Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 7 2007
Владимир ЗАЙЦЕВ  01 июля 2007

Фиксированная телефония К успеху не бывает легких дорог

Современное состояние малого и среднего бизнеса в фиксированной телефонии ввиду почти полного отсутствия официальных данных можно оценить лишь приблизительно. На основании того, что количество выданных лицензий исчисляется тысячами, зачастую делается вывод о существовании и процветании огромной армии малых операторов, именуемых ныне альтернативными.

Однако не все лицензиаты, формально отнесенные к категории операторов связи, в полной мере ими являются. К примеру, в этом списке находится большая группа предприятий (колхозы, совхозы, учебные заведения, гостиницы и т.п.), которые с советских времен имеют в своем составе подразделения, предоставляющие услуги связи ведомственного назначения. У них простейшее коммутационное оборудование и небольшие сети емкостью от 10 до нескольких сотен номеров, присоединенные к местным сетям «Связьинвеста», и они не планируют дальнейшего развития этого вида деятельности. С нашей точки зрения, эта группа организаций не может считаться малым предприятием связи.

Наибольший интерес в качестве субъектов малого и среднего бизнеса представляют самостоятельные, не аффилированные с крупными структурами операторы, для которых оказание телекоммуникационных услуг – основной вид деятельности. Именно эта группа компаний соответствует определению малого предприятия в ИКТ и в полной мере переживает трудности становления и развития данного бизнеса.

Исторический контекст

Большинство малых предприятий в традиционной телефонии возникли в период 1992–1996 гг. Инициатива их создания исходила, как правило, от специалистов среднего звена районных или городских узлов связи предприятий «Связьинвеста».

Востребованность этого вида деятельности была очевидна. Новые операторы на фоне «недотелефонизации» страны, оставшейся с советских времен, пытались удовлетворить растущие потребности общества в расширении спектра и объемов услуг связи как традиционных, так и принципиально новых. Им была гарантирована быстрая окупаемость, поскольку плата за установку телефона была высокой. Операторы местной телефонной связи подсоединялись на местном уровне к сетям «Связьинвеста» и обеспечивали своим абонентам доступ к услугам МГ/МН-связи.

Благодаря быстрому возврату средств привлечение финансовых ресурсов не было проблемой для новых операторов. И раньше, и сейчас главный барьер на пути их развития – дискриминация в доступе к сетевым ресурсам со стороны собственника инфраструктуры – «Связьинвеста». В те времена новый оператор попадал в полную зависимость от своего «старшего брата». Формально это выражалось в завышенных требованиях к техническим условиям на присоединение, в завышенных ценах на обслуживание точек присоединения и пропуск МГ/МН-трафика, в отказе оплаты услуг альтернативных операторов. Ввиду слабости и неопределенности нормативной правовой базы это приводило к злоупотреблениям со стороны монополиста, недобросовестной конкуренции и, несомненно, замедляло темпы развития малого бизнеса в отрасли.

Тем не менее за прошедший период сформировалась достаточно стойкая когорта альтернативных операторов, длительное время успешно работающих на рынке телекоммуникаций.

Штрих-портрет альтернативного сегмента

Типичный альтернативный оператор – это:
  • основные виды услуг – местная телефонная связь и доступ к МГ/МН-связи;
  • мощность абонентской сети – 2000–20 000 номеров;
  • число работающих – 20–100 чел.;
  • годовой доход – 10–100 млн руб.;
  • уровень рентабельности – 15–20%;
  • доля доходов от предоставления интернет-услуг – 10–20%;
  • ARPU – 300–650 руб.
В последнее время появился интерес к построению внутризоновых сетей. Но пока такие примеры единичны. Набирает силу тенденция расширения гаммы услуг за счет предоставления услуг доступа в Интернет, темпы роста здесь составляют 30–40% в год.

Успешности альтернативных операторов связи способствовали те уникальные свойства малого предпринимательства, которые обеспечивают его выживание во всем мире – оперативность, быстрота реагирования на изменение запросов рынка, высокая мотивация участников бизнеса, отсутствие громоздких бюрократических структур и процедур в управлении предприятием. Есть примеры, когда в населенных пунктах, где работало несколько операторов связи, сроки установки телефона сокращались с нескольких лет до нескольких часов!

Интересно отметить особенности использования существующего оборудования и его обновления. Многие малые операторы начинали строить свой бизнес на устаревшей технике, иногда даже реставрируя брошенное оборудование малых АТС. И сегодня операторы не стремятся любым путем заменить исправно действующую аппаратуру. Хотя, по нашим оценкам, уровень цифровизации у альтернативных операторов выше, чем у «Связьинвеста». Необходимость замены оборудования тщательно просчитывается, и оборудование заменяется только в случае, если снижение затрат на обслуживание окупает расходы на модернизацию. Показательно, что у малых операторов, в отличие от операторов «Связьинвеста», значительная часть приобретаемой техники – отечественного производства.

Взаимодействие с регулирующими структурами

Рассматривая проблемы становления и развития малых предприятий телефонной связи, следует отметить, что для этого поля нехарактерно давление пресловутых административных барьеров и надзорных органов.

Тут другая головная боль – получить свой законный, недискриминационный доступ к сетевым ресурсам. Сейчас острота проблемы несколько снизилась и будет снижаться по мере формирования конкурентной среды в процессе создания рынка МГ/МН-связи, однако она останется определяющей, пока подавляющие объемы сетевых ресурсов находятся в руках монополиста – ОАО «Связьинвест».

Корень проблемы формирования конкурентной среды – протекционистская политика государства, направленная на сохранение монопольной позиции «Связьинвеста». Это ярко проявилось в новой нормативной базе, переход на которую сейчас происходит в отрасли. Положительно оценивая процесс упорядочения взаимоотношений участников рынка и введение в нормативные рамки ранее никак не определенных в правовом контексте отношений, операторы отмечают протекционистский характер ряда принимаемых положений.

Так, по их мнению, недопустимой дискриминацией присоединенного оператора является угроза ограничения или прекращения пропуска трафика со стороны присоединяющего оператора, чаще всего в лице «Связьинвеста». Приостановка производственной деятельности – тяжелейший удар по бизнесу, репутации и конкурентоспособности предприятия, огромные убытки и путь к банкротству. Неоднократные обращения к регулятору с просьбой ввести в нормативную базу положение, не допускающее подобного шага иначе как на основании вступившего в силу решения суда, к сожалению, пока не дали положительных результатов.

Нарекания со стороны операторов вызывает и изложенные в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия порядок оплаты расходов на обслуживание точек присоединения и дифференциация услуг по пропуску трафика на местном уровне присоединения в зависимости от топологии сети. Установленный государством «Ordnung» грозит катастрофой, ибо дает огромные преференции монополисту и приводит к неизбежному и быстрому банкротству малых предприятий, не имеющих дополнительных доходов от оказания других видов услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!