Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2007
Станислав Валерьевич ЖУРАВЛЕВ  01 июня 2007

Фирменные протоколы в мире открытых технологий Противостояние бизнес-моделей

Развитие телекоммуникационного рынка в России и за рубежом характеризуется активным внедрением бизнесмоделей, свойственных рынку вещания и показывающих там высокую эффективность. Эти модели, доход в которых обеспечивается рекламодателями, объединены общим понятием ad-sponsored.

Новые бизнес-модели поставщиков услуг

Развитие рекламных моделей представляется важным для поставщиков услуг не только потому, что они оказались эффективными на рынке вещания, но и из-за необходимости работать с большой абонентской базой, рассредоточенной по всему миру. Эта позволяет вместо создания сети пунктов обслуживания абонентов работать с гораздо меньшим числом рекламодателей, что существенно снижает издержки.

Доходы упомянутых компаний впрямую зависят от количества посещений сайта. В России на сайтах с миллионной аудиторией цены на рекламу могут достигать нескольких миллионов рублей в месяц. Например, размещение рекламного баннера на главной странице портала Rambler обойдется рекламодателям в 3,9 млн руб. в неделю.

Развитие такой бизнес-модели поставщиков услуг Интернета обусловлено необходимостью решать две жизненно важные задачи: обеспечение роста абонентской базы, а также повышение лояльности абонентов и их объединение в так называемые социальные сети.

Первая задача требует максимально дешевых базовых услуг доступа. Поэтому сегодня поставщики услуг Интернета стремятся превратить операторов связи в дешевую «битовую трубу» и добиваются этого в основном двумя способами:
  • навязыванием конкуренции на рынке услуг доступа, где компании типа Google, Microsoft, AOL и т.д. активно участвуют в строительстве так называемых муниципальных сетей Wi-Fi;
  • административным путем, через лоббирование в Конгрессе США и Евросоюзе, где сегодня возможности поставщиков услуг Интернета, по признанию аналитиков, начинают превосходить возможности операторов связи.
Вторая задача решается с помощью программных средств: сетевое оборудование по фирменному интерфейсу взаимодействует с пользовательским программным обеспечением. Пользовательское ПО должно являться, с одной стороны, средством связи для пользователей, входящих в одно виртуальное сообщество (или социальную сеть); с другой – носителем рекламных сообщений и бренда (логотипы и информация о поставщике услуг). Современной формой такого программного обеспечения являются коммуникаторы, к примеру широко известные ICQ, Skype, Yahoo Messenger, Google Talk.

Причем чем шире социальная группа и чем чаще она пользуется коммуникаторами, тем чаще можно показывать ей рекламные сообщения. Именно этим объясняется пристальный интерес самых разных компаний к покупке поставщиков услуг SIP-телефонии, ведь регулярное голосовое общение необходимо всем без исключения, вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания, интересов и проч. Как следствие абонентская база коммуникаторов достигает сотен миллионов человек (табл. 1).

Следует заметить, что указанные в таблице 941 млн человек составляют примерно 80% от общемирового числа абонентов услуг телефонной связи, а 2,3 млн пользователей российского коммуникатора Mail.ru Агент – это 6,5% от абонентской базы российских операторов фиксированной связи.

В условиях конкуренции различных коммуникаторов их важнейшим, стратегическим свойством является наличие фирменного протокола между коммуникатором и сетевым оборудованием, что не позволяет пользователю применить программное обеспечение без поддержки функции отображения рекламы либо перейти к другому поставщику услуг с сохранением возможности общения с привычным кругом абонентов.

О необходимости использования открытых протоколов сегодня говорят фактически только компании с небольшой абонентской базой, которым жизненно необходимо организовать взаимодействие с аналогичными системами для расширения круга общения своих пользователей. Об открытии стандартов заявляет, например, Google, количество пользователей коммуникатора которой значительно меньше, чем у Skype, ICQ, MSN, Yahoo (которые, к слову, используют закрытые протоколы и не планируют открывать их).

Помимо использования фирменных протоколов некоторые компании продвигают фирменные форматы контента. Например, Apple выпускает плееры iPod на базе фирменного протокола кодирования аудио- и видеоконтента. Чем больше контента в этом формате купит пользователь, тем меньше вероятность того, что он захочет сменить iPod на плееры других производителей. Ведь тогда абоненту придется отказаться от накопленной коллекции контента (в новом плеере Zune от Microsoft тоже используется новый закрытый формат кодирования контента, несовместимый даже с операционными системами Windows).

Стоит заметить, что летом 2006 г. французский парламент попытался принять закон, запрещающий использование фирменных стандартов кодирования. Однако Apple подключила настолько мощный административный ресурс, что проект был снят с рассмотрения в течение двух недель и вопрос парламентариями более не поднимался.

Ответ операторов связи

Многие операторы связи осознают, какие последствия для них повлечет развитие рынка коммуникаторов, и пытаются адекватно отвечать. Их противодействие происходит по двум направлениям.

Первое направление – внедрение коммуникаторов, аналогичных устанавливаемым поставщиками услуг Интернета, с целью формирования собственных социальных сетей (табл. 2). Особых успехов на этом фронте добились Orange и British Telecom, которые смогли ускорить таким образом рост числа абонентов базовых услуг связи. Например, благодаря широкому распространению своего коммуникатора Livecom (см. «ИКС» № 5'2006, с. 92) оператор Orange стал европейским лидером по скорости наращивания абонентской базы (и это при том, что во Франции немало крупных поставщиков услуг хDSL).

Коммуникаторы операторов связи имеют конкурентные преимущества по сравнению с аналогичными продуктами поставщиков услуг Интернета. В частности, коммуникатор обеспечивает передачу и прием сообщений SMS/MMS по телефонным номерам абонентов (и по привычным им тарифам), дешевую телефонную связь через Интернет (опять же по телефонным номерам), возможность управлять услугами телефонной связи и телевидения.

Второе направление предусматривает внедрение операторами связи собственных фирменных технологий. Родоначальниками данного направления являются крупнейшие операторы Telecom Italia, British Telecom и Orange, которые, казалось бы, должны быть заинтересованы во внедрении стандартных открытых технологий, жизненно необходимых для развития NGN. Тем не менее:
  • Telecom Italia успешно продает своим абонентам Wi-Fi-телефоны Alice Mia, которые в полной мере могут работать только в сети этого оператора. Чтобы заинтересовать новыми телефонами пользователей, каждому из них было предложено назначить для себя несколько входящих номеров, для которых в момент вызова будет загружаться комплект персонализации: рингтон, заставка, адресная книга и проч. Такая возможность реализована на базе фирменных протоколов.
  • British Telecom вывел в 2006 г. на рынок технологию передачи голосовой информации – Hi-DS, которая обеспечивает качество звучания речи, как у компакт-диска. Но это доступно только внутри сети British Telecom и только между пользователями Коммуникатора BT Communicator, SIP- и WiFi-телефонов (их продает абонентам сам оператор). С помощью новой технологии планируется решить сразу две задачи – привлечь новых клиентов и стимулировать к переходу на новые устройства уже имеющихся абонентов, которые либо принесут оператору доход, купив пользовательское оборудование, либо станут абонентами социальной сети на базе коммуникаторов.
  • Orange запланировал на 2007 г. внедрение аналогичной технологии с условным названием High Density VoIP.
К ним присоединился оператор NTT, который в марте 2007 г. объявил о разработке технологии передачи высококачественного звука по своей сети подвижной связи. Можно ожидать, что подобная практика получит признание большого числа операторов связи.

***


Итак, налицо тенденция внедрения поставщиками услуг Интернета и операторами связи фирменных протоколов и технологий. Она становится важным элементом технической политики компаний, направленной на формирование лояльной абонентской базы и придание услугам связи новых конкурентных преимуществ.

Кроме того, фирменные технологии превращаются в средство создания так называемых социальных сетей, которые в 2006 г. были наиболее обсуждаемой телекоммуникационным сообществом темой. Можно предположить, что и в дальнейшем число фирменных технологий будет расти, а вместе с ними будет шириться круг операторов связи, отдающих им предпочтение в своем бизнесе.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!