Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2014
Лилия ПАВЛОВА  08 декабря 2014

Альянсы вокруг «умного страхования»

Игроки зарождающегося российского рынка страховой телематики объединяются в партнерства с целью освоения «умного страхования» для автолюбителей. На этом поле будут играть страховщики, операторы связи, автопроизводители.

Оценки и ожидания

Услугами «умного страхования» на базе GPS в США пользуются 75% частных автовладельцев, объем рынка страховой телематики составляет около $6,7 млрд. В России консервативные страховщики долго не решались осваивать новую для себя бизнес-модель (принцип «плати, как ездишь»), в которой появляются новые игроки. Государство ненавязчиво подталкивает их к уходу от классической схемы постановлением правительства «Об утверждении правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации», согласно которому с 2016 г. технологии ГЛОНАСС (как раз и обеспечивающие некорректируемую регистрацию информации) будут использоваться в качестве подтверждающего фактора наступления страхового случая.

Кроме того, ожидается, что инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС», созданной для сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при ДТП, станет основой для развития дополнительных сервисов, в том числе страховой телематики. По оценке Павла Ройтберга  («Ростелеком»), размер российского рынка автострахования с использованием страховой телематики через пять лет составит 35 млрд руб., а ее внедрение позволит снизить уровень мошенничества в этой области на 70% и принесет страховым компаниям более 20 млрд руб. экономии. В 2013 г. при общей численности автопарка в 49 млн единиц и среднем по стране уровне проникновения КАСКО около 10%, объем рынка автострахования по этой системе составил 170 млрд руб., из которых около 15 млрд было выплачено по мошенническим схемам. Низкий уровень проникновения добровольного страхования объясняется высокой стоимостью страховки (около 40 тыс. рублей), в которой «хорошие» водители должны субсидировать водителей «плохих».

В поддержку «хороших» водителей

Первопроходцы нового массового рынка появились в нынешнем году. МТС в альянсе с компанией «Интач Страхование» реализует программу «умного страхования», в которой задействовано М2М-оборудование, использующее новый механизм расчета страховых рисков: каждый клиент, оформляющий полис КАСКО в «Интач», может бесплатно установить на свой автомобиль телематическое устройство для измерений и создания точного портрета его стиля вождения. Если автолюбитель не создает критических ситуаций на дороге, не превышает скоростной режим и не участвует в авариях, он может вернуть часть денег, потраченных на оплату страхового полиса. Специальное оборудование и интерфейс сервиса оценки качества вождения, разработанные МТС, учитывают большинство аспектов вождения: как резко автомобиль стартует с места и тормозит, насколько плавно входит в повороты и перестраивается, какое в среднем преодолевает расстояние и с какой скоростью. Как отмечает Сергей Иревли (МТС), в сегменте мониторинга транспорта оператор обслуживает более 5 тыс. компаний, и именно по запросам корпоративных клиентов был разработан функционал, позволяющий оценивать стиль вождения, который потом был адаптирован к массовому рынку «умного страхования». Помимо базовых бортовых устройств, в решении используется мобильное приложение для обратной связи с пользователем и обеспечения его взаимодействия со страховой компанией. «Хорошие» водители получают от страховщика скидку на КАСКО до 20%. По словам Оксаны Беляевой  («Интач Страхование»), этот проект позволил страховщику увеличить продажи тарифов, защитить бизнес и снизить риски, поскольку делает отношения всех участников цепочки гораздо более прозрачными, чем в классической схеме автострахования.

Другим путем, хотя и в том же направлении, пошел «ВымпелКом», который запустил совместно с компанией «Важно. Новое страхование» пилотный проект на базе телематической платформы CMPS (Corporate Mobile Positioning Services), созданной по стандартам качества телеком-оператора. На ее основе оператор может разрабатывать и быстро внедрять не только сервисы страховой телематики, но и другие услуги и продукты класса М2М. Платформа имеет единую архитектуру телематических сервисов, единый интерфейс для администрирования всех навигационных решений, единый пользовательский интерфейс для группы навигационных устройств, а также возможность адаптации ГЛОНАСС- и GPS-устройств для работы с телематическими услугами. «Умное страхование» предполагает установку в автомобиль телематического блока, который позволяет проводить сбор и анализ данных о стиле вождения. Помимо информации о количестве резких торможений и ускорений, средних скорости и расстояния, сервис позволяет передавать информацию об аварии в страховую компанию, которая поможет оперативно вызвать экстренные службы на место ДТП и в автоматическом режиме сформировать выплатное дело, а также проконсультировать клиента о шагах по урегулированию убытка. Страховая компания, в свою очередь, сможет предложить клиентам индивидуальное страховое покрытие и учесть качество вождения для предоставления скидки при пролонгации договора. По словам Игоря Хереша  («ВымпелКом»), сегодня в России не существует готового универсального продукта для страховой телематики, учитывающего потребности трех сторон – страховой компании, клиента и оператора связи. Такой продукт «ВымпелКом» разрабатывает совместно с компанией «Важно. Новое страхование» на базе CMPS. Планируется, что в дальнейшем решение может быть применимо для формирования предложений как по КАСКО, так и по ОСАГО.

Еще одна группа игроков нового рынка пока остается в тени, однако обещает стать наиболее влиятельной. Это автопроизводители, устанавливающие ГЛОНАСС/GPG-оборудование уже на конвейере. Они также не намерены упустить рынок перспективных услуг, в том числе страховой телематики. По мнению И. Хереша, они-то и выступят основным драйвером новых дополнительных сервисов в рамках проекта «ЭРА-ГЛОНАСС», самостоятельно либо совместно с транспортными, страховыми, лизинговыми компаниями – и с этими «монстрами» операторам надо поспешить вступить в альянсы.

Как известно, лучшие места занимают пришедшие первыми. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: