у них спутниковые каналы и выступает поставщиком услуги. Мы отрабатываем бизнес-модели на нескольких направлениях. К первому, где услуга предоставляется уже почти год и пользуется стабильным спросом, прибавились маршруты Москва – Ярославль и Казань –Москва – Адлер. Пока решается начальная задача обеспечить пассажирам доступ в Сеть. Но аппетит приходит во время еды, и быстро наступает период, когда заказчику становится мало просто доступа в интернет, нужна еще доставка медиаконтента.

– Что представляет собой поезд со спутниковым широкополосным доступом?

– Как правило, спутниковая антенна устанавливается на крыше штабного вагона, а в самом вагоне размещается каналообразующее оборудование (спутниковый модем). В штабном вагоне сосредоточено оборудование не только для организации доступа в интернет, но и для оповещения пассажиров, раздачи ТВ-программ (если такая услуга предусмотрена). Из этого вагона осуществляется контроль за всеми системами поезда. Обычно услуга предоставляется с использованием как спутникового канала, так и мобильных сетей. Оборудование автоматически выбирает наилучший канал в зависимости от обстановки, но спутниковым зачастую отдается предпочтение. От штабного вагона система раздает трафик по всему составу. Канал приходит в каждый вагон, и через точку доступа, в большинстве случаев Wi-Fi, пассажиры подключаются непосредственно к услуге.

– Сколько решение должно тестироваться, чтобы быть запущенным в коммерческую эксплуатацию?

– Однозначного ответа нет. Как только оператор чувствует, что услуга работает стабильно, она запускается в коммерческую эксплуатацию. Другой вопрос, что стабильности достичь сложно из-за того, что схемы организации межвагонных соединений очень разные. Поезда, которые эксплуатирует ФПК, зачастую состоят из вагонов разных годов выпуска, и единого стандарта организации межвагонной связи не существует. Более современные поезда поддерживают проводную технологию соединения вагонов, когда в поезде существует локальная сеть по типу офисных, куда достаточно завести трафик, подключить к этой сети точки доступа – и система готова к раздаче. Но в более старых вагонах такая сеть отсутствует в принципе. Там есть межвагонные соединения для голосового оповещения пассажиров, но нет магистрали для передачи данных. Приходится организовывать межвагонные соединения посредством технологии Wi-Fi или иными радиосредствами.

Другие сложности связаны с тем, что у нас эксплуатируются поезда не постоянного формирования. Каждый раз, когда поезд выходит в рейс, он может быть собран из разных вагонов, которые приписаны к данному маршруту. Нередко включаются вагоны и с других маршрутов, и встает проблема обеспечения целостности магистрали, в которую встроены элементы, не являющиеся ее частью. Как реализовать типовое решение, если вагоны поменяли местами, передали в другие поезда или снова включили в состав? Каждый раз решение уникально. От отладки множества технологических решений зависит степень готовности услуги к эксплуатации. Нет смысла запускать в коммерческую эксплуатацию услугу, которая не работает или работает нестабильно.

– А железнодорожники уже берут деньги с пассажиров?

– Да, у них услуга в коммерческой эксплуатации. А у нас – в тестовой. Договоры заключены, ФПК берет деньги с пассажиров, мы выставляем счета за пользование каналом, а разницу забирают железнодорожники. Пилотными проекты называются потому, что нет еще единого готового решения для каждого маршрута. И такое решение невозможно разработать, пока РЖД ставит на маршруты поезда не постоянного формирования. Пример поезда постоянного формирования – «Сапсан», где вагоны не изымаются. Но «Сапсан» находится в ведении не ФПК, а дирекции высокоскоростных сообщений РЖД. Кстати, насколько мне известно, в «Сапсане» ШПД предоставляется только через сотовых операторов. Качество услуги комментировать не буду.

– С коллегами-конкурентами идеями не обмениваетесь?

– Знаете ли, табачок врозь. Если бы эта услуга была направлена просто на продвижение технологий, если бы мы были этакими радиолюбителями, то делились бы. А здесь речь о бизнес-направлении, в котором у каждой компании свои интересы, и я не вижу почвы для широкого взаимодействия. Общаться общаемся, но у каждого свои наработки, свои решения.

– Получается, сколько рейсов – столько и решений?

