Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2016
Евгения ВОЛЫНКИНА  06 сентября 2016

Российский ЦОД между мировым трендом и жизнью

Провайдерам российских ЦОДов приходится выбирать тактику и стратегию своего развития в условиях экономического кризиса, избытка предложения на рынке и неоднозначных законодательных новшеств государства.

Экономический кризис притормозил ввод в строй новых площадей коммерческих дата-центров, но часть проектов в 2015–2016 гг. были разморожены, и скоро в строй должны войти новые площадки, способные скорректировать расклад сил на рынке услуг ЦОДов. Круги на воде, вызванные введением в действие закона о хранении персональных данных российских граждан на территории РФ (ФЗ № 242), уже почти улеглись, но ему на смену идет «пакет Яровой» (ФЗ № 374), обещающий куда более серьезные последствия для рынка.

В отличие от многих других отраслей, рынок услуг дата-центров продолжает рост, невзирая на общеэкономические трудности. Однако рост этот фиксируется только в рублях: по данным iKS-Consulting, в 2014 г. суммарные доходы российских коммерческих ЦОДов составили 11,9 млрд руб., а в 2015 г. – 13,8 млрд руб. (+16%), но в долларах они сократились с $251 млн до $205 млн, т.е. упали на 18%. Оценка показателей в валюте в данном случае вполне оправданна, поскольку оборудование, установленное в ЦОДах, в основном импортное и курс доллара напрямую влияет на экономическую эффективность работы провайдеров и окупаемость их объектов. Если измерять объем рынка в стойках, то, по подсчетам iKS-Consulting, к концу 2015 г. их количество достигло почти 28,7 тыс. штук, что на 8% больше, чем в 2014 г. (но тогда рост составлял 29%, которые сейчас уже кажутся почти фантастическими). 73% этих стоек приходятся на коммерческие дата-центры, расположенные в Москве и Подмосковье, 18% – на Санкт-Петербург и его окрестности и только 9% – на остальные регионы страны.

Стоит также отметить, что в течение 2015 г. количество компаний – владельцев коммерческих ЦОДов сократилось с 110 до 93 (причем только 15 компаний имеют относительно крупные дата-центры размером от 200 стоек). Таким образом, можно говорить о начале процесса консолидации этого рынка. Подавляющее большинство российских ЦОДов сейчас являются по сути универсальными провайдерами услуг, базирующихся на инфраструктуре дата-центра, а вот ЦОД, специально спроектированный и построенный в расчете на предоставление исключительно облачных сервисов, в России пока один – CloudDC компании «АйЭмТи».

Лидеры территориально распределились

Глобальные лидеры типа Google, Amazon и Microsoft уже давно строят свои облака на базе территориально распределенных сетей ЦОДов, разбросанных по разным странам и континентам. Причем эти дата-центры сами по себе не отличаются высокой надежностью, а безотказная работа всей системы достигается за счет резервирования на уровне ЦОДа. Каждый дата-центр имеет мощные каналы связи со своими «коллегами» по сети и с внешним миром, все хранящиеся в нем данные реплицируются в другие ЦОДы сети, так что разного рода катаклизмы обычно либо вовсе не имеют последствий для клиентов, либо эти последствия очень малы.

