Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2016
Алексей НИКОЛАЕВ  15 марта 2016

Лояльность к облачным изменениям растет

Для успешного перехода к облачным услугам необходимо четкое представление о том, за счет каких функций и опций будут компенсированы затраты на реконфигурацию бизнеса и на обучение персонала новым бизнес-процессам.

Алексей НИКОЛАЕВ, директор центра компетенции по управлению жизненным циклом приложений, «Техносерв»

Один из значимых вопросов, которые стоят перед компанией, рассматривающей переход на использование внешних облачных услуг, – это вопрос их адаптации к особенностям ее бизнес-процессов.

Конечно, есть облачные сервисы, которые фактически не требуют индивидуальной настройки. К ним относятся в первую очередь инфраструктурные унифицированные системные сервисы, поддерживающие основной бизнес. Примеры: вычислительные мощности, резервное копирование и электронная почта. Перевод таких систем во внешнее облако оказывает минимальное влияние на бизнес-процессы компании. Изменится структура задач обеспечения непрерывности, структура расходов на ИТ. Но это изменения внутри ИТ-службы.

Иная ситуация, когда речь идет о переходе на внешние сервисы, автоматизирующие основные бизнес-процессы компании. Речь идет о системах типа CRM, ERP, системах управления логистикой и т.п. В этом случае более или менее серьезные изменения в бизнес-процессах компании практически неизбежны. Это связано с тем, что сама идеология и экономическая модель публичных облачных сервисов предполагает некую унификацию функций и отказ от разработки уникального решения для каждой конкретной компании. С одной стороны, унифицированная облачная услуга может дать заказчику доступ к лучшим практикам, опыту других компаний, которые обычно используются при разработке подобных решений, с другой – она может потребовать отказа от особенностей реализации собственных бизнес-процессов. И здесь потенциальный проект миграции на облачные услуги поджидают две ловушки – неверная оценка тех преимуществ, которые даст миграция на облачные услуги, и попытка полностью привязать новое решение к своим бизнес-процессам без их изменения.

Во многих компаниях функционирует еще немало систем, разработанных в конце 90-х – начале 2000‑х годов, когда о будущих облаках еще ничего не знали. В этих системах реализованы уникальные особенности каждого бизнеса, поддерживающиеся логикой организации процессов. Именно те особенности, которые определяют эффективность и финансовую состоятельность компании. Для многих такая нетипичность является существенным конкурентным преимуществом на рынке. С одной стороны, переход на новые, условно унифицированные системы может дать компании новые преимущества на рынке. С другой – точно также может привести к потерям. Условно говоря, потратив 10 руб. на оптимизацию бизнес-процессов при переходе в облако, компания получит лишь 7 руб. отдачи. Вот почему важно при проработке проектов миграции на внешние облачные услуги детально взвесить расходно-доходные параметры проекта, максимально полно выявить влияние такой миграции на бизнес компании.

Теперь о второй опасности – попытке сохранить всю специфику собственных бизнес-процессов, адаптировав под них облачное решение. Иногда со стороны провайдеров (к счастью, все реже) звучат обещания любой ценой полностью адаптировать решение под бизнес клиента. В этом случае проект миграции на облачные решения рискует превратиться в обычный проблемный ИТ-проект – длительный по срокам, тяжелый в реализации и дорогой с точки зрения стоимости внедрения и последующей поддержки. В какой-то момент заказчик может отказаться от внедрения, справедливо посчитав, что затраты на переход в облако превышают стоимость традиционного автономного решения. Такие примеры есть. Опыт показывает, что как только начинается тонкая, глубокая настройка облачного решения под уникальные особенности конкретного заказчика, большинство преимуществ технологии теряется.

Недооценка каждой из описанных ловушек может привести к неуспеху проекта миграции в облако. Но опыт показывает, что с каждым годом крупные российские компании все больше готовы изменить внутренние процедуры организации бизнеса, если этого требует переход на облачную платформу, который сулит существенное сокращение издержек. Если пять-десять лет назад заказчики при внедрении того или иного ИТ-решения просили все сделать именно так, как они хотят, вплоть до расположения и состава полей на экране, то сейчас многие согласны адаптировать к новому облачному решению свои бизнес-процессы, переучить своих сотрудников и, возможно, изменить схему их работы. Правда, при условии, что исполнитель проекта сможет обосновать приемлемый финансовый эффект этих изменений. Такую позицию можно считать гораздо более взвешенной и более лояльной к облачным трансформациям.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: