Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 03-04 2016
Евгения ВОЛЫНКИНА  25 апреля 2016

Вдогонку за западными облаками

Истории успеха западных облачных провайдеров на слуху у всех – Amazon, Microsoft, Salesforce. У нас, несмотря на активный рост облачного рынка, ярко выраженных лидеров нет, но очень хочется надеяться на их появление.

Пятая ежегодная конференция Cloud & Digital Trans­formation, организованная журналом «ИКС», по традиции стала площадкой, где встретились все участники рынка облачных сервисов, в том числе их потребители. Рынок этот сейчас линейно растет. В глобальном масштабе скорость роста составляет порядка 17% в год, а в России, по прогнозам iKS-Consulting, в течение ближайших пяти лет она будет достигать 33% в год. Но, как отметила основатель iKS-Consulting Татьяна Толмачева, в абсолютных значениях размеры несопоставимы: по данным Gartner, в 2016 г. объем глобального рынка облачных сервисов должен превысить $200 млрд, тогда как российского – порядка 20 млрд руб. Причем на долю ведущих провайдеров из Top-10 приходится почти 70% глобального рынка, половину из которых занимает Amazon Web Services, а далее идут Microsoft (9%), Salesforce (5%), Oracle (3,5%), Rackspace (3,5%) и Google (около 2%). То есть обороты любого из этих провайдеров с легкостью перекрывают мощности всего российского рынка.

   

Обходные пути к облакам

Явных лидеров на российском рынке нет. Он сильно фрагментирован, каждый работает в своей нише, не конкурируя с коллегами, и какого-либо изменения ситуации в 2016 г. не ожидается. По словам Т. Толмачевой, игроки ИТ-рынка все активнее начинают переходить на комплексное предоставление ИТ-сервисов, поэтому основным драйвером облачного рынка остается SaaS. Реальных претендентов на лавры Amazon пока не наблюдается, но есть попытки построения аналогичных по функциональным возможностям сервисов. Движущая сила этого процесса – коммерческие дата-центры.

Исследованиями облачного рынка занимаются не только аналитики, но и его игроки, особенно те, которые планируют существенно расширить свою долю на нем. Так, IBM Center for Applied Insights в марте 2016 г. провела опрос, в котором приняли участие 500 ИТ-директоров из компаний, использующих традиционную и облачную ИТ-инфра­струк­туру. Как рассказал руководитель департамента облачных решений IBM в России и СНГ Сергей Табулин,  оказалось, что 70% респондентов планируют и дальше использовать смесь традиционных и облачных ИТ-ресурсов, а 90% респондентов из компаний – лидеров в своих секторах рынка заявили, что гибридное облако показывает лучшее ROI, чем облачное или традиционное ИТ-решение. Отсюда следует, что конкурентным преимуществом для любой компании является переход к гибридному облаку.

Аналогичные выводы делает и компания Accenture, которая считает, что весь мир сейчас мигрирует от традиционной ИТ-архитектуры к гибридному облаку. Правда, траектория этого движения довольно сложная: пройдя этап виртуализации, компании «разветвляются» на конвергентные структуры, публичные и частные облака, но, попробовав эти варианты, приходят к гибридному облаку. По словам руководителя практики инфраструктурного консалтинга Accenture Антона Павленко,  на мировом рынке сейчас использование публичных облаков корпоративными клиентами сокращается, но активно растет спрос на частные и гибридные облака.

  

Облачная чувствительность «железа»

Сдвиги в сторону облаков давно заметили и производители «железа», лежащего в основе любых ИТ-решений. Как отметил директор по развитию корпоративных проектов Intel Николай Местер,  10 лет назад основными заказчиками компании были производители оборудования типа HP, IBM, Dell, Cray, SGI и т.п., а сегодня – Amazon, Google, Microsoft, Baidu… (в список также вежливо добавлены «Яндекс» и Mail.ru). Именно они потребляют ИТ-оборудование в таких масштабах, что заставляют менять строительные блоки готовых решений: раньше это были процессоры, диски, модули памяти, сейчас – сервер, а совсем скоро это будут стойки с серверами, СХД, сетевым оборудованием и даже целые ЦОДы.