Из последних инцидентов можно припомнить произошедший год назад четырехкратный (!) удар молнии в систему электропитания дата-центра Google в Бельгии, в котором работали виртуальные машины пользователей облачной платформы Google Cloud Platform. Как сообщалось, эта авария привела к потере примерно миллионной доли процента данных пользователей. Причем из-за особенностей архитектуры этой облачной платформы оказалось невозможно определить, что это были за данные, кому именно они принадлежали и сколько вообще было потерпевших. Вполне возможно, что в итоге потерпевшие и сами не заметили своей потери. Но в любом случае этот инцидент никак не повлиял на абонентскую базу облака Google. Пять лет назад аналогичный удар молнии прервал работу дата-центров Amazon и Microsoft в Дублине, и их облачные сервисы довольно длительное время были недоступны. В числе пострадавших сервиса Amazon EC2 были такие известные компании, как Netflix, Instagram и даже наша «1С-Битрикс». Но опять же никто из них не разуверился в отказоустойчивости сетевой архитектуры дата-центров, поскольку именно благодаря ей и продуманным схемам организации ИТ-инфраструктуры, резервирования и репликации данных время простоя сервисов у пользователей оказалось минимальным. В частности, специалисты «1С-Битрикс» смогли самостоятельно за несколько часов собрать свой сайт из резервных копий и развернуть его в другом ЦОДе Amazon. Правда, сейчас «1С-Битрикс» со своим сервисом «Битрикс24» больше не является клиентом облака Amazon, но в этом виноваты не дефекты облака, а наш закон о персональных данных, вынудивший компанию переехать к российскому провайдеру.

Кстати, Google и столь же известная компания Facebook, тоже имеющая свою сеть площадок по всему миру, могут вскоре стать клиентами строящегося в настоящее время коммерческого дата-центра в Удомле в Тверской области (его запуск запланирован на март 2017 г.). И хотя эта площадка будет открыта исключительно ради удовлетворения требований все того же закона о хранении персональных данных граждан России на территории РФ, она наверняка станет частью уже существующей сети ЦОДов, соответственно, Google или Facebook.

«Обычные» западные коммерческие дата-центры тоже объединяются в сети. Один из ведущих мировых операторов коммерческих дата-центров американская компания Equinix имеет сегодня под управлением 145 дата-центров в 42 городах Европы, Азии, Северной и Южной Америк. Ее клиентом, в частности, является российская компания Acronis, чьими продуктами для резервного копирования и защиты данных пользуются более 5 млн человек и более 500 компаний по всему миру. Как отметил вице-президент Acronis по разработке и облачным технологиям Иван Луковников, главным преимуществом такого сотрудничества является возможность работать с одним хорошо проверенным поставщиком в разных регионах мира и быть уверенными в качестве его услуг.

 Неспешный рост облаков

По данным iKS-Consulting, доля colocation в доходах российских коммерческих ЦОДов сейчас составляет 49%, а облачные сервисы занимают следующую строчку – 30%. Но это в среднем. Например, в дата-центрах компании КРОК доля colocation снизилась до 50% еще три года назад. А лидер российского рынка коммерческих ЦОДов по количеству стоек компания DataLine, которая уже несколько лет активно развивает свои облачные сервисы, имеет от colocation 66% выручки, а от облаков – только 16%.

О возможностях компании Equinix в качестве глобального оператора услуг ЦОДов говорит хотя бы то, что в 2015 г. она купила за $3,8 млрд одного из своих конкурентов, английскую компанию TelecityGroup вместе с ее 35 дата-центрами. Эта сделка проверялась Еврокомиссией на соответствие антимонопольному законодательству и была одобрена лишь с условием того, что Equinix сразу же продаст восемь из 35 свежекупленных ЦОДов. Их покупателем стал другой гигант индустрии дата-центров, компания Digital Realty, владеющая сейчас 156 ЦОДами на пяти континентах.

Все эти оптовые продажи и покупки дата-центров нам кажутся марсианскими хрониками. Ведь на территории РФ, по данным iKS-Consulting, в настоящее время в наличии всего 196 коммерческих площадок, маленьких и больших. И потому прошлогодняя покупка «Ростелекомом» 50,1% акций компании SafeData, имеющей два дата-центра, воспринималась рынком как сделка года.

