Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2014
08 декабря 2014

Санкции и импортозамещение. Contra и pro

Время санкций и импортозамещения, вторгаясь в бизнес-отношения международной кооперации, вынуждает спутниковую индустрию страны перестраиваться.

Разделение труда на рынке спутниковой связи налаживалось с середины 90-х. За первым совместным космическим аппаратом Sesat, заказ на который был подписан в 1995 г., а запуск на орбиту состоялся в 2000 г., последовали спутники серий «Экспресс-А», «Экспресс-АМ», «Экспресс-АТ», «Ямал», аппараты для зарубежных заказчиков Amos-5, Telkom-3, KazSat-3 – за полтора десятка лет на платформах ведущего российского спутникостроителя «ИСС им. М.Ф. Решетнева» (ИСС) было создано 22 телекоммуникационных КА, полезную нагрузку для 19 из которых поставила французская Thales Alenia Space (TAS), для двух – канадская MDA, для одного – японская NEC Toshiba Space. По признанию руководителей самой Решетневской фирмы, реализация этих совместных проектов позволила ей приобрести авторитет на международном рынке производителей спутников и стать равноправным его участником; способствовала освоению новых технологий, стандартов, подходов к проектированию, наземной экспериментальной отработке и испытаниям, а также росту квалификации работников. У TAS с ИСС были еще совместные проекты по созданию спутников серии «Луч», с РКК «Энергия» – трех «Ямалов», с ГКНПЦ им М.В. Хруничева – малых КА KazSat-1, KazSat-2 и «Экспресс-МД1», «Экспресс-МД2».

С прошлого года отношения партнеров по международному разделению труда в спутникостроении обещали выйти на новый уровень: в августе 2013 г. было зарегистрировано совместное предприятие TAS и ИСС «Юниверсум Спейс Технолоджис» (Universum Space Technologies, UST), главной специализацией которого называлось производство части компонентов полезной нагрузки для российских телекоммуникационных космических аппаратов, а также разработка принципиально новых компонентов для спутников. Примерно тогда же другой европейский производитель спутников, EADS Astrium (с января 2014 г. – Airbus Defense and Space), создал совместное предприятие с РКК «Энергия» – «Энергия САТ». Но прошло полтора года, а о результатах деятельности этих предприятий не слышно. Что жаль, ведь в условиях санкций именно совместные предприятия могли бы сохранить бизнес зарубежных производителей в России. Впрочем, в октябре 2014 г. Владимир Терехов , представитель Airbus Defence and Space, в России и СНГ и гендиректор «Энергия САТ», заявил, что еще пять лет назад было понятно, что зарубежным компаниям нужно кооперироваться с российскими и становиться отечественными производителями, что им нужно просто продолжать работать «с учетом юридической ситуации», но в теме санкций «много лишнего пиара и репортерства, не соответствующих действительности», поскольку «нигде в формальных актах и законах не написано, что запрещено поставлять гражданские спутники связи или оборудование для них».

Действительно, прямо нигде не написано. Но ограничения, введенные администрацией США на поставку в Россию электронной компонентной базы уровней space и military (ограничения по линии ITAR), напрямую затронули сферу производства спутников (по данным Объединенной ракетно-космической корпорации, сегодня более 70% используемой на спутниках радиационностойкой электронной базы производится компаниями США). В ответ Роскосмос объявил о разработке совместно с Минпромторгом программы импортозамещения электронной компонентной базы для космических аппаратов. Более радикальный «наш ответ» озвучил министр связи, на одном из заседаний правительства РФ заявивший: «Очевидно, что в современных условиях мы не сможем обеспечить гарантированного развития нашей гражданской спутниковой группировки, если будем зависеть от зарубежных партнеров. Первый и главный тезис – мы заказываем только российские спутники. Российские инженеры, российские предприятия, российские космические аппараты, российские запуски».

Все эти заявления пока не уменьшают туманность перспектив и оставляют открытыми множество вопросов (скажем, будут ли совместные предприятия иметь статус отечественных, сколько лет и денег может потребоваться для возвращения к спутниковому «натуральному хозяйству» и проч.). На практике же, по словам Николая Тестоедова , гендиректора «ИСС им. М.Ф. Решетнева», сейчас специалисты компании вырабатывают подходы к изготовлению спутников и спутниковых платформ, не зависящих от поставок импортных компонентов, попавших в ограничительный список. Подходы предусматривают использование той же американской электронной компонентной базы, не подпадающей под санкции; европейской, а также китайской микроэлектроники, проверенной на соответствие всем необходимым требованиям. Юрий Выгонский , заместитель генерального конструктора «ИСС им. М.Ф. Решетнева» признает, что вынужденная модификация части приборов на спутниках отразится на сроках их изготовления и, возможно, на ценах. «Это не наше желание, а веяние времени, – резюмирует Ю. Выгонский. – И это – проблема операторов и производителей, как российских, так и зарубежных».

Зарубежные участники кооперации уходят от комментариев, советуя журналистам не трогать эту болезненную тему, чтоб не навредить не то что отдельным компаниям и их взаимоотношениям, но по большому счету России. Остается констатировать, что сложившейся ситуации никто не рад – ни партнеры по международному разделению труда в спутникостроении, ни операторы, которым важно своевременно получать космические аппараты проверенного технологического цикла по приемлемой цене, ни клиенты операторов.

Санкционная действительность по-своему отразилась на международном сотрудничестве в области спутниковых навигационных систем: США приняли решение не продолжать переговоры с Россией о размещении станций ГЛОНАСС на своей территории, о чем в ноябре сообщил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. В ответ, по его словам, российские специалисты технически исключили возможность использовать станции GPS на территории РФ в военных целях. В то же время в активную фазу вошли партнерские отношения России и Китая, реализующих совместные проекты вплоть до создания совместного предприятия для продвижения сервисов на основе ГЛОНАСС и аналогичной китайской системы BeiDou по всему миру.

Если для одних игроков рынка мейнстрим санкций и импортозамещения оборачивается драматическим сломом отлаженных бизнес-отношений, то для других – шансом укрепиться и повернуть ситуацию в свою пользу. 


Грегори ЛИТИНСКИЙ

Не было бы счастья?

Грегори ЛИТИНСКИЙ , региональный вице-президент, Gilat Satellite Networks

Международные санкции со стороны стран ЕС и Северной Америки толкают Россию к импортозамещению, развитию собственных центров R&D и местного производства, что в долгосрочной перспективе служит укреплению экономической мощи и политической независимости нашей страны. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Сотрудничество с компаниями, представляющими государства, которые поддержали антироссийские санкции, будет осложнено и нецелесообразно для российской стороны в части приобретения оборудования и технологий стратегической важности для госуправления, в том числе обеспечения связью государственных учреждений и предприятий, выполняющих стратегически важные гражданские функции в сфере здравоохранения, образования, обеспечения безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, природных катастроф, крупных промышленных аварий).

В то же время импортозамещение вызовет к жизни новые партнерства между зарубежными производителями и российскими компаниями. В части наземного сегмента этот процесс позволит локальным игрокам вывести проверенные временем технологии на российский рынок. Потребители получат выгоду от возможности приобрести оборудование местного производства по более привлекательной цене. Индустрия в целом выиграет от вливания инновационных технологий. А для иностранных партнеров, готовых предоставить свои наработки, импортозамещение открывает возможности для вхождения на российский рынок.

На наш взгляд, в краткосрочной перспективе местные производители оборудования наземного сегмента могут в сжатые сроки наладить производство отечественных VSAT-терминалов по зарубежным технологиям для работы с центральными земными станциями зарубежного производства. Со временем, по мере накопления опыта, производители смогут освоить производство оборудования всего наземного сегмента, включая центральные станции и системы управления.

 

Александр КЛИНЦОВ

А отечественные лучше!