– Пока, наверное, так. Если только они не совпадают технологически. Если в поездах организация межвагонных соединений будет типовой, то и решения будут типовыми. Но сейчас каждый оператор идет своим путем. Наверное, и у заказчика есть цель посмотреть, как разные операторы решают одну и ту же задачу, какие подходы выбирают. А в будущем, если ФПК захочет самостоятельно заниматься этой услугой, она сможет выбрать оптимальное решение. Сегодня нет смысла навязывать единообразие, потому что не факт, что это будет правильный выбор. Это как в проектировании, когда одну и ту же задачу решают разные КБ и каждое привносит свою идею. В данном случае различаются решения по организации межвагонных соединений, биллинга и проч. Наверное, в итоге заказчик выберет наиболее приемлемое решение, которое потом можно будет тиражировать на следующем поколении поездов постоянного формирования, и технологически услуга станет единообразной.

– Для предоставления этой услуги вы используете КА «Ямал-402». Если надо будет обеспечить ШПД рейс Москва – Владивосток – возьметесь?

– Технических проблем не вижу, надо будет просто задействовать дополнительно ресурсы спутника наподобие «Ямал-201/300К», так как «Ямал-402» имеет уверенное покрытие примерно до Иркутска. Если поступит предложение «взяться» – будем обсуждать. 

– Какие скорости доступа обеспечивает спутник на поездах?

– В основном 2–4 Мбит/с в прямом канале на поезд и порядка 1 Мбит/с в каналах от поезда. Судя по графикам загрузки каналов, этого вполне достаточно, если услуга платная. Перед началом коммерческого использования мы даем пассажиру возможность в течение 5–10 мин получать услугу бесплатно, после чего принять решение, покупать ее или нет. Эксперимент с предоставлением бесплатной услуги показал, что люди сразу расслабляются – идут пить чай, оставив подключенное устройство. Наверное, подход, когда за услугу надо платить, правильный. Тогда люди более вдумчиво относятся к объему закачиваемого трафика. Хотя и здесь есть уникумы. Поскольку мы не ограничиваем объем купленного трафика, были случаи, когда люди за рейс скачивали несколько гигабайт.

– Вы говорите, аппетиты заказчика растут. Какой максимальный набор услуг можно ему предоставить?

– Пока набор ограничен доступом в интернет, но уже есть интерес заказчика к предоставлению пассажирам некого развлекательного контента, как на международных авиарейсах: просмотр фильмов, телепрограмм, карты движения. В этом направлении будут развиваться и поезда дальнего следования.

– Наверное, это проще, чем организовать собственно доступ в интернет?

– Казалось бы, все несложно, но если каждый из 400 пассажиров захочет посмотреть свой фильм – значит, одновременно в поезде должны вещаться 400 фильмов. Технически это непросто. И второй вопрос: как услугу монетизировать? Если бесплатно, это одна модель; если платно – другая, необходимо разработать схему тарификации. Вроде задачи несложные, но когда дело касается практического воплощения, то они оказываются не такими уж простыми.

– Выбор производителя оборудования имеет значение?

– На российском рынке есть производители, которые работают именно в нише «VSAT в движении». Антенны используем одних производителей, спутниковые модемы – других, маршрутизаторы – третьих. Между представленными в России продуктами двух производителей антенн принципиальной разницы нет, но есть нюансы. Скажем, если поезд идет между деревьями, может произойти кратковременное прерывание связи. Оборудование не должно реагировать на такие кратковременные помехи или «сделать» так, чтобы пользователь этого не замечал. Не все оборудование к этому приспособлено, и здесь приходится выбирать.

– Системы можно использовать и для технологических нужд?

– Пожалуйста. Фактически вы организуете радиоканал между поездом и некой центральной станцией, которая обеспечивает связь с внешним миром. Этот радиоканал будет работать для доступа в интернет либо для каких-то других нужд. Можно организовать видео-конференцию или, как во многих странах делают в экстренных случаях, подключить систему видеонаблюдения. Но для этого сам поезд должен быть оборудован соответствующими системами и должна быть обеспечена возможность включения в спутниковый канал различных приложений. Скажем, нет смысла все время наблюдать за происходящим в поезде, но можно частично окупить систему, продавая доступ в интернет пассажирам. В случае возникновения чрезвычайной ситуации доступ в интернет можно прекратить и использовать канал для передачи другой информации – ВКС, видеонаблюдения, телеметрии. Канал – это универсальная среда, «провод». А что передавать – определяет заказчик.

– Вероятно, такие проекты уже есть за рубежом?

– Да, есть. Они начали раньше, но я бы не сказал, что с точки зрения технологических решений существует значительный отрыв. В Европе есть очевидное преимущество – поезда постоянного формирования. Им проще делать решения для поезда и тиражировать их для целых железнодорожных компаний. У нас все сложнее, но, с другой стороны, это хорошо стимулирует работу «серого вещества». 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!