Без виз и границ

Но от мировых трендов никуда не деться, и сотрудничать с глобальным рынком дата-центров нашим провайдерам если и не жизненно необходимо, то как минимум полезно. Например, компания Stack Group заключила партнерское соглашение с Equinix и уже связала свой главный дата-центр М1 с двумя дата-центрами Equinix во Франкфурте (FR4) и Амстердаме (AM3), благодаря чему, по словам исполнительного директора компании Евгения Горохова,  ряд заказчиков смог «растянуть инфраструктуру», чтобы без дополнительных инвестиций соответствовать нормам закона о персональных данных. Официальным реселлером Equinix в России является компания IXcellerate, которая теперь предлагает своим московским клиентам подключение к глобальным облачным операторам. Кроме того, IXcellerate вошла в международный альянс коммерческих дата-центров IDC-G, объединяющий ЦОДы 12 стран. Компания DataLine реализовала ряд проектов создания распределенных ИТ-инфраструктур с несколькими европейскими дата-центрами и заключила соглашение о стратегическом партнерстве с крупнейшим китайским оператором ЦОДов 21Vianet Group, поскольку, как отметил гендиректор DataLine Юрий Самойлов,  количество китайских заказчиков за последнее время заметно выросло.

Многие российские операторы дата-центров считают такие партнерства перспективными, но признают, что подобные международные проекты пока интересуют главным образом иностранные компании, работающие в России. Сильным стимулом для них стал все тот же закон о персональных данных. Кроме того, по мнению менеджера коммерческих проектов Linxdatacenter Айрата Мустафина , западные компании и в России работают по западным стандартам и правилам и поэтому предпочитают заключать единые глобальные контракты на поддержку и сопровождение своих ИТ- и телеком-сервисов. И уже глобальные поставщики услуг, такие как AT&T, IBM, British Telecom и др., в каждой стране определяют своего партнера/сервис-провайдера и работают с ним, предлагая заказчикам единый SLA, прозрачную ценовую политику и понятную им корпоративную культуру ведения бизнеса.

Российские размеры и обычаи

Если у ведущих мировых операторов дата-центров в управлении находятся сети из десятков ЦОДов, то российские сети аналогичных объектов имеют размер под стать объему нашего рынка: два ЦОДа – уже сеть, а четыре-пять – большая сеть. Когда около двухсот площадок, принадлежащих почти сотне владельцев, с запасом покрывают весь рыночный спрос, счет сетям может идти только на штуки. И появляются они вполне прозаичным способом: закончилось место на старой площадке – рядом или относительно неподалеку строится новая, которую подключают к старой по оптоволокну. Провайдеры, имеющие такие сети, конечно, строят сервисы, использующие возможности гео­распределенной структуры для создания катастрофоустойчивых решений с более высоким, чем у услуг автономного ЦОДа, показателем доступности (у DataLine, например, «автономный» показатель составляет 99,982%, а для архитектуры с использованием синхронной репликации между двумя дата-центрами – 99,99%), но массового спроса на такие услуги пока нет.

Стоит признать, что, несмотря на активное развитие рынка услуг дата-центров, перед многими российскими компаниями до сих пор стоит старый вопрос «строить или арендовать?». Причем приверженцев собственных ЦОДов или серверных комнат по-прежнему много, и среди них немало компаний, имеющих вполне продвинутые ИТ-службы. От их ИТ-директоров можно услышать, что год-два-три назад в этих компаниях прорабатывались возможности использования стороннего коммерческого дата-центра в качестве резервного, но в итоге было принято решение о создании собственного резервного ЦОДа. Например, пару лет назад, как раз после принятия закона о хранении персональных данных, в одной крупной компании, специализирующейся на производстве товаров повседневного спроса, в соответствии с директивой глобальной штаб-квартиры проводился поиск российского коммерческого дата-центра. Технические требования задавались из «центра» и были довольно жесткими – не только наличие сертификатов Tier III, PCI DSS и др., но и практическое подтверждение заявленного. В результате в Москве были найдены несколько очень приличных дата-центров, но после экономических расчетов был сделан вывод о том, что свои площадки обойдутся дешевле, а их надежность вполне достаточна.

Аналогичные заключения делают самые разные заказчики – и университеты с небольшими серверными комнатами, и достаточно крупные территориально распределенные сырьевые компании. Да и те, кто все-таки выбирают для постоя коммерческий ЦОД, в качестве неизменного требования к нему, как и 5–10 лет назад, выдвигают транспортную доступность, несмотря на все развитие сетей связи и высокоуровневых сервисов дата-центров. Появились среди заказчиков и такие (например, компания «Эльдорадо»), кто самостоятельно строит собственную сеть дата-центров, объединяя в нее и свои корпоративные дата-центры, и оборудование, установленное на colocation в коммерческих ЦОДах, и ресурсы облачных сервисов.

Наши провайдеры дата-центров, конечно, стараются учитывать мировые тренды. Явно полезное сотрудничество с Uptime Institute уже принесло свои плоды: в России научились строить правильные надежные автономные ЦОДы. Развиваются в российских дата-центрах и облачные сервисы – и собственные, и в партнерстве с международными облачными провайдерами. Есть определенные достижения и в использовании возможностей территориально распределенных сетевых ИТ-инфраструктур. Как сильно мы здесь отстаем от мирового уровня, сказать трудно, но явно больше, чем на почти традиционные два-три года. Даже новые площадки все-таки строятся как автономные объекты, надежность работы которых обеспечивается инженерной инфраструктурой. Повышение доступности сервисов за счет организации связности нескольких площадок, репликации данных и балансировки нагрузки уже освоено ведущими операторами дата-центров, но спрос на подобные услуги пока низкий. Заказчики по-прежнему предпочитают пользоваться одной высоконадежной площадкой, а не двумя-тремя средне- или низкоуровневыми. Обходится это дешевле, а последнее слово в выборе сервисов сейчас обычно за финансистами.

Тенденция «оптимизации расходов» серьезно беспокоит специалистов: например, по мнению заместителя гендиректора iCore Алексея Карпинского,  это уже привело к снижению качества новых площадок. Сохраняющийся упор на создание автономных дата-центров и неготовность к построению сетей распределенных площадок с резервированием на уровне ЦОДа (отказ от ДГУ вообще воспринимается как кощунство) могут иметь весьма неприятные последствия в виде снижения качества предоставляемых сервисов.

Свои корректировки в технологическое развитие отрасли вносит и российское законодательство. Причем влияние разных законов может быть диаметрально противоположным. Можно по-разному относиться к закону о персональных данных, но его введение в действие в принципе пошло на пользу российским ЦОДам. Причем не только в части увеличения выручки за счет размещения стоек новых клиентов, но и в части повышения компетенций самих дата-центров – у них появились соответствующие решения и специалисты по информационной безопасности, и полученный ими опыт, несомненно, пригодится в организации защиты любых других данных клиентов.

С «пакетом Яровой», требующим от операторов связи хранить весь трафик своих клиентов в течение полугода, все грозит произойти с точностью до наоборот. Его реализация может привести только к примитивизации работы дата-центров. По подсчетам iKS-Consulting, закон потребует от операторов связи более чем семь раз увеличить число имеющихся у них сегодня стоек. Часть площадей для этих целей, возможно, будет арендована в коммерческих ЦОДах (либо эти ЦОДы будут просто куплены операторами связи). Специалисты ИТ-отрасли сразу заявили о том, что извлечь какую-либо полезную информацию из этого кладбища данных будет невозможно. Никаких высоких информационных технологий, новых инженерных решений и квалифицированных специалистов это хранение не потребует. Штабеля дисковых массивов в «ИТ-сараях» будут тупо перемалывать десятки и сотни мегаватт электроэнергии. Такое омертвение ресурсов отбросит отрасль дата-центров в технологическом отношении на много лет назад. Остается только надеяться, что до практической реализации этого закона дело не дойдет, и мировые тенденции рынка услуг дата-центров, пусть и сильно адаптированные к российской действительности, не обойдут стороной наши ЦОДы.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!