Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 июня 2007

Опять о VAS?.. Всегда – о VAS!

Кто о чем мечтает? Желания некоего усредненного абонента противоречивы: с одной стороны, это доступность связи, удобство и разнообразие способов общения и получения информации; с другой – минимум затрат. Идеальный тариф «Мечта абонента» – ноль долларов (и рублей соответственно) за любые удовольствия: входящие, исходящие и междугородные вызовы, роуминг, SMS… А. Петренко и И. Чиж (CompTek) констатировали: мечты сбываются!

Кто о чем мечтает?

Желания некоего усредненного абонента противоречивы: с одной стороны, это доступность связи, удобство и разнообразие способов общения и получения информации; с другой – минимум затрат. Идеальный тариф «Мечта абонента» – ноль долларов (и рублей соответственно) за любые удовольствия: входящие, исходящие и междугородные вызовы, роуминг, SMS…

А. Петренко и И. Чиж (CompTek) констатировали: мечты сбываются! По крайней мере, для более чем 130 млн компьютерных пользователей, которым Skype бесплатно предоставляет голосовую связь. Но возможно ли такое на сетях телефонных операторов? Why not – видимо, решило руководство British Telecom, затеяв в 2004 г. полную реконструкцию своей инфраструктуры с переводом ее на IPпротокол. Впрочем, по кулуарной версии, оператор просто ужаснулся близкой перспективе разорения из-за оттока абонентов и его мечтой стало найти адекватный выход, который позволит конкурировать с ISP и другими компаниями, теснящими традиционных телефонистов на их собственном рынке. Но протоколу IP адекватным оказался только IP, за который оператору придется заплатить десятки миллиардов долларов – такова цена полного перевода сети на IP. Неизбежность?..

Как отметил директор по развитию бизнеса «МФИ Софт» И. Масленников, самые большие проблемы сегодня испытывают именно операторы фиксированных сетей телефонной связи, для которой IP и мобильная связь – не что иное, как «закрывающие технологии». За примером можно сходить во Францию, где уже больше 40% населения вместо традиционного телефонного аппарата довольствуются мобильным (а для бесплатных звонков из дома пользуются услугами ISP).

«Современному оператору связи нужны широкий спектр дополнительных услуг для разных категорий абонентов, интеграция услуг и интеграция OSS/BSS. Все это сложно, долго и дорого делать на базе TDM-технологий, – убежден И. Масленников. – А сервисы, порожденные в IPсреде, доступны в любой сети – и фиксированной, и мобильной, и IP». Аналитики считают, что рано или поздно традиционные операторы будут переходить к IP, а значит, трансформироваться как технологически, так и на уровне бизнес-подходов. Большинство из них либо планируют, либо уже начали «большую перестройку», которая займет не один год (см. «ИКС» № 4'2007, с. 79).

Телефонные же компании в России о полной пакетизации пока не говорят и провайдеров типа Skype, Google, Yahoo! своими конкурентами не считают (см. «ИКС» № 3'2007, с. 78). Отчасти потому, что массовый отток абонентов им сегодня явно не угрожает. Другое дело, что дополнительные услуги с нерегулируемыми государством тарифами – хороший источник доходов. По данным «Нева Лайн», телефонные операторы в прошлом году активно развивали голосовые VAS.

Голос с добавленной стоимостью

Как сообщил директор по развитию и маркетингу «Нева Лайн» А. Литвинов, российский рынок дополнительных голосовых услуг чрезвычайно активно развивался в 2006 г., его объем составил $110 млн. К концу 2-го квартала 2007 г. рынок войдет в стадию зрелости и, по прогнозам, к концу года достигнет $150 млн. Впрочем, это общий объем рынка голосовых VAS, «собранный» как с фиксированных, так и с мобильных сетей (около 70% всей суммы заработано именно на сотовой связи). Основные генераторы трафика в обоих сегментах не меняются на протяжении нескольких лет – это телевизионный интер-актив, разговоры для взрослых (РДВ), информационно-справочные услуги, IVR-порталы. В 2006 г. образовалось новое направление – коммьюнити-сервисы.

Объем рынка голосовых VAS в фиксированных сетях составил в 2006 г. $25–30 млн. В том числе:
  • 30% – ТВ-интерактив (основные игроки – «Эдмар+», «Телеконтакт», «Нева Лайн»);
  • 35% – РДВ (безусловный лидер – «Аудиотеле»);
  • 20% – информационно-справочные услуги (лидеры – МРК «Связьинвеста»);
  • 15% – остальные услуги.

    Источник: оценка «Нева Лайн»


«Основной фактор, тормозящий развитие фиксированного рынка, – дебиторская задолженность, – отметил А. Литвинов. – В настоящий момент средняя собираемость по рынку составляет 60–65%, однако демонополизация дальней связи положительно сказывается на решении проблемы».