Александр КЛИНЦОВ , гендиректор, StarBlazer

Мы не первый год работаем с производителем отечественного оборудования, входящим в VSAT-консорциум, что позволяет нам совместно развивать сервис для наших клиентов. У нас сейчас в основном используются именно отечественные решения: центральная станция, пользовательские модемы, платформа и т.п. Так что мы курс на импортозамещение взяли далеко не в этом году. Естественно, на данный момент такое положение позволяет нам уверенно смотреть в будущее. Но хочу особо подчеркнуть, что заказчик от использования отечественного оборудования не только ничего не теряет, но, на мой взгляд, выигрывает в надежности и качестве решения, ведь оно изначально спроектировано именно для наших тяжелых условий эксплуатации: экстремально низких температур, малых углов установки (5° и даже меньше), дождей, снегопадов и др.

Если рассматривать близкую к нам область, то сильные позиции отечественные производители имеют в спутниковом оборудовании. Здесь решения конкурентоспособные, местами более выигрышные и по техническим возможностям, и по стоимости. А с учетом текущей ситуации и возможного ограничения поставок высокотехнологичного оборудования в Россию отечественное производство является наиболее перспективным.

 

Сергей ПЕХТЕРЕВ

Уйдут. Останутся. Выиграют

Сергей ПЕХТЕРЕВ , руководитель, ГК AltegroSky

Для спутниковой связи интересна нефтегазодобыча, так как компании, работающие в оптовой торговле, автопроизводстве, недвижимости и проч., сосредоточены в крупных городах, а нефтяники и газовики ориентированы на районы, где нет хорошей телекоммуникационной инфраструктуры. AltegroSky ведет достаточно большой бизнес с зарубежными операторами связи, которые как глобальные игроки предоставляют сервис крупным международным компаниям, работающим в России в нефтегазовой сфере. И потенциальная опасность, связанная с наложенными США и ЕС на Россию ограничениями, состоит в том, что западные сервисные компании не смогут развивать здесь свой бизнес – не станут выходить на новые месторождения. Или, не дай бог, будут вынуждены вообще уйти из России.

Если говорить об импортозамещении в области производства оборудования для наземных сетей спутниковой связи, то, к сожалению, российские производители на этом рынке практически не представлены. Среди отечественных компаний трудно найти хорошего производителя небольших приемопередатчиков и VSAT-оборудования в ценовом сегменте до $500 за станцию. Обеспечить такую себестоимость можно только при очень большом объеме производства, сейчас нереальном. Кроме того, нужны дешевые компоненты, которые производятся, как правило, в Китае. В этом сегменте будет высокая конкуренция со стороны китайских производителей оборудования, которые не попали под санкции и при этом находятся в довольно привлекательной ценовой нише за счет больших объемов производства.

Можно назвать только одного российского производителя высокотехнологичного электронного оборудования мирового класса – компанию «Истар». Ее бизнес будет развиваться быстрыми темпами, так как компания производит достаточно интересный продукт, а сейчас он получит дополнительный стимул.

 

Александр НОВИКОВ

Дело времени

Александр НОВИКОВ , главный специалист департамента маркетинга, «РТКомм.РУ»

В среднесрочной перспективе ситуация с импортозамещением в области производства оборудования для наземных сетей спутниковой связи кардинальным образом не изменится, поскольку большинство существующих на рынке технологий, в частности VSAT, из-за особенностей технологических платформ имеют жесткую привязку к производителю. Например, ключевой элемент спутниковой сети – центральная земная станция спутниковой связи (ЦЗССС) – позволяет подключать VSAT-терминалы только того же производителя и определенной модельной серии. Поэтому даже при появлении конкурентных аналогов имеющихся сейчас на рынке решений процесс миграции VSAT-сетей может растянуться на достаточно продолжительное время.

С другой стороны, на рынке магистральных технологий спутниковой связи, таких, как SCPC, которые в отличие от VSAT не имеют жесткой привязки к ЦЗССС, возможно появление новых отечественных разработок. Наша компания уже активно ведет переговоры с новым отечественным производителем SCPC-решений, и в ближайшее время мы планируем провести тестирование этого оборудования на своей сети.

Сложившаяся политико-экономическая ситуация жестко поставила вопрос об импортозамещении. Безусловно, в короткие сроки задачу полностью решить не удастся, но сформировать положительные предпосылки и условия для развития отечественных технологий спутниковой связи вполне возможно. 

 

Уровень конкуренции снизится

Павел БАКАНОВ,  заместитель гендиректора, «Истар»

Вводимые против нашей страны санкции и принимаемые нашим государством ответные меры, безусловно, влияют на рынок спутниковой связи. Многие российские корпорации вынуждены отказываться от использования импортного оборудования в своих сетях спутниковой связи. Вместе с тем у нас есть собственные разработки и продукция, давно пре-одолевшая «барьер доверия» в жесткой конкурентной борьбе и завоевавшая популярность и в России, и в мире. Несмотря на то что элементная база, лежащая в основе платформы, в основном импортная, она не подпадает под какие-либо ограничения и выпускается странами, не участвующими в политике санкций против России. Поэтому проблем с производством и модернизацией этого оборудования не предвидится.

Вполне возможно, что курс на импортозамещение поможет ряду отечественных производителей встать на ноги, стимулируя потребителя покупать то, на что раньше он внимания не обращал. И, соответственно, есть шанс увидеть новых игроков на отечественном рынке. Однако вероятность того, что эти вендоры будут успешно развиваться, на наш взгляд, невелика, поскольку только в условиях открытой конкуренции на мировом рынке можно создать продукт, который имеет шансы на успех. В условиях же «занавеса» можно говорить лишь о локальных и ограниченных проектах. Конечно, от любых ограничений выбора конечный потребитель только теряет. Мы будем продолжать развиваться и поддерживать конкурентоспособность оборудования на уровне общемировых требований.

 

Христиан СЕМЕНОВ

Что бьет по бизнесу

Христиан СЕМЕНОВ , технический директор, HeliosNet

Для операторов, сотрудничающих с иностранными компаниями, основной проблемой стала девальвация руб-ля, из-за которой увеличивается себестоимость оборудования и услуг. Так, компании, ведущие расчеты за спутниковый ресурс в долларах и евро (например, работающие на космических аппаратах Intelsat и Eutelsat), уже ощутили рост расходов из-за колебаний курса. Кроме того, используемое спутниковое оборудование в основном зарубежного производства, и расчеты ведутся в иностранной валюте. Многие операторы для сокращения затрат будут в ущерб инновациям откладывать замену морально устаревшего оборудования. В любом случае говорить о снижении стоимости оборудования и услуг для конечных потребителей не приходится.

Несмотря на то что среди отечественных компаний уже есть производители спутникового оборудования, пока сложно говорить о том, что Россия сможет составить конкуренцию основным мировым производителям. Однако текущая ситуация – одновременно и шанс для российских производителей изменить ее в свою пользу. Впрочем, на данном этапе нельзя назвать спутниковую связь и вещание сегментом, где у российских производителей есть сильные позиции. 

 

Елизавета КАПРАЛОВА

Нужна господдержка

Елизавета КАПРАЛОВА , руководитель департамента по связям с общественностью, «Триколор ТВ»

 

Несмотря на высокий технический потенциал России, в отдельных ситуациях импортозамещение невозможно. Некоторые российские компании, специализирующиеся на производстве спутникового оборудования, могут получить новые заказы, но для их выполнения им потребуется реальная государственная поддержка в виде кредитов и налоговых льгот. Но любые усилия государства, направленные на улучшение качества связи или телевещания, уже положительны. Так, 11 августа 2014 г. Президент РФ подписал указ о необходимости обеспечения технической возможности перевода телеканалов цифрового эфирного телевидения на HD-вещание к 2021 г. Выполнение указа возможно исключительно за счет увеличения эфирных и спутниковых мощностей, а это можно только приветствовать.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!