На российском рынке до ситуации, когда квантом управления ИТ-инфраструктурой станет дата-центр, пока далеко, но прогрессивные тенденции налицо. Традиционно считается, что компании выносят в облако прежде всего тестовые среды и вспомогательные приложения, но, по статистике компании КРОК, такие заказчики занимают лишь 30% мощностей ее облака, а 70% уже заняты критичными для бизнеса системами. Кроме того, многие компании строят катастрофоустойчивые решения, распределенные по двум площадкам. Растут и требования заказчиков к качеству сервиса, поэтому КРОК теперь предлагает отдельное SLA, гарантирующее заданную производительность дисковых систем в облачных средах.

В узких нишах

Как отмечалось выше, российский рынок облачных сервисов сильно сегментирован. И признаков сглаживания этой сегментации пока не наблюдается: провайдеры стремятся развивать облачные сервисы, использующие и дополняющие уже освоенные ниши. Особенно это касается традиционных телеком-операторов, которые, начав с услуг дата-центров, добавляют к ним теперь и облачные сервисы. Антон Салов из «Ростелекома» полагает, что для успеха такого бизнеса важен правильный подбор облачных сервисов, которые должны соответствовать возможностям самого оператора и его отдела продаж, а также характеру абонентской базы. Понятно, что оператору сложно продвигать чистые SaaS-сервисы, а вот виртуальные АТС и облачная телефония как дополнения к CRM-системам наверняка найдут хороший спрос у корпоративных абонентов. Правда, клиенты зачастую не ожидают от телеком-оператора высокоуровневых сервисов, поэтому ему нужно не только сформировать эти сервисы, но и правильно донести их до потребителя. Аналогичной точки зрения придерживается и Lattelecom. Как отметил руководитель продаж решений дата-центра Lat­telecom Владимир Малиновский,  операторы понимают, что прибыльность традиционного голосового бизнеса стремится к нулю, поэтому им надо инвестировать в разные ИТ-проекты – виртуальную телефонию, видеочат, игровой портал, облачные сервисы.

   

Похожие проблемы у коммерческих дата-центров, они тоже концентрируются на том спектре приложений, в котором считают себя профессионалами. Руководитель направления IaaS компании «Сервионика» Алексей Черевков  поделился собственным опытом: попытки выйти на массовый рынок SMB-заказчиков оказались неудачными, поскольку это потребовало продажи широкого ассортимента продуктов буквально «ногами», а для этого нужно много собственных обученных продавцов или большая партнерская сеть. Поэтому финансовый успех принесла концентрация на узком спектре продуктов, в которых имеются соответствующие компетенции. Так что построение обширного набора сервисов, интересных широким массам заказчиков, пока удалось только Amazon Web Services.

Возможности для победы

Конечно, тягаться с глобальными облачными лидерами нашим провайдерам не по силам, но, по мнению руководителя виртуального дата-центра КРОКа Максима Березина,  можно успешно конкурировать на своей территории за счет профессиональных специалистов, услуг консалтинга, проектирования и технической поддержки. Евгений Куртуков  из Axoft добавляет, что возможности для конкуренции создает и государство, принимая, например, закон о персональных данных. Однако такого рода конкуренцию сложно назвать здоровой. Есть еще специфичные для российского рынка решения типа «1С» или «Мой склад», которым не смогут составить конкуренцию никакие иностранные продукты, но подстраиваться под особенности российского законодательства не слишком продуктивно, нужно в любом случае ориентироваться на глобальный рынок и делать просто хорошие сервисы. Такие примеры уже есть. Например, в сфере облачной телефонии и ВКС. Но их должно быть больше.

Еще подробнее на с. 70.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: