Rambler's Top100
Статьи
09 сентября 2016

Российский рынок IDM: рост при любом сценарии

Год назад компания Gartner назвала сегмент систем идентификации и управления доступом, IDM (Identity Management), одним из драйверов роста рынка инфобезопасности в России. 

Андрей Конусов, генеральный директор компании «Аванпост»

О том, как развивается IDM-направление сегодня, мы беседуем с Андреем Конусовым, генеральным директором компании «Аванпост». 

– Какие компании задают (формируют) правила игры на российском рынке IDM-систем?

– Всех участников можно условно разделить на три большие группы. К первой относятся крупные зарубежные вендоры, которые еще в середине 2000-х принесли идею IDM в Россию, – IBM, Oracle, в меньшей степени Microsoft. Вторую группу образовали российские разработчики. Исторически первой была компания «Аванпост», а затем, как обычно бывает после удачного старта, появились последователи. Сегодня подобные решения есть у компаний Solar Security и «ТрастВерс» (входит в ГК «Информзащита»). Третья группа – это недавно прибывшие в Россию западные поставщики решений класса IDM. Пока в ней два ключевых игрока – SailPoint и Dell. У них хорошие продукты – качественные, современные, c богатым функционалом (недаром SailPoint – лидер рынка, по оценке Gartner). Но компании испытывают определенные трудности на российском рынке, как политического характера, так и связанные с локальной инфраструктурой продаж и поддержки.

– Российские поставщики систем идентификации и управления доступом не случайно «родом» с рынка информационной безопасности?

– В России бизнес так устроен, что в системах IDM чаще заинтересованы руководители служб ИБ. У нас вопрос эффективности всегда имеет более низкий приоритет в сравнении с требованиями регулятора и высокими рисками серьезного инцидента, за который придется отвечать. В других странах необходимость в системах этого класса определяют законодательные требования и осознанная необходимость повышения результативности бизнеса.

– Какова на сегодняшний день структура российского рынка IDM?

– Поскольку крупные международные исследовательские компании пока не выделяют доли игроков в России, могу поделиться нашей экспертной оценкой. Oracle и IBM занимают около 65% рынка за счет большого количества внедрений в предыдущие годы (IDM – это система, которую нужно поддерживать постоянно). За последние два года о каких-либо новых крупных проектах у этих вендоров я не слышал. Самая большая доля рынка среди российских поставщиков – около 15% – у «Аванпост». Около 5% приходится на долю двух других отечественных игроков, которые начали предлагать свои решения позже нас. И еще 10% на двоих сумели занять Dell и SailPoint. Озвученная мной доля рынка включает в себя не только деньги от продажи и внедрения наших решений, поступающие в том числе и от наших партнеров – компаний-интеграторов, но и оплату консалтинга. Кстати, если смотреть на рынок с точки зрения количества новых проектов, то наша рыночная доля вдвое выше.

В целом на рынке места хватает всем: 80% крупных заказчиков пока вообще не используют IDM-системы.

– А как бы вы оценили динамику рынка систем идентификации и управления доступом за последние два года?

– Объем российского IDM-рынка «просел» из-за курсовой разницы. Если в 2014 году мы определяли его в $45 млн, то в 2015-м он упал в долларовом выражении до 40 млн при том, что в рублевом исчислении объем рынка вырос. В 2016-м году, я рассчитываю, рынок вернется к $45 млн. А вот в 2017-м ожидаю 20%-ного роста, поскольку мы видим, что и количество заказчиков, и спрос на IDM-системы растут.

– Почему?

– Ситуация прояснилась: стало понятно, что цены  $120 за баррель нефти не будет и надо учиться жить в новых реалиях. В условиях, когда денег на рынке на всех не хватает, возрастает конкуренция. Победить в ней можно, либо повысив эффективность собственного бизнеса, либо разузнав о планах конкурентов и помешав их осуществлению. Эти два фактора обеспечат существенный рост востребованности систем класса IDM. С одной стороны, за счет увеличения скорости обработки запросов на идентификацию эффективность повышается. С другой -- IDM-решения способствуют снижению затрат на ИТ, поскольку освобождают компанию, особенно крупную, от необходимости содержать большой штат администраторов для «ручного» обеспечения прав доступа к различным корпоративным информационным системам.

Что же касается второго фактора, то автоматизированное управление правами доступа к информационным ресурсам предприятий с возможностью оперативно зафиксировать и быстро устранить каждое нарушение, а потом разобраться в его причинах ставит надежный заслон на пути кибершпионажа. Таким образом, IDM – это система, отвечающая требованиям нового времени, поэтому заказчики готовы ее покупать.

– Доля сегмента IDM-систем в объеме российского рынка ИТ пока очень мала. А какова она в объеме рынка информационной безопасности?

– Тоже невелика: по нашим оценкам, около 5%, но, как я уже говорил, она растет.

– Курс на импортозамещение помог российским вендорам в продвижении своих решений крупным заказчикам?

– Как оказалось, у импортозамещения есть как плюсы, так и минусы. И поскольку плохая новость должна быть первой, начну с минусов. Для нас они проявились с совершенно неожиданной стороны. Как только такой курс был объявлен, многие ИТ-компании, которые ранее не разрабатывали собственные продукты, решили восполнить этот пробел и в итоге «смели» с рынка квалифицированных программистов. Если раньше в базе рекрутинговых агентств было 5–6 тыс. резюме, в которых встречались нужные нам компетенции, то сегодня по такому же запросу выдается всего 200–300 резюме. Нехватка квалифицированных кадров всегда была в сфере ИТ проблемой, но так остро, как сейчас, она не стояла никогда. И это сдерживает активное развитие нашей компании. К тому же приходится повышать зарплаты уже работающим специалистам, чтобы их не переманили конкуренты. Этот фактор также не добавляет ИТ-компаниям финансовой устойчивости.

Что касается хорошей новости, то российские программные продукты стало легче продавать крупным заказчикам. Целый ряд клиентов, которые раньше были в принципе не готовы ничего менять, начали серьезно искать для внедрения работающие российские системы. И отечественные игроки, которые разработали качественные продукты, смогли воспользоваться ситуацией. К примеру, нашим заказчиком стал ДИТ Москвы, который перевел блок управления доступом для столичных чиновников с системы IBM на наше решение. А это около 80 тыс. пользователей. Так что сегодня в зоне ответственности глобального вендора остается доступ москвичей к своим личным кабинетам на городском портале госуслуг.

– Тема ауторсинга IDM актуальна сегодня или в более отдаленной перспективе?

– На Западе уже появился класс облачных IDM-решений, которые используются многими ведущими компаниями. В России крупные заказчики свои ключевые системы в облака не переводят. И это проблема для рынка облаков в целом.

Технологически мы полностью к этому готовы. Провели переговоры с крупными коммерческими ЦОДами по развертыванию у них нашего IDM-решения, чтобы его можно было предлагать как дополнительную услугу клиентам. Но никто не согласился, поскольку в их бизнесе ключевым фактором является цена. И если она выше, чем у конкурентов, даже за счет дополнительных услуг, то клиенты уйдут. Так что мы ждем подходящего момента.

– Каковы сценарии развития рынка IDM в перспективе до 2018 г.?

– Ключевой вопрос – это экономическая ситуация и климат для компаний среднего бизнеса. Этот сегмент наиболее пострадал от кризиса. А между тем именно в компаниях среднего размера заключен потенциал роста. Нарастить объем рынка только за счет крупных компаний через два года не получится. Если в перспективе двух-трех лет экономическая ситуация стабилизируется, появятся понятные правила игры и перестанут придумываться новые, ухудшающие экономический климат, то наметится более или менее плановый рост. С руководителями таких бизнесов можно будет начать обсуждать вопросы повышения эффективности с точки зрения, в том числе наших систем. В этом случае рынок будет расти на 30–35–40% в год. Если этого не произойдет, то, я думаю, что в следующем году рост на 25% мы обеспечим, а дальше темпы снизятся до 15–20%. Но то, что рынок IDM будет расти, это абсолютно точно. В целом для российских IDM сейчас благодатное время, и мы активно этим пользуемся. 

Беседовала Александра Крылова 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!