Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2015
Александра КРЫЛОВА  01 июня 2015

Рунет мобилизуется

Тренд роста аудитории мобильных пользователей открывает перед крупными игроками Рунета новые возможности для развития бизнеса. И некоторые из них этими возможностями уже пользуются.

Многолетние усилия сотовых операторов, направленные на то, чтобы сделать мобильный интернет удобным и доступным для миллионов российских пользователей, возымели действие. Аудитория мобильного интернета достигла в нашей стране 50 млн человек. Такие данные привел на 19-м российском интернет-форуме РИФ+КИБ 2015 Руслан Тагиев (TNS Россия). За год, минувший с прошлого форума, количество россиян, выходящих в интернет исключительно через смартфон или планшет, выросло на 90% и составило 11,8 млн. При этом вся аудитория Рунета, объединяющая пользователей мобильного и фиксированного доступа, насчитывает 82 млн человек.

В городах с населением в 100 тыс. и более жителей 41% пользователей выходит в Сеть со смартфонов, 26% – с планшетов и 11% – с «умных» телевизоров. В каждой из этих групп аналитики зафиксировали годовой прирост. Так, количество приверженцев смартфонного доступа выросло на 34%, пользователей доступа в интернет с планшета – на 20%, но больше всего увеличилась аудитория тех, кто выходит в Сеть со смарт-телевизоров, – на 41%.

Любопытно даже не то, что 39% пользователей «смартфонно-планшетного» интернета признались, что первым делом после пробуждения они выходят в Сеть, а то, что среди участников опроса таких людей оказалось больше, чем тех, кто сначала предпочитает позавтракать (37%), принять душ (33%), включить телевизор (21%) или радио (10%).

При этом понятно, что по своему потребительскому поведению и по предпочтениям мобильные пользователи интернета отличаются от приверженцев десктопов и ноутбуков. К примеру, первые проводят в Сети меньше времени (86, а не 120 мин в день), большую часть которого тратят на соцсети, игры, мессенджеры, а также пользуются со своих устройств картами, читают книги и смотрят видео. С теми, кто заходит в интернет с десктопов и с ноутбуков, они сходятся только в любви к соцсетям. Вместо игр пользователи второй категории чаще всего смотрят видео, вместо мессенджеров проверяют почту, а оставшееся время делят практически поровну между чтением новостей, поиском и электронной коммерцией.

Впрочем, по данным исследования «Электронная торговля в России. Годовой отчет 2014», совместного проекта компаний Data Insight, InSales и PayU, мобильные устройства еще в прошлом году были задействованы россиянами в каждом шестом онлайн-заказе материальных товаров, как по отдельности (только смартфон или планшет), так и в комбинации с десктопом и ноутбуком. Общее же количество онлайн-заказов за этот период составило 195 млн, из них 148 млн в России и 47 млн за рубежом. Другим косвенным подтверждением готовности пользователей мобильного интернета к покупкам в интернет-магазинах со смартфонов и планшетов можно считать факт, приведенный Дэнни Перекальски (Ozon): приложение этого онлайн-супермаркета уже скачали 5,5 млн человек.

Превращение персональных мобильных устройств в основную точку контакта с клиентом отмечают и операторы связи, успевшие вырасти в заметных игроков Рунета в целом и электронной коммерции в частности. К примеру, товарооборот интернет-магазина компании «МегаФон», по словам Максима Чернявского («МегаФон Ритейл»), по итогам 2014 г. достиг 1,7 млрд руб., что составляет 11–12% от товарооборота всей розницы оператора, а количество обработанных заказов выросло за год на 70%.

Компания TNS включила в топ-20 самых посещаемых веб-ресурсов в российском сегменте интернета сайт компании МТС: его ежемесячная аудитория насчитывает более 13,5 млн уникальных посетителей. (Правда, надо понимать, что «униками» признаются люди, зашедшие на сайт с разных IP-адресов через разные браузеры, а поскольку количество устройств у каждого пользователя растет, то использующий для доступа к сайту разные устройства в определенный временной интервал человек «считается» несколько раз.) С 2009 г. оператор развивает свой мобильный сайт. По словам Ксении Лапениной (МТС), сегодня на ресурс, чей контент полностью синхронизирован с основным сайтом оператора, приходится около 30% всей его посещаемости. «Да, он не нов, но приносит доход и пользу уже шесть лет», – резюмировала она.

Похожий результат получили и в компании «МегаФон» после запуска специализированного раздела «большого» сайта для сбора предзаказов на iPhone 6, а впоследствии и для продажи этих устройств. Благодаря адаптивной верстке, которая применяется во всех разделах «большого» сайта оператора, обеспечивается доступ к его ресурсам с любых смартфонов и планшетов. Так что сегодня 33% посетителей заходят в раздел, посвященный iPhone, именно с мобильных устройств.

Вот почему для того чтобы быть в тренде, игрокам онлайн- и офлайн-торговли, – которые, кстати, сегодня ставят задачу стать всеканальными и унифицировать продажи во всех средах, – нельзя терять из вида пользователей смартфонов и планшетов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!