Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2014
11 ноября 2014

По пути к e-health

Картина информатизации учреждений здравоохранения по стране пестрая, но базовый уровень достигнут практически везде. Массированные госбюджетные вливания закончились, лихорадочное их освоение – тоже, так что процесс поневоле вошел в спокойное русло.

«ИКС»: Как идет развитие региональных сегментов ЕГИСЗ? Какие ИТ-решения наиболее интересны региональным организациям здравоохранения? Григорий Шевченко

 

Григорий Шевченко, коммерческий директор, «Открытые Технологии»: Развитие региональных сегментов рынка протекает по-разному: где-то хорошо, где-то совсем никак. При этом уровень развития региональной информатизации медицины отнюдь не прямо пропорционален достатку региона. Здесь, скорее, обратная ситуация: у богатых регионов сплошь и рядом нет региональных МИС, а регионы, плотно сидящие на дотациях, имеют относительно полные, с точки зрения требований Минздрава, внедрения. Это происходит потому, что региональные власти далеко не всегда понимают преимущества медицинской региональной информатизации и решения задач управления средствами региональной медицины. А поскольку финансирование выделяется целевое, регионы тратят его на решение задач, предписанных Минздравом, часто, правда, без особого эффекта.

Антон Декстер

Антон Декстер, директор по ИT-проектам, НИПК «Электрон»: Развитие сегментов ЕГИСЗ происходит импульсивно. Например, Министерство здравоохранения РФ выпускает новые требования к интеграции региональных сегментов с федеральными сервисами – и в регионах активизируется работа, ориентированная исключительно на эти требования. Сами же они не торопятся делать из сегментов ЕГИСЗ «интеграционные шины», описанные в Концепции информатизации здравоохранения. По большей части, развитие сегментов ЕГИСЗ выглядит как попытка поставщиков медицинских информационных систем захватить максимальное количество клиентских инсталляций на волне обязательного внедрения сегментов ЕГИСЗ в медицинских организациях региона. Региональные организаторы здравоохранения предпочитают сложным интеграционным проектам ИТ-решения, которые позволяют в короткие сроки приблизиться к требованиям Минздрава и получить развивающуюся систему, бюджет на которую можно посчитать, спланировать и контролировать. Елена Штыкова

 

Елена Штыкова, директор направления «БАРС-Медицина», «БАРС Груп»: Региональные сегменты ЕГИСЗ созданы практически во всех субъектах РФ. Развернута инфраструктура, и на ее базе выстраиваются сервисы. Выбор приоритетных направлений для дальнейшего развития зависит от местных потребностей. В ряде регионов сделали упор на создание еще более мощной инфраструктуры, что разумно с учетом больших расстояний. Другие развивают кластерный подход к медицине: с помощью ИТ-решений объединяют в кластеры (офтальмологический, кардиологический, онкологический и др.) все рабочие места от кабинета первичного приема до областного диспансера. Третьи инвестируют в средства телемедицины. Алексей Мельчаков

 

Алексей Мельчаков, менеджер по продаже решений, Allied Telesis: Большая часть проектов с государственным финансированием направлена на расширение, обновление существующих сетей передачи данных. Более сложные и технологичные решения заказываются коммерческими клиниками и центрами для привлечения интереса и увеличения притока пациентов за счет использования передового оборудования и обученного высококвалифицированного персонала. Светлана Скрипникова

 

Светлана Скрипникова, директор практики медицинских проектов, AT Consulting: В рамках модернизации регионального сегмента ЕГИСЗ построены ЦОДы, организованы защищенные каналы связи, закуплено необходимое оборудование, программное обеспечение для автоматизации медицинских организаций. Дальнейшее развитие затруднено из-за ограниченного финансирования. Актуален вопрос перехода от лоскутной автоматизации к созданию комплексов интегрированных решений и связи регионального сегмента с федеральным, поэтому услуги интеграторов сейчас очень востребованы.

 

«ИКС»:  Насколько актуальна проблема совместимости региональных решений с федеральными сервисами? Отлажены ли решения для интеграции уже имеющихся МИС разного уровня?

С. Скрипникова: Эта проблема очень актуальна. В первую очередь хотелось бы отметить проблему разнородности используемых в регионах классификаторов, отсутствие единой нормативной базы и, следовательно, проблемы перехода к федеральным справочникам. Ключевые системы ЕГИСЗ – система ведения интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК) и электронная регистратура (запись на прием к врачу в электронном виде) – используют в качестве единого формата обмена медицинской информацией международный стандарт HL7 и интеграционные профили IHE. Опыта подобной интеграции у российских компаний-разработчиков явно недостаточно. Приходится в короткие сроки осваивать новые для них технологии, что в условиях дефицита квалифицированных кадров становится очень непростой задачей. Решить ее может создание единого центра разработки и поддержки разработчиков региональных МИС, поскольку служба поддержки федеральных систем ЕГИСЗ со своими задачами справляется не на высшем уровне.

Г. Шевченко: ЕГИСЗ задумывалась именно как централизованная система, «питающаяся» данными из регионов, поэтому совместимость, точнее, согласованность данных и их форматов обеспечивается обязательно. Правда, требования к согласованности данных отсутствуют, поэтому каждый регион решает эту задачу сам, со всеми вытекающими последствиями. Насколько я знаю, никакой интеграции федерального и региональных сегментов ЕГИСЗ на сегодняшний день не существует.

А. Декстер: Проблема совместимости сегментов ЕГИСЗ с федеральными сервисами все еще далека от разрешения. Ввиду того что не все федеральные сервисы функционируют должным образом, регионы сконцентрировались на двух обязательных – электронной регистратуре и электронной медицинской карте. Другие сервисы остаются пока без  внимания. Вопрос интеграции с имеющимися в регионе медицинскими информационными системами решается обычно на самом простом уровне – в объеме сервисов федеральной ЕГИСЗ. В остальном поставщики сегментов ЕГИСЗ, выросшие из разработчиков МИС, заинтересованы в обратном процессе, а именно – в замене имеющихся МИС на единую региональную систему собственной разработки, которая обеспечит в дальнейшем стабильные контракты на сопровождение.

Е. Штыкова: С технической точки зрения механизмы интеграции уже реализованы, но были определенные сложности из-за изменений в форматах взаимодействия федеральных сервисов и пробелов в методической документации. Сложившиеся в регионе процессы не всегда легко и просто укладываются в единые для всей страны регламенты. За последний год сделано многое для совершенствования нормативной базы. Готовится множество поправок и актов, благодаря которым будет обеспечена передача всех необходимых данных с регионального уровня на федеральный.

«ИКС»: Какие ИТ-решения наиболее востребованы сейчас в российском здравоохранении? Изменились ли приоритеты за последние год-два?

А. Мельчаков: Наиболее востребованы сегодня мультисервисные консолидированные сети передачи данных, которые удобно централизованно управляются, обладают высокой отказоустойчивостью, включают в себя разные сервисы, такие, как телемедицина, видеонаблюдение, электронный документооборот, а также сети PACS (системы передачи и архивации изображений), HIS (системы клинической информации), RIS (системы радиологической информации), работающие по протоколу IP. Внедрение таких сетей позволяет существенно увеличить количество обслуживаемых пациентов в смену, оптимизировать работу врачей. Акцент на многофункциональность был сделан одновременно с появлением большего количества разнородного медицинского оборудования диагностики и лечения, которое нуждается в обслуживании, мониторинге, настройке, грамотном использовании. Дмитрий Курапеев

 

Дмитрий Курапеев, генеральный директор, Ruhealth.net: Четкой направленности спроса не наблюдается, и за последние год-два особо ничего не изменилось. Основная потребность ЛПУ – автоматизация отчетности, а пациента – доступность врача. В итоге врачи получили компьютеры, а пациенты – сервис записи на прием.

 

Е. Штыкова: Наиболее востребованными остаются медицинские информационные системы, автоматизирующие сопровождение лечебного процесса. Но требования к поставщикам МИС с каждым годом возрастают. Уже прошли те времена, когда освобождение от бумажного документооборота само по себе являлось преимуществом. Сегодня заказчика интересуют конкретные показатели эффективности работы учреждения, которых он достигнет благодаря внедрению системы.

Г. Шевченко: На рынке мало хороших МИС для ЛПУ, мало нужной клиникам аналитики и еще меньше систем поддержки врачебных решений. Практически отсутствуют системы информатизации клинико-диагностического процесса. Мало хороших региональных МИС, объединяющих лечебные и административные учреждения региона, собирающих и анализирующих информацию с мест и выдающих руководству данные для управления медициной региона. Совсем нет или очень мало информационных систем, позволяющих населению следить за своим здоровьем или управлять лечением. Эти решения были актуальны вчера и остаются востребованными сегодня.

А. Декстер: Как показывает наше общение с врачебным сообществом, наиболее востребованы сейчас комплексные решения, которые включают в себя как интеграцию с медицинским оборудованием, так и системы автоматизации, повышающие эффективность медицинского персонала, а также возможность удаленного взаимодействия с пациентом (мониторинг, телемедицина, телефонные центры обслуживания). В результате пациенты должны получить более быструю диагностику заболеваний, превентивную медицину и, наконец, плавный переход к персонализированной медицине – и не на бумаге, а в ближайшем офисе врача общей практики или своего семейного врача. К сожалению, каких-либо кардинальных изменений за последние два года в этой сфере не произошло, и основной акцент по-прежнему делается на информатизацию учетных задач в здравоохранении для целей ретроспективного анализа, а не проактивных изменений. Елена Венцлавович

 

Елена Венцлавович, директор по развитию, «Дом.ru Бизнес», «ЭР-Телеком»: Проводной и беспроводной доступ в интернет и современные услуги связи одинаково необходимы как врачам, так и пациентам. Неслучайно среди наших корпоративных клиентов, работающих в сфере здравоохранения, востребованы облачные АТС и «пакеты минут», которые снижают затраты на междугороднюю и международную связь. Также в медицинских учреждениях растет популярность сервисов IP-телефонии, позволяющих организовывать телеконференции для консультаций с коллегами из других городов и из-за рубежа. Для врачей это возможность оперативно получать всю необходимую информацию при проведении сложных клинических операций, а для пациентов – комфортное пребывание в лечебном учреждении и простая запись на прием к нужному специалисту через интернет или по многоканальному телефону.

 

Максим Сидоров, директор, «Эскулап: медицинские информационные технологии»: Проблему документооборота в ЛПУ можно считать решенной, а вот аналитических инструментов и экспертных систем для врачей, которые облегчают их работу, практически нет.

 

«ИКС»: За какие самостоятельные проекты информатизации чаще всего берутся организации здравоохранения? Можно ли уже говорить об их пациентоориентированности при выборе ИТ-решений?

С. Скрипникова: Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения крайне редко берутся за самостоятельные проекты из-за отсутствия целевого финансирования. В частных медицинских организациях наличие современной информационной системы считается конкурентным преимуществом. Игорь Копачевский

 

Игорь Копачевский, руководитель отдела по работе с корпоративными заказчиками, Extreme Networks в России и СНГ: Заказчик наконец «дорос» до качественной сети передачи данных, поверх которой находятся его сервисы. Многие больницы уже сегодня предоставляют в платных палатах безлимитный Wi-Fi-доступ в интернет. В нашей практике был случай, когда Wi-Fi в больнице появился после того, как туда попала молодая родственница главврача, которая, не имея возможности общаться в online, была очень расстроена.


Г. Шевченко: Врачи ЛПУ в основном занимаются локальными задачами информатизации. Много задач решается в области управления клинико-диагностическим процессом в ЛПУ. Прежде всего, эти решения ориентированы на самих врачей.

А. Декстер: Чаще всего организации здравоохранения самостоятельно берутся за проекты автоматизации с четким целеполаганием и гарантированным результатом, желательно в краткосрочной перспективе. Это проекты по автоматизации лабораторий, диагностических отделений, аптек/складов, учета оказанных услуг и организации взаиморасчетов с плательщиками (биллинг). Точно так же в начале эпохи информатизации здравоохранения поступали медицинские организации на Западе, правда, несколько ранее – в 70-80-е гг. прошлого века.

В нашей стране немало медицинских учреждений, действительно нацеленных на пациентоориентированность в этическом понимании этого слова. Часто взаимодействуя с руководителями таких организаций, мы можем с уверенностью заявить, что, если пока и рано говорить о полноценных пациентоориентированных ИТ-проектах, именно такой вектор закладывают руководители ряда ЛПУ и регионов.

Е. Венцлавович: Комфортная среда для пациентов – одно из преимуществ, благодаря которым делается выбор в пользу той или иной клиники (особенно если говорить о платных услугах). Поэтому многие медицинские организации переходят на пациентоориентированные подходы при выборе телеком-услуг, создавая более комфортные условия пребывания пациентов.

«ИКС»: Как за последние год-два изменилось отношение персонала учреждений здравоохранения к системам информатизации?

С. Скрипникова: Медицинский персонал хорошо понимает необходимость информатизации в здравоохранении. Молодое поколение быстро адаптируется к новым технологиям, осознает реальные преимущества и перспективы использования ИТ для обеспечения преемственности лечения пациентов, исключения дублирования вводимых данных, а также автоматизированного формирования актуальной отчетности.

А. Декстер: Пока информатизация «в долгу» перед медицинским персоналом. В нашей стране пока еще мало примеров, безоговорочно доказывающих эффективность информатизации и ее пользу именно для персонала медицинских учреждений. Будем надеяться, что со временем их будет больше.

Д. Курапеев: Во многих учреждениях внедрения ИТ-решений проходят очень сумбурно, персонал имеет низкий уровень компьютерной грамотности и относится к информатизации, как правило, негативно.

Е. Штыкова: Отношение персонала медучреждений изменилось в лучшую сторону. Особенно заметна положительная отдача в центральных районных больницах. Для них информатизация стала пропуском в современный мир, и они уже не чувствуют себя на периферии. Сотрудник в районе, свободно работающий в информационной системе, ценится выше и имеет хорошие перспективы – исходный тезис о том, что информатизация обеспечивает равные возможности, полностью оправдывает себя.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!