Объем рынка голосовых VAS в мобильных сетях в 2006 г. – около $75–80 млн, рост по сравнению с 2005 г. более чем на 200%. В том числе:
  • 35% – ТВ-интерактив;
  • 18% – РДВ;
  • 10% – заказ рингтонов;
  • 10% – IVR-порталы;
  • 7% – информационно-справочные услуги;
  • 5% – коммьюнити-сервисы.

    Источник: оценка «Нева Лайн»
Благополучный итог обусловлен появлением новых телевизионных форматов, генерирующих огромный импульсный трафик; активизацией существующих и новых игроков в сегменте РДВ; развитием коммьюнити-сервисов. К слову, средняя цена одной VAS-минуты для абонента – примерно $1 и вклад дополнительных голосовых услуг в ARPU сотовых операторов составил $0,053 (данные компании «Нева Лайн»). Игроки поделили голосовые VAS в мобильных сетях следующим образом: «Нева Лайн» –24%; Next Media –21%; «СоюзТелеком» - SMS –14%; Media Solutions и Forte-IT – по 10%; Solvo International, «Премиум Контент» и «Информ-Мобил» – по 5%; «Аудиотеле» и «Мобильные Ответы» – по 3%.

VAS-голос станет сильнее

Как видим, на фиксированных сетях лидером по сборам среди голосовых VAS оказалась услуга, деликатно обозначенная как «Разговоры для взрослых». Впрочем, в сотовых VAS у нее тоже почетная вторая весовая категория. Однако, по мнению исследователей, именно этот сегмент рынка начал в 2007 г. стагнировать и уже к концу года многие компании его покинут. Слишком много игроков, зачастую низкое качество услуги (интересно, по каким критериям оценивают это качество? – Л.П. ), резкий взлет затрат на продвижение услуги – все это позволяет прогнозировать спад в сегменте РДВ.

Зато ТВ-интерактив сохранит свои позиции, а осенью возможен даже резкий скачок. В сегменте информационно-справочных услуг также велика вероятность быстрого роста за счет прихода новых игроков и «клонирования» опыта МГТС в МРК (как известно, в МГТС уже два года работает модернизированная платная информационно-справочная служба «009» – см. «ИКС» № 5'2005, с. 41). В секторах IVR-порталов и услуг «Закажи рингтон» значимых перемен не ожидается, а вот мощно набирающие обороты коммьюнити-сервисык концу года, скорее всего, полностью заменят РДВ в качестве генератора трафика (рост будет обусловлен как появлением новых идей и проектов, так и развитием «условно бесплатных» услуг).

На поле мобильного VAS-голоса ожидается, что операторы сотовой связи во второй половине 2007 г. будут активно выходить на рынок сбора и обработки трафика, что приведет к увеличению выручки и повышению рентабельности бизнеса в целом по рынку. «Хотелось бы, чтобы эту тенденцию поддержали также МРК, располагающие распределенными IN, – заметил А. Литвинов. – Вообще в России уже назрела необходимость в отдельной сети для сбора и обработки трафика интерактивных ТВуслуг». Можно предположить, что операторы воспользуются возможностью выйти на рынки СНГ, которая появится во второй половине года, когда транзитные операторы построят пограничные переходы.

Регуляторный прогноз: Мининформсвязи к концу года усилит внимание к рынку голосовых услуг, прежде всего в мобильной связи. Вероятно появление регулирующих актов, которые скажутся на существующей цепочке разделения доходов от услуг. К концу года в России окончательно созреет необходимость создания независимого «рекомендательного» регулятора – аналога ICS TIS.

В оптимистичном прогнозе роста объема рынка голосовых VAS к концу 2007 г. (до $150 млн) стабильное место отводится фиксированному голосу: при росте 40–50% – до $45 млн, или те же 30% в общей копилке.

Главным же бизнес-трендом 2007 г. А. Литвинов назвал стремление лидеров рынка войти в медийный бизнес. В этой связи крайне важно заложить технологический фундамент для дальнейшего развития рынка в 2008–2010 гг. Предпосылки уже есть: новые технологии, повышающие скорость и качество передачи информации, выводят на новый уровень уже известные, но не слишком распространенные услуги – мобильное телевидение, видеотелефонию, приложения IP-телефонии.

***

Разумеется, VAS-тематика конференции далеко не ограничивалась голосовыми сервисами. Все-таки неголосовые VAS перевешивают на чаше любых весов – и по доходам, и по интересу к ним, и просто по числу сервисов. Но голосовая доля в VAS-пакете год от года увеличивается, а прогнозируемая в ближайшие два-три года «конвергенция'BB лидеров голосового VAS-рынка с медийным бизнесом начнет приносить более весомые плоды.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!