Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2015
02 марта 2015

Выбираем облачный сервис

Облачных сервисов напридумывано уже немало. Теперь главное – правильно упаковать и подать их заказчикам, которые становятся все более требовательными к ценам, функциональным возможностям, интерфейсу, удобству использования и покупки.

«ИКС»: Какие облачные сервисы, кроме всем известных IaaS и электронной почты, сейчас наиболее популярны?

Сергей ЩЕРБИНА

 

Сергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CIS: Довольно быстро набирают популярность облачные гео­информационные сервисы. Небольшие компании рассматривают их как возможность сэкономить на развертывании собственной ГИС-системы, крупные распределенные организации – как простой способ работы с картами и обеспечения доступа к ним для всех сотрудников, госорганизации – как способ обмена информацией с гражданами и с другими органами власти.

Максим ЗАБЕЛИН

 

Максим ЗАБЕЛИН, гендиректор, Max Support: Если год назад в сегменте SaaS наибольшей популярностью пользовались офисные пакеты и сервисы обмена/хранения данных, то теперь SMB-заказчики активно спрашивают учетные системы, CRM, телефонию и специфические технологические сервисы (VPN-сети, архивацию и репликацию данных).

Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ

 

Елена ВЕНЦЛАВОВИЧ, директор по развитию, «Дом.ru Бизнес» («ЭР-Телеком»): На первом месте по популярности у клиентов «Дом.ru Бизнес» находится облачная АТС – сегодня этой услугой пользуются около 10% абонентов корпоративной телефонии, причем их число за последний год увеличилось на 100%. Основная доля пользователей облачной АТС приходится на сектор SMB. Среди крупных компаний облачную АТС внедряют предприятия, имеющие разветвленную филиальную сеть в регионах. Видеонаблюдение используют примерно 0,5% абонентов B2B, прирост за 2014 г. составил приблизительно 30%.

Эдуард ШИФМАН

 

Эдуард ШИФМАН, руководитель направления ЭДО, СКБ «Контур»: Устойчиво растет как число компаний, вовлеченных в юридически значимый облачный электронный документооборот (ЭДО), так и количество переданных таким способом документов. При этом в ЭДО заметен рост доли документов, которые передаются в установленных ФНС форматах. Важно отметить, что кроме крупных компаний на ЭДО постепенно переходят представители малого и среднего бизнеса. По нашим оценкам, порядка 20–30 тыс. компаний сейчас имеют реальный опыт отправки электронных документов и порядка 200–300 тыс. – опыт их получения.

Николай ИЛЬИН

 

Николай ИЛЬИН, директор по развитию бизнеса, НП «ЦПИКС»: Среди инфраструктурных сервисов наибольшей популярностью пользуются аренда взаимосвязанных виртуальных сетей (а не отдельных серверов) с поддержкой виртуальных сетевых функций (VNF), аренда контейнеров, файловых хранилищ, включая резервное копирование данных. В части SaaS самые популярные сервисы – совместная работа, офисные приложения, CRM, сервисы на базе позиционирования.

Алексей БЕССАРАБСКИЙ

   

Алексей БЕССАРАБСКИЙ, руководитель отдела брендинга и PR, «Манго Телеком»: Увеличился спрос на дополнительные функции АТС, положительно влияющие на эффективность взаимодействия компаний с их клиентами, – на услуги центра обработки вызовов и интегрированную CRM-систему. Также возросло количество заказчиков, использующих несколько наших облачных продуктов одновременно.

 

«ИКС»: Насколько перспективным является создание новых облачных сервисов путем интеграции уже имеющихся приложений?

Николай ДАНИЛКИН

 

Николай ДАНИЛКИН, начальник отдела инфраструктурной поддержки проектов, «Ростелеком»: Одна из наиболее многообещающих тенденций развития SaaS-приложений – это взаимная интеграция различных SaaS-решений, в том числе разработанных разными поставщиками. Именно работа по созданию «сборных» (интегрированных) решений для различных отраслей и компаний любых размеров (от SoHo до Enterprise) представляется нам наиболее перспективной. Такой подход позволит предоставить клиенту взаимно интегрированное решение на основе сервисов, которые являются лучшими каждый в своей нише.

 

Е. ВЕНЦЛАВОВИЧ: По этому принципу построены такие услуги, как облачная АТС или видеонаблюдение, где интеллектуальный интерфейс надстраивается над IP-телефонией или ШПД. Более того, эти услуги гибко интегрируются с существующей инфраструктурой клиента, позволяя начать работать с ними в короткие сроки.

Александр ДЕМИДОВ

 

Александр ДЕМИДОВ, руководитель направления арендных решений, «1С-Битрикс»: Когда речь идет о массовых востребованных функциях (например, IP-телефонии, виртуальной АТС, почте), разработка которых для нас сложна и непрофильна, мы интегрируем «Битрикс24» с существующими сторонними сервисами. На наш взгляд, у заказчика должна быть единая среда со всеми необходимыми для работы инструментами.

 

С. ЩЕРБИНА: Возможность расширить функции корпоративных систем средствами географического представления и анализа – один из важных побудительных мотивов для клиентов к использованию облачной ГИС.

 

М. ЗАБЕЛИН: Со стороны SMB есть спрос как на интегрированные решения, так и на произвольные пакеты сервисов. И, наверное, самое правильное – предлагать те варианты, которые наиболее полно решают задачи заказчика. Очень показателен в этом плане Office365. Можно подобрать комбинацию базовых планов и опций к ним для решения практически любой задачи заказчика.

 

Олег МЕЛЬНИКОВ

Олег МЕЛЬНИКОВ, старший вице-президент по продуктам автоматизации, Parallels: Взаимная интеграция сервисов – это то, что мы считаем залогом дальнейшего развития облачной отрасли, и то, чему мы сами стараемся своими разработками способствовать. Есть уже технологии, которые позволяют реализовать этот сценарий даже с приложениями, созданными разными вендорами. Здесь мы идем от спроса: заказчикам невыгодно и неудобно покупать по отдельности облачный софт у разных разработчиков (по нашим данным, 49% облачных сервисов SMB до сих пор покупают напрямую у разработчика), а потом еще ломать голову, как наладить обмен данными между этими приложениями. Проблему решает интеграция сервисов, которая позволяет, например, пользоваться одновременно облачной почтой и облачными антивирусными решениями для нее, объединять данные из разного корпоративного софта, дополнять офисное ПО облачными коммуникационными сервисами.

 

«ИКС»: Интересуются ли заказчики облачными платформами и платформами виртуализации, на которых работают его сервисы в дата-центре провайдера?

 

А. ДЕМИДОВ: Для заказчиков, которые разрабатывают сложные системы, важна не платформа виртуализации сама по себе, а набор сервисов и API, который предоставляет облачный провайдер инфраструктуры. Мы, выбирая Amazon, ориентировались не на то, какую он использует платформу виртуализации, а на наши конкретные задачи. Нам нужно было иметь возможность подключать диски произвольной конфигурации, делать образы машин, копировать их между дата-центрами, иметь хороший API для всех функций (запустить/остановить машину, подключить диски, увеличить размер групп масштабирования, подключить балансировщик), потому что с помощью API мы автоматизировали собственный процесс. Если провайдер инфраструктуры дает много разных сервисов – это востребовано.

 

М. ЗАБЕЛИН: Думаю, что провайдерам стоит фокусироваться на одной платформе, совершенствовать свой сервис, а не гнаться за охватом. Те, кому не хватит каких-то функций, всегда могут выбрать другого провайдера.

Сергей ТАРАН

 

Сергей ТАРАН, гендиректор, «Онланта»: Квалифицированный заказчик понимает, какие платформы подходят для решения его задач. Кроме того, если системы виртуализации у провайдера и заказчика одинаковые, то проблем при миграции в облако будет существенно меньше.

Сергей ЕРИН

 


Сергей ЕРИН, директор департамента информационных технологий, «ЛанКей»: Заказчиков, как правило, мало интересует, на какой платформе работает гипервизор. Им важнее, насколько надежно все работает, как легко этим управлять и, самое главное, цена.

Юрий КРАСОВСКИЙ

 


Юрий КРАСОВСКИЙ, гендиректор, IT’s Cloud («Компьютерные технологии»): Честно говоря, нас этот вопрос интересовал только в общих чертах. Нам важен результат, а с помощью каких технических средств облачный провайдер его достигает – это его забота.

Марсель ЗАМАНОВ

 


Марсель ЗАМАНОВ, ИП «Заманов»: Моим конечным клиентам и мне, как обслуживающему их, нет особой разницы, какая платформа используется. Была бы адекватная цена, приемлемый SLA и удобный интерфейс для работы, этого достаточно для построения необходимой инфраструктуры.

 


«ИКС»: Какие облачные приложения вы считаете сейчас наиболее перспективными?

 

С. ЩЕРБИНА: Большой потенциал мы видим в создании новых полностью готовых к применению веб-приложений для конкретных отраслей или категорий заказчиков. Они должны быть просты в использовании даже для людей, не являющихся ГИС-специалистами: маркетологов, госслужащих, управленцев, сотрудников коммунальных предприятий и др. Еще одно перспективное направление в России, над которым мы сейчас работаем, – создание в облаке своего рода магазина пространственных данных, чтобы пользователи могли легко и быстро получить все необходимое им для работы с ГИС непосредственно на портале, не тратя времени на самостоятельный поиск нужных данных.

 

С. Таран: Хорошие перспективы у систем видеоконференцсвязи в облаке. Это очень удобный сервис, им просто пользоваться, и он экономит массу времени и средств. Сейчас, когда за окнами зима, добраться в Москве на встречу практически невозможно, но ноутбук и ВКС в облаке решают проблему. В нашей компании это уже стало бизнес-практикой.

 

Н. ДАНИЛКИН: В течение 2015 г. мы планируем предоставить своим клиентам ряд новых облачных услуг. Одна из них – O7.BaaS – позволит им самостоятельно управлять созданием/восстановлением резервных и архивных копий своих виртуальных машин. Предполагается также предоставить клиентам возможность отслеживать загруженность ресурсов своего виртуального ЦОДа и доступность развернутых в нем информационных систем.

 

С. ЕРИН: Наиболее перспективным для наших заказчиков мы считаем не какой-либо отдельный сервис, а комплекс облачных сервисов, закрывающих все задачи бизнеса, из одних рук: например, почта, телефония, видеоконференции, средства документооборота и совместной работы – все это с единым логином и паролем входа во все сервисы, с единым списком контактов и групп.

 

«ИКС»: Каких облачных приложений не хватает сейчас на рынке?

 

Н. ИЛЬИН: Не хватает систем, которые могут гарантировать сетевой SLA, IaaS-систем с поддержкой эффективного управления, платформ, на которых можно разместить или купить функции виртуальной сети.

 

С. ЕРИН: В облаке сейчас, наверное, хватает всего. Другой вопрос – насколько имеющиеся продукты готовы к работе в облаке и насколько заказчики готовы ими пользоваться? Скажем, даже при имеющемся быстром интернете не все продукты можно легко вынести в облако. Даже простой файловый сервер, где могут храниться огромные объемы медиаданных, с которыми в локальной сети работают тысячи пользователей, в облако просто так не вынесешь, поскольку пропускной способности обычных интернет-каналов для комфортной работы не хватит. Также непросто вынести в облако задачи по 3D-моделированию, хотя работы в этом направлении ведутся.

 

«ИКС»:  Каковы ваши прогнозы развития облачных сервисов в России?

 

Н. ДАНИЛКИН: Говоря о перспективных облачных услугах, важно помнить об идущей сейчас эволюции: нынешняя трехступенчатая модель облачных сервисов (IaaS, PaaS, SaaS) претерпевает изменения. По мере развития PaaS-технологий интерес к классическим IaaS-решениям ослабевает. В облачных приложениях будущего соединятся инфраструктурные и платформенные элементы от разных поставщиков, а также различные решения, собранные от многих сервис-провайдеров.

Леонид АНИКИН

 

Леонид АНИКИН, руководитель направления облачной инфраструктуры, Softline: Россия отстает от западных рынков года на четыре, поэтому прогноз сделать не очень сложно. Поставки физических серверов клиентам будут и дальше сокращаться, а продажи виртуальных мощностей у провайдеров будут расти. К облачным операторам будут «переезжать» как отдельные приложения, так и вся серверная инфраструктура клиентов. Часть решений будет приобретаться по принципу SaaS.

 


С. ЕРИН: Скорее всего, в ближайшие годы самыми популярными по-прежнему будут сервисы аренды виртуальных серверов, корпоративной почты и IP-телефонии, но акцент будет смещаться в сторону бизнес-систем, различных ERP- и CRM-приложений. Однако консерватизм заказчиков заметно сдерживает развитие рынка.

Максим БЕРЕЗИН

 

Максим БЕРЕЗИН, руководитель виртуального дата-центра, КРОК: В отличие от Запада на российском рынке SaaS-сервисы пока менее популярны, чем другие облачные услуги. Но санкции и дорожающие лицензии, возможно, станут драйвером роста, так как одни компании уже сейчас ограничены в доступе к технологиям, а у других возникает потребность в оптимизации затрат на ПО из-за скачков курса валют.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: